Концепция пространственно-временной локализации феноменов культуры




Культурологический и цивилизационный подход.

Деятельность народов многих стран выразилась в развитии не только материального производства и науки, но и в развитии материальной и духовной культуры. Поэтому не случайно появление точки зрения считающей главной движущей силой исторического процесса развитие культуры. Культура развивается благодаря идеям творческих личностей, воплощающим в жизнь свои открытия и изобретения, цели и идеалы в политике и духовной жизни.

Освальд Шпенглер (1880-1936) – немецкий философ идеалист.

Основной труд “Закат Европы”. Выступает как пророк. Влияние Ницше.

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) сторонник концепции культурно-исторических типов. «Россия и Европа». (Основатель направления Шпенглер, но наш мыслитель менее известен). Для Данилевского история не есть прогресс Разума или некоторой общей цивилизации, но существует развитие отдельных культурно-исторических типов.

История – это мир уникальных культур, где одна уникальность сменяет другую.

Есть несколько типов культур (античная, западная, индийская, вавилонская, китайская, арабская, египетская, и мексиканская).

Каждая культура живет около 1000 лет. Каждая культура обладает длительностью. Затем культура перерождается в цивилизацию. Цивилизация есть полная противоположность культуры. Цивилизация обезличена, нет идеалов, массовость, толпа. Цивилизация – это бездушный интеллект и массовое общество. Цивилизация – неизбежная судьба культуры. Это фаза увядания после полнокровного цветения.

Культура – совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура – автономная, самодовлеющая, замкну­тая, обособленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает. Цивилизация в рамках культурологического подхода – высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.

С наступлением цивилизации художественное, литературное, философское твор­чество делается ненужным (по мнению Шпенглера). Цивилизация предла­гает отречься от культурных претензий и предаться го­лому техницизму и технократизму.

Технократизм – направление в общественной мысли, утверждающее, что общество может целиком регулироваться принципами научно-технической рациональности; ее носителями являются техники, инженеры и ученые (технократы), к которым от предпринимателей и политиков должна перейти власть на предприятиях и в обществе в целом.

В итоге история это смена одной локальной культуры другой локальной культурой (после гибели предыдущей).

Круговорот локальных культур. Культура – это человеческая деятельность и ее результаты, выраженные в духовных ценностях и идеалах.

Концепция “локальных цивилизаций” – это концепция замкнутых и са­модостаточных, неповторимых культурных организмов, проходящих сходные этапы роста, созревания и гибе­ли. Для этой концепции характерно про­тивопоставление культуры и цивилизации, которая рассматри­вается как последний этап развития данного общества.

 

 

Арнольд Тойнби (1889-1975) – английский философ и историк. Религиозный мыслитель. «Постижение истории». 12 томов. Тойнби считает, что инициатором исторического процесса является Бог, человек только соавтор. Так как трудно определить, кто или что запускает исторический процесс.

Включение Бога в исторический процесс приводит к религиозному пониманию истории – провиденциализм (от лат. providentia – про­видение). Провиденциализм представляет историю как проявления воли бога, осуществления заранее предусмотренного божественного плана «спасения».

Позиция Тойнби созвучна концепции Шпенглера – концепции цивилизационного вырождения. Материально-экономические успехи свидетельствуют о росте общества. Его укреплении. Но это только на первый взгляд.

Доминирование экономических или политических интересов приводит к разбалансировке гармонической культурной целостности. Затухают плодотворные процессы индивидуализации. Социальное целое начинает распадаться.

За этим процессом стоит Бог, который бросает человеку Вызов. Что ставит человека перед гамлетовским вопросом – выбором процесса самореализации. Глубокий план истории, который творит Бог и человек, всегда персоналистичен. (Персонализм – направление признающее личность первичной творческой реальностью, а мир проявлением творческой активности личности). Концепция Тойнби – это своеобразная историческая концепция, в которой уже невозможно представить ментальность 20-го века.

 

История – нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в раз­личных уголках Земли.

Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и ло­кальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в исто­рии человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.

К основным цивилизациям относятся (относились):

шумерская; вавилонская; минойская; эллинская (греческая); китайская; индусская; исламская; христианская; некоторые другие цивилизации.

Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.).

 

Движущими силами истории согласно Тойнби являются:

• вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное геогра­фическое положение, отставание от других цивилизаций, во­енная агрессия);

• ответ цивилизации в целом на вызов;

• деятельность талантливых, богоизбранных личностей (вели­ких людей).

 

Развитие всей истории строится по схеме "вызов – ответ". По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:

• творческого меньшинства;

• инертного большинства.

Творческое меньшинство ведет за собой инертное большин­ство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации.

Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно "тушить" энергию мень­шинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой.

Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно лю­дям, они рождаются, растут, живут и умирают.

 

Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:

• зарождение;

• рост;

• надлом;

• дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезно­вением цивилизации.

 

 

Различие между культурой и цивилизацией состоит в том, что культура – это выражение и результат самоопределения воли народа или индивида («культурный человек»), в то время как цивилизация – совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта (см. Коллектив).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: