Количество критериев выбора поставщика может доходить до нескольких десятков. К трем основным критериямотносят: стоимость приобретения продукции или услуг; качество продукции или услуг; надежность обслуживания.
Один из ключевых вопросов материально-технического снабжения – качество поставляемого сырья и комплектующих изделий. В развитых странах предприятия, выпускающие технически сложную продукции отбирают в качестве поставщиков лишь тех, кто проявил или может проявить способность удовлетворить уровень предъявляемых им технических требований. Эти требования к предметам закупок основаны на технических требованиях к конечной продукции. При рассмотрении возможностей поставщика на первое место выдвигаются следующие требования: наличие оборудования для производства продукции необходимого качества; возможность проводить испытания качества по заданной программе и с помощью необходимых приборов; контроль и аттестация входящих материалов и сырья; наличие необходимых документов, определяющих количество рабочих операций и их контроль; наличие документов, подтверждающих проведение всех необходимых операций по производству и контролю.
Программы поддержания качества закупаемых МР тщательно продумываются, в расчет берется даже организация учебы персонала поставщиков-смежников. Задачей обучения, как правило, является повышение уровня знаний персонала, который информируют о новейших технологиях и процессах, чтобы сделать обслуживание станков и приборов квалифицированным и эффективным.
Под надежностью обслуживания понимается гарантированность обслуживания потребителя нужными ему ресурсами в течение заданного промежутка времени в строгом соответствии со всеми условиями договора о поставках (объемы, сроки, качество, комплектация и т.д.).
Источники информации о характеристиках поставщиков
Для сбора информации, необходимой для применения перечисленных критериев, требуется использование разнообразных источников, таких как:
· Собственное расследование;
· Местные источники, такие, как действующие на данной территории юридические лица или «осведомители» официальных органов;
· Банки и финансовые институты;
· Конкуренты потенциального поставщика;
· Торговые ассоциации, например Торгово-промышленная палата РФ;
· Информационные агентства;
· Государственные источники (регистрационные палаты, налоговая служба, лицензионные службы и пр.), обладающие открытой информацией.
Правила отбора источников информации
1) Нельзя ограничиваться одним источником информации, вне зависимости от объема и глубины предоставляемой им информации;
2) Как минимум один из используемых источников должен быть независимым, т.е. не быть заинтересованным в возможных последствиях использования предоставленной им информации.
Оценка поставщиков
Для получения всесторонней оценки поставщиков, как потенциальных, так и работающих в настоящее время с предприятием, менеджер по закупкам вместе со специалистами из других подразделений (экспертами) должен сформулировать критерии выбора поставщика. Поскольку таких критериев довольно много, то выбираются самые важные, значимые для ПР в данной ситуации.
Следует заметить, что в зависимости от значимости производимого товара для предприятия, одни и те же критерии могут менять свою значимость. Например, в одном случае для предприятия наиболее важным будет качество МР или быстрота доставки даже за счет высокой цены, а в другом предприятие будет искать дешевые ресурсы среднего качества и т.п. Эту значимость необходимо каким-то образом измерить. Для этого эксперты каждому i-му критерию выставляют бальные оценки важности , затем преобразуемые в коэффициенты важности
(
).
Каждый поставщик оценивается по выбранным критериям и в зависимости от того, насколько он хорошо соответствует i-му критерию, поставщику выставляется балльная оценка .
Тогда комплексная оценка R конкретного поставщика по всем критериям (рейтинг поставщика) будет рассчитываться по формуле
.