Подготовка потенциальных замещающих семей




Сведения о кандидатах в приемные родители, подтвердивших документально в соответствии с российским законодательством право быть таковым, заносятся в банк данных.

Как правило, из кандидатов формируются группы для подготовки к выполнению новой для них роли.

Под подготовкой мы понимаем поэтапную деятельность квалифицированных специалистов, состоящую из тщательного отбора претендентов на роль замещающего родителя, в ходе обучения кандидаты получают необходимые знания.

Целью обучающего этапа является: соотнесение замещающими родителями своих знаний и умений с требованиями, предъявляемыми к данной категории родителей-воспитателей.

Задачи:

  1. Помочь кандидатам в замещающие родители осознать мотивы принятия ребенка в семью;
  2. Ознакомить с проблемами, которые возникают с появлением нового члена в семье;
  3. Выделить для каждой семьи, как зоны возможных трудностей, так и ресурсы, позволяющие решать данные проблемы;
  4. Вооружить кандидатов знаниями психологических особенностей детей, оставшихся без попечения родителей, и сформировать навыки семейного общения;
  5. Дать возможность каждому кандидату проявить себя в процессе подготовки для наиболее полной оценки его личностных качеств;
  6. Сформировать установку у замещающих родителей к обращению к специалистам различного профиля в случае затруднений в процессе воспитания приемных детей.

Подготовка замещающих родителей может осуществляться через индивидуальные и групповые формы обучения. К ним можно отнести: лекции, консультации, семинары-практикумы, тренинги. Как показал опыт, наиболее эффективны тренинговые занятия. В ходе тренинга замещающие родители имеют возможность под руководством специалиста самостоятельно найти пути решения проблемы, что способствует формированию компетентного поведения, предотвращая опасность роста вторичного социального сиротства.

Содержание обучения замещающих родителей-воспитателей включает три компонента их подготовки: информационно-образовательный, практический, коррекционный.

Информационно-образовательный компонент предполагает вооружение замещающего родителя минимумом знаний, касающихся воспитательного потенциала семьи, особенностей детей, воспитывавшихся как в неблагоприятной семейной обстановке, так и в условиях государственных воспитательных учреждениях, а так же основам их оздоровления, воспитания, социальной реабилитации в условиях замещающей семьи.

Практический компонент в подготовке родителей-воспитателей данной категории реализуется через систему групповых занятий, которые предполагают их активное участие в ролевых играх, анализе типичных жизненных ситуаций, дискуссиях и т.д.. Практические занятия направлены на решение комплекса задач:

  • помочь замещающим родителям более глубоко осознать особенности проблем, которые могут возникнуть в связи с принятием в семью чужого ребенка;
  • развить у них способность эффективно слушать, принимать и поддерживать проблемного ребенка, помогать усвоению способов общения;
  • сформировать умение конструктивно взаимодействовать с воспитанником, предвидеть и вовремя погасить обострение отношений, конфликт.

Накопленный на практических занятиях опыт призван способствовать формированию у приемных родителей уверенности в своих действиях, готовности к преодолению неизбежных трудностей, к сотрудничеству, как со специалистами, так и с другими замещающими родителями.

Включение коррекционного компонента в обучение замещающих родителей вызван необходимостью исправления определенных установок кандидата, которые могут снизить эффективность его деятельности (излишне детализированные представления о ребенке; непродуктивный подход к воспитанию: гиперопека, диктат и т.п.).

Значительное место в повышении социально-психолого-педагогической компетентности родителей принадлежит индивидуальным консультациям, совместному анализу реальных ситуаций, вызывающих у них тревогу.

Критериями оценки эффективности подготовкизамещающих родителей к выполнению новой роли могут быть следующие:

  1. Мотивационный: осознание истинного мотива принятия ребенка в семью, готовность принять и обратиться за помощью к специалистам в случае необходимости; стремление повышать свои знания в области воспитания приемных детей.
  2. Когнитивный: знание основ законодательной базы о правах и обязанностях приемных родителей и воспитателей, а так же последствиях; знание особенностей развития детей, воспитывающихся вне семьи, последствий депривации, форм и методов преодоления этих последствий;
  3. Праксеологический: умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации в семье; умение работать в группе.

Достоинством содержания данной программы является возможность составления отдельных подпрограмм, исходя из подготовленности, опыта и потребностей обучаемой группы, как потенциальных замещающих родителей, так и уже имеющих опыт воспитания приемных детей, и других форм устройства ребенка в семью. В тоже время, эффективность подготовки замещающих родителей будет зависеть от уровня профессионального мастерства специалистов, реализующих данную программу.

Особую роль в подготовке компетентного замещающего родителя отводится диагностике. Ее цель - выявить из общего числа претендентов людей пригодных к выполнению данной роли.

Результаты нашего исследования позволили выявить ряд основных трудностей, с которыми сталкиваются замещающие родители. На основе их анализа, два направления обучения потенциальных родителей-воспитателей - юридическое и психолого-педагогическое - были признаны приоритетными.

Юридическая подготовка подразумевает ознакомление потенциальных замещающих родителей с законодательными основами защиты детства и организационно-правовыми аспектами деятельности замещающей семьи. Это дает возможность замещающим родителям осознать права и обязанности как свои, так и приемного ребенка, а также последствия приобретения соответствующего статуса.

Психолого-педагогическая подготовка предусматривает вооружение замещающих родителей необходимыми знаниями и умениями коррекционно-воспитательной деятельности, способами преодоления возможных проблемных ситуаций и бесконфликтного общения.

Выявив характер затруднений замещающих родителей и детей в семьях данной категории, специалистов, занимающихся проблемами семейного жизнеустройства детей, разработаны вариативные обучающие программы, технология социально-педагогического патронажа и психологического сопровождения, создан комплект методических пособий, рекомендаций и памяток как для специалистов, работающих с данной категорией семей, потенциальных и состоявшихся замещающих родителей, так и для детей, готовящихся к переходу в замещающую семью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: