Жанры речи: отзыв.
Особенности содержания отзыва. Композиция отзыва
Человеку свойственно делиться своими мыслями и впечатлениями, вызванными прочитанными книгами. Иногда одна и та же книга производит на разных читателей противоположное впечатление. Отзыв - это и есть обмен впечатлениями о книге, выражение своего отношения к созданным автором образам.
ИНСТРУКЦИЯ
1 -Выберете одну из целей вашего отзыва:
1) привлечь внимание к стихотворению, повлиять на мнение других людей, поспорить по поводу оценки художественных образов;
2) желание поделиться впечатлением о прочитанном с людьми, которые находятся далеко;
3) стремление разобраться в прочитанном.
В зависимости от выбранной цели выберете жанр отзыва. Это может быть статья, письмо, эссе.
Отзыв всегда предполагает слушателей, собеседников. Это могут быть друзья, учитель, библиотекарь, широкая аудитория. От того, к кому вы обращаетесь, зависит и форма отзыва, и содержание.
Продумайте название своего сочинения. Хотя слово "отзыв" уже может стать названием. Вместе с тем работа может иметь и другой заголовок: "Стихотворение, которое тронуло", "Приглашение к размышлению", "Уроки любви".
-Подберите материал и расположите его в зависимости от строения сочинения. Имейте ввиду: отзыв состоит из двух основных частей. В первой части высказывается мнение о том, понравилось или не понравилось стихотворение. Во второй части обосновывается, аргументируется высказанная оценка. Четкой грани между частями нет.
Обязательно включите в свою работу свое мнение о том, как автор относится к изображаемым лирическим образам. Оцените, в чем особенности его восприятия, в чем новаторство в создании стихотворения.
|
Для создания отзыва не стоит работать над всеми пунктами. Выберете только те, которые вам помогут подобрать необходимые аргументы.
Вот примерный план анализа стихотворения:
Название.
Дата написания.
Реально-биографический и фактический материал.
Жанровое своеобразие.
5. Идейное содержание:
а)ведущая тема,
б) основная мысль,
в) эмоциональная окраска чувств,
г) внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
Интерпретация стихотворения.
7. Структура стихотворения:
а) основные образы;
б) изобразительные средства (эпитеты, метафоры, аллегория, сравнение,гипербола,
литота, ирония, сарказм),
в) синтаксические фигуры (повтор, антитеза, анафора, эпифора, инверсия),
г) звукопись (аллитерация, ассонанс),
д) стихотворный размер, рифма, способы рифмовки,
е)строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октива, сонет).
-Чтобы правильно интерпретировать стихотворение, подумайте, что скрывается за словами поэта. Выделите ключевые слова, подумайте над их скрытым смыслом. Сжатое слово становится концентрированным, многозначным. С.Я. Маршак говорил: "Как Золушка, одетая в платье, которое ей подарила фея, простое обыкновенное слово преображается в руках поэта".
-Особенность лирики заключается в том, что она сосредоточена прежде всего на внутреннем мире человека. В ней отсутствует описание событий. Внутренний смысл нужно понимать через эмоциональность. К тому же лирическое стихотворение бессюжетно. Именно поэтому большую роль играет ассоциативное мышление. Для аргументации используйте произведения других авторов и проводите сравнительный анализ. Обращайтесь к произведениям живописи и музыки. Например, если вы пишите отзыв на стихотворение Блока "Незнакомка", используйте картины с одноименным названием Крамского и Глазунова.
|
-Заканчивая работу над отзывом, проверьте, достаточно ли у вас аргументов, нет ли ненужного, постороннего материала. Отредактируйте свою речь. Не забывайте, что ваша работа написана в публицистическом стиле, поэтому должна быть эмоциональной и яркой. Она должна воздействовать на ваших слушателей. Используйте для этого в своем сочинении предложения разные по строению. Уместны будут градация, инверсия, многосоюзие, назывные и безличные предложения.
Обратите внимание!
Не сбивайтесь на пересказ стихотворения.
Полезный совет!
Прежде чем писать отзыв, внимательно несколько раз прочтите стихотворение. Расставьте все паузы, определите роль авторских знаков препинания.
ОТЗЫВ | РЕЦЕНЗИЯ | |
Особенности жанра | Развернутое высказывание эмоционально-оценочного характера о произведении искусства, содержащее мнение и аргументацию пишущего отзыв | Развернутое критическое суждение о произведении искусства, в основе которого — анализ художественного произведения в единстве его содержания и формы |
Цель | Поделиться впечатлением о прочитанном, привлечь внимание к понравившемуся произведению, участвовать в обсуждении | 1) Дать аргументированное истолкование и оценку идейно-художест-венного своеобразия произведения. 2) То же, что в отзыве. |
Особенности подхода | Автор отзыва объясняет свой интерес к произведению личными пристрастиями, а также общественной значимостью поднятых в произведении проблем, их актуальностью. Система аргументации основана на личном читательском опыте, вкусе и предпочтениях. Литературные герои, как правило, рассматриваются как человеческие характеры, типы; дается оценка с морально-этических, нравственных позиций, взаимоотношений персонажей, их поведения. Вывод отражает жизненную позицию автора сочинения, его личностные качества, отношение к тем или иным сторонам жизни, нашедшим воплощение в литературном произведении | В рецензии преобладает не эмоционально-субъективная (понравилось — не понравилось), а объективная оценка. Читатель выступает как критик и исследователь. Предметом исследования является произведение как художественный текст, поэтика автора, его позиция и средства ее выражения (проблематика, конфликт, сюжетно-композиционное своеобразие, система персонажей, язык и т. д.). Самостоятельность мышления автора рецензии определяется не столько формой высказывания («я думаю...», «по моему мнению...»), сколько индивидуальностью стиля, глубиной суждений, свободой ассоциаций, убедительностью аргументов. Рецензия не претендует на полноту исследования, она должна выявить наиболее яркие и значимые стороны произведения, его особенности. По стилю рецензия может быть публицистична, носить полемический характер, а может тяготеть к жанру эссе, литературоведческой статье |
Построение | I. Повествование о читательских пристрастиях автора сочинения, истории его знакомства с данным произведением, процессе чтения и т. п. Тезис, в котором кратко формулируется оценка прочитанного. II. Рассуждение, в котором обосновывается, аргументируется высказанная оценка: 1) важность затронутой автором темы и поднятых в произведении проблем; 2) обзор (не пересказ!) изображенных автором событий, наиболее важные эпизоды; 3) оценка поведения персонажей, их участия в изображаемых событиях, отношение к персонажам, их судьбам; 4) итог рассуждения (мысли и чувства автора сочинения в связи с прочитанным). III. Обобщение, в котором оценка данного произведения дается в сопоставлении с другими произведениями того же автора, высказывается намерение продолжить знакомство с его творчеством, содержится обращение к потенциальным читателям и т. п. | I. Обоснование повода для рецензирования (новое, «возвращенное» имя, новое произведение автора, творчество автора — заметное явление литературы, полемика вокруг творчества автора, актуальность проблематики произведения, юбилей автора и т. д.). Максимально точное указание на 1-е издание произведения. Тезис-предположение об историко-культурной ценности исследуемого текста. II. Истолкование и оценка идейно-художественного своеобразия произведения. 1) Анализ названия (семантика, аллюзии, ассоциации). 2) Способ организации повествования (от лица автора, героя, «рассказ в рассказе» и др.), другие композиционные особенности и их художественная роль. 3) Характеристика проблематики, художественного конфликта и его движения в развитии сюжета. 4) Авторский подбор системы персонажей как средства выражения художественной идеи; мастерство создания характеров. 5) Другие средства выражения авторской позиции (авторская характеристика, лирические отступления, пейзаж и др.) и их оценка. 6) Другие особенности авторского стиля и метода. III. Вывод о художественных достоинствах исследуемого текста и его значимости для литературного процесса, общественной жизни. Приглашение к полемике. |
|