Вероубеждения приверженцев Сунны и последователей хадиса относительно сотворенности деяний людей.





К утверждениям приверженцев Сунны и единой общины (ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а) относится следующее: «Деяния, совершенные людьми, сотворены Аллахом». Никто из них не сомневается в этом, а тех, кто не согласен и отрицает это, они считают отклонившимися от правильного пути и религии истины. [Более подробно об этой теме можно прочесть в «Хальк аф’аль аль-‘Ибад» имама аль-Бухари и «Шарх ‘акыда ат-Тахауийя» имама Ибн Абиль-‘Изза аль-Ханафи.]

 


Прямой путь от Аллаха.


Последователи хадиса свидетельствуют, что Всевышний Аллах выводит на прямой путь, кого пожелает, и оставляет в заблуждении – кого пожелает. Но, несмотря на это, никто из заблудших не вправе использовать этот факт в качестве довода для своего оправдания.

 

Великий и Всемогущий Аллах сказал: «Многобожники скажут: “Если бы Аллах пожелал, то ни мы, ни наши отцы не приобщали бы сотоварищей и не запрещали бы ничего”. Таким же образом считали лжецами посланников те, кто были до них, пока они не вкусили Наше наказание. Скажи: “Есть ли у вас какое-либо знание, которое вы можете представить нам? Вы лишь следуете предположениям и лжете”. Скажи: “У Аллаха убедительный довод. Если бы Он пожелал, то повел бы прямым путем всех вас”» (аль-Ан’ам 6: 148-149).


«Если бы Мы пожелали, то наставили бы на прямой путь каждого человека, однако исполнится Слово Мое: «Я непременно заполню Геенну джиннами и людьми – всеми вместе!» (ас-Саджда 32: 13).


«Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей» (аль-А’раф 7: 179).


Аллах, пречист Он, сотворил людей, нисколько не нуждаясь в них. Он сотворил их двумя группами. Одну для блаженств Рая, которых они удостоятся в качестве дара от Аллаха, а другую для мук в Аду, который они справедливо заслужат сами своими деяниями. Одних Он сделал следующими верным путем, других – отклонившимися, одних – счастливыми, других – несчастными, одних – близкими к Милости Своей, других – далекими от нее.


«Его не спросят за то, что Он совершает, а они будут спрошены» (аль-Анбия 21: 23).


«Разве не Он творит и повелевает? Благословен Аллах, Господь миров!» (аль-А’раф 7: 54).


«Он сотворил вас изначально, и так же вы будете возвращены. Он одних наставил на прямой путь, а другим заслуженно предписал заблуждение. Они сочли дьяволов своими покровителями и помощниками вместо Аллаха и полагают, что следуют прямым путем» (аль-А’раф 7: 29-30).


Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал по поводу этих слов Аллаха: «Это счастье одних и несчастье других были написаны им на роду еще до их появления на свет».

[Необходимо знать, что Всевышний Аллах – Справедлив, и Он не сбивает с истины и не направляет Свои создания к совершению греха, если только сами они не изберут для себя этого пути. А то, каковым будет исход Своих рабов, Аллах знал еще до их сотворения].


‘Абдуллах ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах) сказал: “Правдивый и достойный доверия посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал нам: «Поистине, каждый из вас формируется во, чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает там в виде сгустка крови и ещё столько же – в виде кусочка плоти, а затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух. И он получает веление записать четыре вещи: удел человека, срок его жизни, его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным. И клянусь Аллахом, помимо, Которого нет иного бога, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей Рая до тех пор, пока не окажется от Рая на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего сбудется написанное ему на роду, и он станет совершать дела обитателей Огня и войдет в него. И, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей Огня до тех пор, пока не окажется от Огня на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего сбудется написанное ему на роду, и он станет совершать дела обитателей Рая и попадет туда». аль-Бухари 6594, Муслим 2643.


Со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, человек может совершать дела обитателей Рая, тогда как в Писании уже записано, что он будет обитателем Огня. И вот когда он будет уже при смерти, положение его изменится, он станет совершать деяния обитателей Огня, умрет и попадет в Огонь. И поистине, человек может совершать дела обитателей Огня, тогда как в Писании уже записано, что он будет обитателем Рая. И вот, когда он будет уже при смерти, положение его изменится, он станет совершать деяния обитателей Рая, умрет и войдет в Рай». [Этот хадис приводят Ахмад 6/107-108, Абу Я’ля 4668, Ибн Хиббан 346. Хафиз Ибн Хаджар, шейх аль-Альбани и шейх Мукъбиль подтвердили достоверность это хадиса. См. “Фатхуль-Бари” 11/488, “ас-Сахих аль-муснад” 1585].

 

 

Добро и зло.


Приверженцы Сунны свидетельствуют и убеждены в том, что добро и зло, польза и вред, радость и горе – все происходит по предустановлению и предопределению Аллаха, которые неминуемы, и которые невозможно предотвратить или избежать.

 

Человека постигает лишь то, что было предписано для него Его Господом и даже если все творения Аллаха соберутся, чтобы принести пользу или вред кому-либо из людей вопреки тому, что ему было предписано – они не смогут этого сделать, как об этом говорится в хадисе от ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса.

 

[Автор имеет ввиду известный хадис, в котором Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды, когда я сидел верхом позади пророка (мир ему и благословение Аллаха), он сказал мне: «О мальчик, не научить ли тебя некоторым словам, посредством которых Аллах окажет тебе пользу?» Я сказал: “Конечно”. Тогда он сказал: «Помни об Аллахе, и Он будет хранить тебя, помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой. Вспоминай Аллаха в благоденствии, и Он узнает тебя в беде. Если захочешь попросить о чем-либо, то проси Аллаха, если захочешь обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху. И знай, что перья уже подняты (от хранимой Скрижали), а страницы высохли, а поэтому, если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом. И если они соберутся вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом. И знай, что обошедшее тебя стороной не могло постичь тебя, а постигшее тебя, не могло обойти стороной. И поистине, победа приходит с терпением, радость с несчастьем, а с трудностью приходит облегчение». Ахмад 1/293, 303, 307, ат-Тирмизи 2516, аль-Хаким 3/531-532, Абу Я‘ля 2556, Ибн Аби ‘Асым 316, ат-Табарани в «аль-Кабир» 2/134. Достоверность этого хадиса подтвердили такие имамы, как: Ибн Раджаб, Ибн Хаджар, ас-Сахауи, аль-‘Аджлюни, Ахмад Шакир, аль-Альбани, Ибн Баз, Мукъбиль ибн Хади. См. “Нур аль-икътибас” 18, “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 459, “Муафакъа аль-хубр аль-хабар” 328, “Макъасыд аль-хасана” 188, “Кашф аль-хафа” 1/366, “Субулю-Ссалям” 4/267, “Тахридж аль-Муснад” 2804, “Тахридж Китаб ас-Сунна” 137-139, “ас-Сахих аль-муснад” 699].


Всевышний сказал: «Если Аллах коснется тебя вредом, то никто, кроме Него, не избавит тебя от него. Если Он пожелает одарить тебя добром, то никто не отвратит Его милости» (Юнус 10: 107).


Приверженцев Сунны утверждают, что все добро и зло – от Аллаха, и это происходит по Его предопределению. Однако также к их пути и учению относится правило не причислять и не относить к Аллаху вне контекста все, что в отдельном использовании может показаться указанием на недостаток или изъян в Его совершенной сущности. Так, например, нельзя обращаться к Аллаху, говоря: «О Создатель обезьян» или «О создатель свиней» или «О Создатель навозных жуков» и т.п., несмотря на то, что все они являются Его творениями. Доказательством этому служат, слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который в своей мольбе говорил: «Благословен Ты и Возвышен, в Твоих Руках благо, а зло никак не относится к Тебе». [Данный хадис приводит Муслим 771. Это часть слов, являющихся мольбой, с которой следует обращаться к Аллаху в начале молитвы (ду’а аль-истифтах)].


Смысл этих слов, а Аллаху ведомо лучше, заключается в том, что зло, отдельное от добра, нельзя относить к Аллаху, как бы специально подчеркивая это. Нельзя, например, взывать к Аллаху, обращаясь к Нему: «О Создатель Зла» или «О Предопределяющий зло», хотя, вне сомнения, именно Он творит и предопределяет и добро и зло.


По этой же самой причине, Хадыр объясняя пророку Мусе (мир им обоим) смысл своих злых поступков, которые он совершил по велению Аллаха, желание причинить вред людям приписал себе. Так, он сказал: «Что касается корабля, то он принадлежал беднякам, которые трудились в море. Я захотел повредить его, потому что перед ними находился царь, который силой отнимал все целые корабли» (аль-Кахф 18: 79).


Когда же Хадыр объяснял смысл своих благих поступков, как желание оказать милость, благодеяние и добро, то он отнес это к Аллаху, сказав: «Что же касается стены, то она принадлежала двум осиротевшим мальчикам из города. Под ней находился их клад. Их отец был праведником, и твой Господь пожелал, чтобы они достигли зрелого возраста и извлекли свой клад по милости твоего Господа. Я не поступал по своему усмотрению. Вот толкование того, к чему ты не смог отнестись с терпением» (аль-Кахф 19: 82).


В этом же ключе необходимо понимать и слова Ибрахима, мир ему, когда говоря об Аллахе, он сказал: «Когда я заболеваю, Он исцеляет меня» (аш-Шу’ара 26: 80).


Здесь Ибрахим, мир ему, отнес болезнь к себе, а исцеление от нее к Аллаху, хотя известно, что и болезнь и исцеление, исходят только от Него.

 

 

Воля Аллаха.


Также к убеждениям приверженцев Сунны и единой общины относится вера в то, что все благие и дурные деяния рабов Аллаха происходят по Его воле. Никто не может уверовать или стать неверным, если на то не будет Его воли и желания.


Если бы пожелал Аллах, то сделал бы людей единой общиной, как Сам сказал об этом: «Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле» (Юнус 10: 99).


А если Он бы пожелал, чтобы никто не ослушивался Его, то не создал бы Иблиса.


Поэтому все – и неверие неверных, и ересь безбожников, и единобожие верующих, и повиновение покорных, и ослушание грешников, происходят по предустановлению Аллаха, Его предопределению, воле и желанию. Он пожелал все это, и постановил, что так тому и быть.
Однако, это вовсе не означает, что Он доволен неверием и ослушанием Своих рабов. Нет, напротив, Он доволен их верой и покорностью, а неверие и ослушание ненавидит.

 

Сказал Аллах: «Он не доволен неверием для Своих рабов. А если вы будете благодарны, то Он одобрит для вас это» (аз-Зумар 39: 7).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: