Психологические основы обучения дошкольников




Л. С. Выготский формулирует положение о неравномерности психологического развития, подчеркивая, что «в ходе психологического развития изменяются и растут не только отдельные психологические функции, но главным образом изменяются соотношения между функциями, так что на каждой возрастной ступени существует своя специфическая для данного возраста система отношений между функциями…».

Какая психологическая функция является доминирующей в дошкольном возрасте. Л. С. Выготский отвечает на этот вопрос однозначно: «…функция, которая выделяется как доминирующая... и становится в максимально благоприятные условия развития в дошкольном возрасте, – это функция памяти».

Память, внимание и воображение в дошкольном возрасте имеют сходство в развитии. После вступления ребенка в дошкольный возраст эти функции характеризуются теми же особенностями, что и в раннем возрасте, – непроизвольностью и непреднамеренностью. Изменения в этих сторонах умственного развития до определенного момента отмечаются только количественные – возрастает сосредоточенность и устойчивость внимания, длительность сохранения материала в памяти, обогащается воображение.

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отличается очень быстрой переключаемостью: появление нового предмета сразу отрывает ребенка от его прежнего занятия, поэтому дети редко занимаются одним и тем же делом длительное время.

В дошкольном возрасте дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, хотя непроизвольное внимание преобладает на протяжении всего дошкольного детства. Произвольное внимание формируется при самом непосредственном участии взрослых, которые не просто включают ребенка в новые виды деятельности, но и организуют его внимание при помощи различных ситуативных средств, а также речи, являющейся средством организации внимания. Сначала взрослые обращаются к ребенку со словесными указаниями, затем ребенок начинает самостоятельно словесно обозначать те предметы и явления, на которые ему необходимо обратить внимание, чтобы добиться результата, т. е. дает себе словесную самоинструкцию. Постепенно развивается планирующая функция речи, и ребенок становится способным заранее настроить свое внимание на предстоящую деятельность.

Остановимся на соотношении непроизвольной и произвольной памяти. Память дошкольника носит преимущественно непроизвольный характер, а у младших дошкольников это вообще единственная форма запоминания. Запоминание и припоминание происходят независимо от воли и сознания ребенка – он запоминает то, что произвело на него впечатление, было интересным. Несмотря на то, что запоминание непроизвольно, оно может быть точным и прочным. Непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается до конца дошкольного возраста значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала.

Произвольные формы запоминания начинают складываться в возрасте 4–5 лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Овладение произвольными формами памяти включает несколько этапов. На первом из них ребенок начинает выделять только саму задачу запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше, так как ребенок прежде и чаще всего сталкивается с ситуациями, в которых от него ждут именно припоминания, воспроизведения того, что он раньше воспринимал или делал. Задача запомнить возникает в результате накопления опыта припоминания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести необходимое. Приемы запоминания и припоминания ребенок обычно не изобретает сам, их в той или иной мере подсказывают ему взрослые, помогая ему овладеть умением использовать вспомогательные средства.

В дошкольном возрасте интенсивно развивается воображение как основа творчества, созидания нового. Первоначально это, естественно, происходит внутри игры. О связи развития воображения и игры свидетельствует немало фактов.

Л. С. Выготский писал: «Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Так же точно стремление ребенка к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра».

Было также доказано, что в дошкольном возрасте вполне возможно целенаправленное воздействие на развитие воображения ребенка с помощью специальных заданий (О. М. Дьяченко была разработана соответствующая программа для детей 3–7 лет).

Очень важное значение имеет для развития воображения художественная деятельность, конструирование, элементы труда и учения, которые реализуются средствами художественного, умственного и нравственного воспитания детей. Несмотря на то, что первоначально эти средства имеют игровую форму, они обладают особыми целями – они взаимосвязаны и направлены на выполнение детьми различных действий, которые принято называть творческими (лепка, танцы, конструирование).

Умственное воспитание направлено на формирование у дошкольников определенного уровня знаний, элементарных познавательных умений (например, умения сравнивать и обобщать) и познавательных мотивов (любознательности). Оно призвано формировать у ребенка способность осуществлять различные виды предметного и умственного экспериментирования. Умственное воспитание реализуется средствами игры, конструирования, труда и обучения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: