Помазание в Древнем Израиле




Мессия

Христос. Это греческое слово. Его еврейский аналог – это māšîaµмашиа́х »). (Или Мессия – данное прочтение возникло от арамейского языка). Означают эти слова «помазанник ».

Это слова, которые в Израиле относились к людям, помазанным для исполнения определенной роли. В политической сфере так именовались цари из династии Давида (Пс 89,21; 131,10-17). В этом смысле особенно важен отрывок во 2 Цар 7,8-16: в нем выражена надежда, что Бог пошлет идеального правителя (из династии Давида).

Помазание священным маслом являлось особым ритуалом. Люди и вещи таким образом обозначались как отделенные, «выделенные», для особых миссий и целей, то есть святые [1], имеющие связь с Господом, являющимся Иным в этом мире (1 Цар 16.1,3; 2 Цар 2,4; Исх 28,41; Быт 28,18; Исх 29,36-37; 30,22-33; 40,9-11; Лев 8,10-12; 2 Цар 1,21).

В основном в Израиле этот ритуал использовался при посвящении в цари (Суд 9,8; 2 Цар 2,4; 5,3; 3 Цар 1.34,39; 4 Цар 11,12; 1 Цар 16.1,3), (и также) первосвященники и священники (Исх 28,41; 29,7; 30,30-33; 40,12-15; Пс 132,2; Лев 4.3,5,16; 16,32; Числ 3,3)).

Вся Священная история Израиля царского периода описана через надежду на царя и сосредоточена на ней. Израиль постоянно ждет этого идеального Помазанника Царя с нетерпением. Как следствие обещания, данного Господу Давиду, на царя возлагались надежды идеального правления, он должен быть идеальным правителем: Пс 2; 71; 88,1-29; 109; 100; 20; Ис 9,6-7; 11. Царь описывается как посланец Господа, который должен установить Его справедливый порядок в мире язычников, установить Его Царство; он олицетворяет чаемое будущее, где по всему миру становятся реальностью дары Господа – изобилие и мир: Мих 5,2-5а; 4,6-8; Иер 23,5-6; Иез 21,25-27; 34,23-24; 37,24-28; Зах 9,9-10 (идеальный правитель – это не завоеватель, а миротворец, кроткий, смиренный, утверждающий мир «до концов земли » (10 стих)); 11,4-17 (восстановление изначальной Правды Божией в отношении народа, царь пасет овец «обреченных на заклание» (4 стих)). Он должен быть верен своему Отцу – Богу Израиля (Пс 88,27). Израиль ждет правителя, правление которого будет правлением Господа (Ис 9,6-7; 11; Иер 23,5-6 и др.), (который и есть Царь в собственном смысле этого слова (1 Цар 2,6-10; 12,12; Исх 15,18; 2 Цар 22,33-46; Пс и др)), когда народ сможет наконец-то сказать: «яко с нами Бог» (Ис 7,14). Через царя в Израиле должен править Сам Господь. Таким Помазанником оказался только Иисус, правление Которого есть правление Бога, потому что Его личность является Божественной.

Сейчас для нашего слуха «Христос», вероятно, звучит не столько как титул, сколько как имя. Однако этот распространенный взгляд, согласно которому «Иисус Христос» – своего рода двойное имя, скрывает важный факт: «Иисус Христос» – это самое древнее и краткое исповедание веры в Иисуса как Посланника Божьего. Человек, произносящий слова «Иисус Христос», цитирует раннюю формулу веры, формулу исповедания. Пример: Деян 2,36 (из проповеди св. апостола Петра).

 

* * *

 

Итак, не Мессия ли святой Иоанн Креститель? Нет. И пророк энергично отклоняет такое предположение. Не он Христос, «но идёт Сильнейший меня». Иоанн указывает на некоего «Сильнейшего». Вот Он и есть грядущий Мессия, Христос. Здесь следует укать на небольшую неточность в русском переводе. На церковнославянском звучит точнее: «гряде́т же Кре́плий мене́ », то есть «Тот, Кто крепче меня». Напомню, что «Крепкий» – одно из многих имен Божиих, упоминаемых в Писании. Помните наше Трисвятое пение? «Святый Боже, святый Крепкий, святый Бессмертный…».

Далее святой Иоанн Креститель трижды подчеркивает разницу между собою как пророком и Грядущим Христом: Во-первых, это разница в достоинстве; во-вторых, это разница в крещении; в-третьих, Иоанн говорит, что сам он только возвещает близкий Суд, но Грядущий будет производить этот Суд.

1. О разнице в достоинстве. Св. Иоанн говорит, что он так незначителен, что даже, «недостоин развязать ремень обуви», или, как читаем в Мф 3,11, «недостоин понести обувь» Грядущего Мессии. Хотя Иоанн был широко известен, чрезвычайно почитаем и оказывал большое влияние на иудеев, он смирял себя перед Грядущим Христом до положения самого презренного раба, ибо нести обувь, то есть сандалии (или, как у Евангелистов Луки и Марка, «развязать ремень обуви »), – было рабским делом. Напомню, что обувь считалась ритуально нечистой. Да и ноги надо было омывать при входе в дом, и делать это не потому что они были физически грязными, а потому что они были ритуально нечистыми. Таковыми их делала дорога, по которой могли бегать нечистые животные или ходить язычники, больные и всякие другие «нечистые», с точки зрения иудеев, люди. При храме существовали даже специальные рабы, которые снимали сандалии с ног служащих в храме и омывали их ноги. Эти рабы считались нечистыми, и им терять было уже нечего. Иоанн сознательно преувеличивают свою незначительность: он, мол, недостоин быть даже таким вот нечистым храмовым рабом по сравнению с Грядущим Сыном Человеческим, Христом.

2. Разница между Иоанном и Иисусом также состоит в крещении. Крещение Иоанна невозможно даже сравнить с крещением Христа, Который будет крестить не в воде, как Иоанн, но «будет крестить вас Духом Святым и огнем ». Что такое крещение Святым Духом и огнем?

«Огненное крещение » – известный библейский образ мессианского Суда, который наступит в последний День, в День Господень [2]. Суд изображался пророками в устрашающих картинах огненного истребления: «в костре его много огня и дров; дуновение Господа, как поток серы, зажжет его» (Ис 30:33); «и будет земля горящею смолою: не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее» (Ис 34:9-10); «вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей» (Мал 4:1).

Об огне Страшного Суда неоднократно предостерегал слушателей и Сам Господь Иисус Христос: «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» (Мф 7:19); «как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего» (Мф 13:40); «и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов» (Мф 13:42); «лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную» (Мф 18:9).

О Крещении Святым Духом. Иудеям были прекрасно известны страшные пророчества о Дне гнева Господня, дне страха, тьмы, мрака и опустошающего огненного пламени. Так об этом Дне возвещали пророки Исаия, Малахия, Иоиль… Но те же пророки – и великие, и малые – ждали в конце веков не только Страшного огненного Суда, но и явления обновляющего и животворящего Духа Святого. Вот Иезекииль: «И дам вам сердце новое и дух новый дам вам» (Иез 36:26-27). Так и пророк Иоиль: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть … И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоиль 2:28.32). Как при сотворении первого человека, Бог вдохнул в него жизнь Духом Своим, так и в будущем ожидалось полное обновление жизни дарованием Духа Божия. Это обновление в представлении иудеев связывалось с пришествием Мессии. Они помнили, что Грядущий Мессия будет не только Судией, но также Носителем и Раздаятель Духа: «ибо сделал его Бог сильным Духом Святым» (Пс Сол[3] 17:42).

И в Евангелиях Иисус Христос действительно представлен таким Носителем Святого Духа, Который сошел на Него в момент Его Крещения, когда Дух Божий «сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мф 3:16). Иисус нёс в Себе Дух Божий и раздавал Его. Так, возражая фарисеям, Он Сам говорил о Себе: «Я Духом Божиим изгоняю бесов» (Мф 12:28). Апостолам Он заповедал: «научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28:19).

Безусловно, крещение Духом Святым понимается как благодатное крещение, которое принес Христос. Христиане всегда ощущали в себе исполнение пророчеств об излиянии Духа. Ведь именно слова пророка Иоиля вспоминает апостол Петр в своей первой проповеди в день Пятидесятницы: «Это есть предреченное пророком Иоилем: “и будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, … И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется”» (Деян 2:16.21).

3. Разница между Иоанном и Иисусом состоит также в том, что Грядущий Христос – Судия Божий: «лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым». Слово «суд» по-гречески «кризис», и это буквально означает «разделение», «отделение», в данном случае пшеницы от соломы или мяки́ны. И этот Суд Мессии для Иоанна – не есть что-то отдаленное. Ведь уже и «лопата Его в руке Его». Иначе говоря, Иоанн говорил о Суде Божьем, который произойдет не в каком-то отдаленном историческом будущем, но совсем скоро. Ведь Иоанн Креститель стоял еще на почве ветхозаветной иудейской эсхатологии, которая знала только об одном пришествии Мессии, пришествии Суда и конца века сего.

Образ лопаты-веялки и сожжения соломы предназначен не только иудеям, но адресован и Церкви, в которой вперемежку собраны и добрые и злые, и всем людям вообще. Речь о грозном Суде носила бы исключительно исторический характер, если бы в ней речь шла только об иудеях. Суд, кризис, разделение произойдет на Суде. Об этом неоднократно говорил Сам Иисус Христос, в речи которого тоже появляется образ веяния зерна: «Как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов. … Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф 13:40-43).

 

 

 


[1] Еврейское слово «qō d eš» («кодэ́ш»), обозначающее «святость», происходит от «qā d aš» («када́ш») «отделить», «выделить».

[2] См. статью Б. Тихомирова «День Господень» (https://m.pravenc.ru/text/171709.html).

[3] См. LXX.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: