Культурологический и цивилизационный подход.
Деятельность народов многих стран выразилась в развитии не только материального производства и науки, но и в развитии материальной и духовной культуры. Поэтому не случайно появление точки зрения считающей главной движущей силой исторического процесса развитие культуры. Культура развивается благодаря идеям творческих личностей, воплощающим в жизнь свои открытия и изобретения, цели и идеалы в политике и духовной жизни.
Освальд Шпенглер (1880-1936) – немецкий философ идеалист.
Основной труд “Закат Европы”. Выступает как пророк. Влияние Ницше.
Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) сторонник концепции культурно-исторических типов. «Россия и Европа». (Основатель направления Шпенглер, но наш мыслитель менее известен). Для Данилевского история не есть прогресс Разума или некоторой общей цивилизации, но существует развитие отдельных культурно-исторических типов.
История – это мир уникальных культур, где одна уникальность сменяет другую.
Есть несколько типов культур (античная, западная, индийская, вавилонская, китайская, арабская, египетская, и мексиканская).
Каждая культура живет около 1000 лет. Каждая культура обладает длительностью. Затем культура перерождается в цивилизацию. Цивилизация есть полная противоположность культуры. Цивилизация обезличена, нет идеалов, массовость, толпа. Цивилизация – это бездушный интеллект и массовое общество. Цивилизация – неизбежная судьба культуры. Это фаза увядания после полнокровного цветения.
Культура – совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура – автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает. Цивилизация в рамках культурологического подхода – высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.
|
С наступлением цивилизации художественное, литературное, философское творчество делается ненужным (по мнению Шпенглера). Цивилизация предлагает отречься от культурных претензий и предаться голому техницизму и технократизму.
Технократизм – направление в общественной мысли, утверждающее, что общество может целиком регулироваться принципами научно-технической рациональности; ее носителями являются техники, инженеры и ученые (технократы), к которым от предпринимателей и политиков должна перейти власть на предприятиях и в обществе в целом.
В итоге история это смена одной локальной культуры другой локальной культурой (после гибели предыдущей).
Круговорот локальных культур. Культура – это человеческая деятельность и ее результаты, выраженные в духовных ценностях и идеалах.
Концепция “локальных цивилизаций” – это концепция замкнутых и самодостаточных, неповторимых культурных организмов, проходящих сходные этапы роста, созревания и гибели. Для этой концепции характерно противопоставление культуры и цивилизации, которая рассматривается как последний этап развития данного общества.
Арнольд Тойнби (1889-1975) – английский философ и историк. Религиозный мыслитель. «Постижение истории». 12 томов. Тойнби считает, что инициатором исторического процесса является Бог, человек только соавтор. Так как трудно определить, кто или что запускает исторический процесс.
|
Включение Бога в исторический процесс приводит к религиозному пониманию истории – провиденциализм (от лат. providentia – провидение). Провиденциализм представляет историю как проявления воли бога, осуществления заранее предусмотренного божественного плана «спасения».
Позиция Тойнби созвучна концепции Шпенглера – концепции цивилизационного вырождения. Материально-экономические успехи свидетельствуют о росте общества. Его укреплении. Но это только на первый взгляд.
Доминирование экономических или политических интересов приводит к разбалансировке гармонической культурной целостности. Затухают плодотворные процессы индивидуализации. Социальное целое начинает распадаться.
За этим процессом стоит Бог, который бросает человеку Вызов. Что ставит человека перед гамлетовским вопросом – выбором процесса самореализации. Глубокий план истории, который творит Бог и человек, всегда персоналистичен. (Персонализм – направление признающее личность первичной творческой реальностью, а мир проявлением творческой активности личности). Концепция Тойнби – это своеобразная историческая концепция, в которой уже невозможно представить ментальность 20-го века.
История – нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли.
Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.
|
К основным цивилизациям относятся (относились):
шумерская; вавилонская; минойская; эллинская (греческая); китайская; индусская; исламская; христианская; некоторые другие цивилизации.
Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.).
Движущими силами истории согласно Тойнби являются:
• вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия);
• ответ цивилизации в целом на вызов;
• деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей).
Развитие всей истории строится по схеме "вызов – ответ". По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:
• творческого меньшинства;
• инертного большинства.
Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации.
Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно "тушить" энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой.
Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают.
Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:
• зарождение;
• рост;
• надлом;
• дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.
Различие между культурой и цивилизацией состоит в том, что культура – это выражение и результат самоопределения воли народа или индивида («культурный человек»), в то время как цивилизация – совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта (см. Коллектив).