Вера (иман) – это слова и деяния, она увеличивается благодаря повиновению Аллаху и уменьшается при Его ослушании.





К учению (мазхаб) приверженцев Сунны относится следующее утверждение: «Вера это слова, деяния и внутреннее познание, она увеличивается благодаря повиновению и уменьшается при ослушании».


Мухаммад ибн ‘Али ибн аль-Хасан ибн Шакыкъ сказал: «Я задал вопрос Абу ‘Абдуллаху Ахмаду ибн Ханбалю, да помилует его Аллах, о смысле увеличения и уменьшения веры, и он ответил: «Рассказал нам аль-Хасан ибн Муса аль-Ашйяб, а ему Хаммад ибн Саляма, а ему Абу Джа’фар аль-Хитми, от своего отца, а тот от его деда ‘Умайра ибн Хабиба, сказавшего: «Вера увеличивается и уменьшается». Его спросили: «В чем это заключается?» И он сказал: «Когда мы поминаем Аллаха, воздаем Ему хвалу и прославляем Его, вера наша увеличивается, а когда мы проявляем беспечность, тратим время попусту и забываем о Нем, она уменьшается». [Это сообщение приводит ‘Абдуллах ибн Ахмад в «ас-Сунна» 444, 498, аль-Халляль в «ас-Сунна» 1141, аль-Лялякаи в «Шарх аль-и’тикад» 1721 и др.].


Сообщается, что Яхья ибн Салим сказал: «Вопрос о вере я задавал десяти факъихам и все они сказали: «Вера – это слова и деяния». Так я спросил у Хишама ибн Хассана и он сказал: «Это слова и деяния». Я спросил у Ибн Джурайджа и он сказал: «Это слова и деяния». Я спросил у Суфьяна ас-Саури и он сказал: «Это слова и деяния». Я спросил у аль-Мусанны ибн ас-Саббаха и он сказал: «Это слова и деяния». Я спросил у Хишама ибн Хассана и он сказал: «Это слова и деяния». Я спросил у Мухаммада ибн ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн ’Усмана и он сказал: «Это слова и деяния». Я спросил у Мухаммада ибн Муслима ат-Таифи и он сказал: «Это слова и деяния». Я спросил у Фудайля ибн ‘Ийяда и он сказал: «Это слова и деяния». Я спросил у Нафи’а ибн ‘Умара аль-Джумахи и он сказал: «Это слова и деяния». [Это сообщение с хорошим иснадом приводят аль-Аджурри в «аш-Шари’а» 242 и аль-Лялякаи в «Шарх аль-и’тикад»/1584].


Сообщил аль-Хумайди, сказавший: «Я слышал, как Суфьян ибн ‘Уяйна сказал: «Вера – это слова и деяния, она увеличивается и уменьшается». Тогда его брат Ибрахим ибн ‘Уяйна сказал: «О Абу Мухаммад, ты сказал она уменьшается?!» Он сказал: «Замолчи, дитя! Да, она уменьшается, и может уменьшиться так, что от нее ничего не останется». [Это сообщение с достоверным иснадом приводят аль-Аджурри в «аш-Шари’а» 232 и Ибн Батта в «аль-Ибана аль-Кубра» 817].


Аль-Уалид ибн Муслим сказал: «Я слышал от аль-Ауза’и, Малика и Са’ида ибн ‘Абдуль-‘Азиза, как они порицали тех, кто говорил, что вера – это признание без деяний. Сами же они утверждали, что нет веры, кроме как с деяниями». [Это сообщение с достоверным иснадом приводят ‘Абдуллах ибн Ахмад в «ас-Сунна» 556 и аль-Ляликаи в «Шарх аль-и’тикад» 1586].


Вера того, чьих благих деяний было больше, более совершенна, нежели вера того, кто грешил, проявлял беспечность и тратил свое время попусту.


Ахмад ибн Са’ид ар-Рибаты рассказывал: «‘Абдуллах ибн Тахир сказал мне: “Ахмад, вы ненавидите этих людей (мурджиитов) не на основании знания, я же напротив, ненавижу их благодаря знанию. Во-первых, они не считают обязанностью подчинение правителю мусульман. Во-вторых, вера у них не имеет степеней. Клянусь Аллахом, я никогда не позволил бы себе сказать, что моя вера такая же, как у Яхьи ибн Яхьи или Ахмада ибн Ханбаля, они же утверждают, что их вера подобна вере ангелов Джибриля и Микаиля». [Это сообщение с достоверным иснадом приводят аль-‘Улейми в “аль-Манхадж аль-ахмад” 1/173, Ибн Аби Я’ля в “Табакъат аль-ханабиля” 1/109].


Исхакъ ибн Ибрахим аль-Ханзали рассказывал: «Однажды ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак прибыл в город Рей, где к нему подошел один усердный в поклонении человек, которого он посчитал исповедующим учение хариджитов, и спросил его: «О Абу ‘Абдур-Рахман. Что ты скажешь о том, кто совершает прелюбодеяние, ворует и пьет вино?» Ибн аль-Мубарак ответил: «Я не вывожу такого из веры». Тогда он сказал: «О Абу ‘Абдур-Рахман, ты что же на старости лет, стал мурджиитом?!» Ибн аль-Мубарак сказал: «Нет, мы не говорим, так как говорят мурджииты. Они говорят: «Наши благие деяния приняты, а дурные – прощены». И если бы я знал, что от меня приняты мои благие деяния, то мог бы свидетельствовать, что попаду в Рай, однако я этого не говорю». Затем Ибн аль-Мубарак привел слова ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), сказавшего: «Если бы на одну чашу весов положили веру Абу Бакра, а на другую веру остальных людей, вера Абу Бакра перевесила бы».

 

[Относительно того, что иман Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) перевесит иман всех мусульман, сообщается также от пророка (мир ему и благословение Аллаха), что он сказал: «Если бы иман моей общины взвесить с иманом Абу Бакра, то перевесил бы иман Абу Бакра». Этот хадис приводят Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашкъ» 9/227 и др. И этот хадис недостоверный. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 6343.


Однако достоверно эти слова передаются от ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), который говорил: “Если бы иман обитателей земли взвесить с иманом Абу Бакра, то перевесил бы иман Абу Бакра”. Ахмад в «Фадаиль ас-сахаба» 653, ‘Абдуллах ибн Ахмад в «ас-Сунна» 649-650, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 35. Хафиз аль-‘Иракъи, хафиз ас-Сахауи, имам аль-‘Аджлюни, имам аш-Шаукани подтвердили достоверность. См. “Тахридж аль-Ихья” 1/52, “аль-Макъасыд аль-хасана” 352, “Кашф аль-хафа” 2/216, “аль-Фауаид” 18/360].


Сообщается, что аль-Хусейн ибн Харб (брат Ахмада ибн Харб) сказал: «Я свидетельствую, что религией, которую исповедовал Ахмад ибн Харб, были слова: «Вера – это слова и деяния, она увеличивается и уменьшается».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: