Интерпретация стихотворения.




Жанры речи: отзыв.

Особенности содержания отзыва. Композиция отзыва

 

Человеку свойственно делиться своими мыслями и впечатлениями, вызванными прочитанными книгами. Иногда одна и та же книга производит на разных читателей противоположное впечатление. Отзыв - это и есть обмен впечатлениями о книге, выражение своего отношения к созданным автором образам.

ИНСТРУКЦИЯ

1 -Выберете одну из целей вашего отзыва:

1) привлечь внимание к стихотворению, повлиять на мнение других людей, поспорить по поводу оценки художественных образов;

2) желание поделиться впечатлением о прочитанном с людьми, которые находятся далеко;

3) стремление разобраться в прочитанном.

В зависимости от выбранной цели выберете жанр отзыва. Это может быть статья, письмо, эссе.

Отзыв всегда предполагает слушателей, собеседников. Это могут быть друзья, учитель, библиотекарь, широкая аудитория. От того, к кому вы обращаетесь, зависит и форма отзыва, и содержание.

Продумайте название своего сочинения. Хотя слово "отзыв" уже может стать названием. Вместе с тем работа может иметь и другой заголовок: "Стихотворение, которое тронуло", "Приглашение к размышлению", "Уроки любви".

‚ -Подберите материал и расположите его в зависимости от строения сочинения. Имейте ввиду: отзыв состоит из двух основных частей. В первой части высказывается мнение о том, понравилось или не понравилось стихотворение. Во второй части обосновывается, аргументируется высказанная оценка. Четкой грани между частями нет.

 

Обязательно включите в свою работу свое мнение о том, как автор относится к изображаемым лирическим образам. Оцените, в чем особенности его восприятия, в чем новаторство в создании стихотворения.

Для создания отзыва не стоит работать над всеми пунктами. Выберете только те, которые вам помогут подобрать необходимые аргументы.

Вот примерный план анализа стихотворения:

Название.

Дата написания.

Реально-биографический и фактический материал.

Жанровое своеобразие.

5. Идейное содержание:

а)ведущая тема,

б) основная мысль,

в) эмоциональная окраска чувств,

г) внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

Интерпретация стихотворения.

7. Структура стихотворения:

а) основные образы;

б) изобразительные средства (эпитеты, метафоры, аллегория, сравнение,гипербола,

литота, ирония, сарказм),

в) синтаксические фигуры (повтор, антитеза, анафора, эпифора, инверсия),

г) звукопись (аллитерация, ассонанс),

д) стихотворный размер, рифма, способы рифмовки,

е)строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октива, сонет).

ƒ -Чтобы правильно интерпретировать стихотворение, подумайте, что скрывается за словами поэта. Выделите ключевые слова, подумайте над их скрытым смыслом. Сжатое слово становится концентрированным, многозначным. С.Я. Маршак говорил: "Как Золушка, одетая в платье, которое ей подарила фея, простое обыкновенное слово преображается в руках поэта".

-Особенность лирики заключается в том, что она сосредоточена прежде всего на внутреннем мире человека. В ней отсутствует описание событий. Внутренний смысл нужно понимать через эмоциональность. К тому же лирическое стихотворение бессюжетно. Именно поэтому большую роль играет ассоциативное мышление. Для аргументации используйте произведения других авторов и проводите сравнительный анализ. Обращайтесь к произведениям живописи и музыки. Например, если вы пишите отзыв на стихотворение Блока "Незнакомка", используйте картины с одноименным названием Крамского и Глазунова.

… -Заканчивая работу над отзывом, проверьте, достаточно ли у вас аргументов, нет ли ненужного, постороннего материала. Отредактируйте свою речь. Не забывайте, что ваша работа написана в публицистическом стиле, поэтому должна быть эмоциональной и яркой. Она должна воздействовать на ваших слушателей. Используйте для этого в своем сочинении предложения разные по строению. Уместны будут градация, инверсия, многосоюзие, назывные и безличные предложения.

Обратите внимание!

Не сбивайтесь на пересказ стихотворения.

Полезный совет!

Прежде чем писать отзыв, внимательно несколько раз прочтите стихотворение. Расставьте все паузы, определите роль авторских знаков препинания.

 

  ОТЗЫВ РЕЦЕНЗИЯ
Особенности жанра Развернутое высказы­вание эмоциональ­но-оценочного харак­тера о произведении искусства, содержа­щее мнение и аргумен­тацию пишущего от­зыв Развернутое критическое суждение о произведении искусства, в основе кото­рого — анализ художест­венного произведения в единстве его содержания и формы
Цель Поделиться впечатле­нием о прочитанном, привлечь внимание к понравившемуся произведению, уча­ствовать в обсужде­нии 1) Дать аргументирован­ное истолкование и оценку идейно-художест-венного своеобразия произведения. 2) То же, что в отзыве.
Особенности подхода Автор отзыва объяс­няет свой интерес к произведению личны­ми пристрастиями, а также общественной значимостью подня­тых в произведении проблем, их актуаль­ностью. Система аргумента­ции основана на лич­ном читательском опыте, вкусе и пред­почтениях. Литературные герои, как правило, рассмат­риваются как челове­ческие характеры, ти­пы; дается оценка с морально-этических, нравственных пози­ций, взаимоотноше­ний персонажей, их поведения. Вывод от­ражает жизненную позицию автора сочи­нения, его личност­ные качества, отно­шение к тем или иным сторонам жиз­ни, нашедшим вопло­щение в литератур­ном произведении В рецензии преобладает не эмоционально-субъектив­ная (понравилось — не по­нравилось), а объективная оценка. Читатель выступает как критик и исследова­тель. Предметом исследова­ния является произведение как художественный текст, поэтика автора, его позиция и средства ее выражения (проблематика, конфликт, сюжетно-композиционное своеобразие, система персо­нажей, язык и т. д.). Самостоятельность мышле­ния автора рецензии опреде­ляется не столько формой высказывания («я ду­маю...», «по моему мне­нию...»), сколько индивиду­альностью стиля, глубиной суждений, свободой ассоци­аций, убедительностью ар­гументов. Рецензия не претендует на полноту исследования, она должна выявить наиболее яркие и значимые стороны произведения, его особен­ности. По стилю рецензия может быть публицистична, носить полемический ха­рактер, а может тяготеть к жанру эссе, литературовед­ческой статье
Построение I. Повествование о чи­тательских пристрас­тиях автора сочине­ния, истории его зна­комства с данным произведением, про­цессе чтения и т. п. Тезис, в котором кратко формулирует­ся оценка прочитан­ного. II. Рассуждение, в ко­тором обосновывает­ся, аргументируется высказанная оценка: 1) важность затрону­той автором темы и поднятых в произве­дении проблем; 2) обзор (не пересказ!) изображенных авто­ром событий, наибо­лее важные эпизоды; 3) оценка поведения персонажей, их учас­тия в изображаемых событиях, отношение к персонажам, их судьбам; 4) итог рассуждения (мысли и чувства ав­тора сочинения в свя­зи с прочитанным). III. Обобщение, в ко­тором оценка данного произведения дается в сопоставлении с другими произведе­ниями того же автора, высказывается наме­рение продолжить знакомство с его твор­чеством, содержится обращение к потенци­альным читателям и т. п. I. Обоснование повода для рецензирования (новое, «возвращенное» имя, новое произведение автора, твор­чество автора — заметное явление литературы, поле­мика вокруг творчества ав­тора, актуальность пробле­матики произведения, юби­лей автора и т. д.). Максимально точное указа­ние на 1-е издание произве­дения. Тезис-предположе­ние об историко-культур­ной ценности исследуемого текста. II. Истолкование и оценка идейно-художественного своеобразия произведения. 1) Анализ названия (семан­тика, аллюзии, ассоциации). 2) Способ организации по­вествования (от лица автора, героя, «рассказ в рассказе» и др.), другие композиционные особенности и их художест­венная роль. 3) Характеристика проблема­тики, художественного конф­ликта и его движения в раз­витии сюжета. 4) Авторский подбор систе­мы персонажей как средства выражения художественной идеи; мастерство создания ха­рактеров. 5) Другие средства выраже­ния авторской позиции (ав­торская характеристика, ли­рические отступления, пей­заж и др.) и их оценка. 6) Другие особенности автор­ского стиля и метода. III. Вывод о художествен­ных достоинствах исследуе­мого текста и его значимос­ти для литературного про­цесса, общественной жизни. Приглашение к полемике.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: