Кривцова С.В. Программа прекращения буллинга в классе «Без обвинений»




Целевая аудитория: педагогический коллектив одного ОУ или группы педагогов из разных учебных заведений

Объем: 12 а.ч. – базовый тренинг-марафон (один полный день)

Место программы в системе программ: психолого-педагогическая программа работы с педагогами осуществляется после проведения программы «Школьный план действий». Психолого-педагогическая программа работы с педагогами-психологами и классными руководителями осуществляется после проведения переговоров с администрацией конкретного ОУ на основании результатов переговоров; а также может быть программой повышения квалификации группы педагогов-психологов и классных руководителей разных ОУ

Основная цель программы – научить педагогов прекращать буллинг в классе через вовлечение в работу самих буллеров и социально активных учеников класса. Одна из эффективных программ по профилактике проблем дисциплины, мотивации и кооперации, развитию позитивной атмосферы ОУ и противодействию буллингу.

Задачи программы: 1) познакомить слушателей с мотивацией буллеров и жертвы, 2) научить стратегии «мягкого» прекращения буллинга, если он не является жестокой формой, не требующей вмешательства полиции и других общественных структур; 3) научить работать с родителями жертвы.

Проблемы, на решение которых направлены базовые модули тренинга для педагогов, следующие:

- Недостаточная психологическая компетентность педагога в ситуациях буллинга: девочки «дружат против» одной из учениц, кто-то из учеников становится «классным шутом», «козлом отпущения», страдает от изоляции.
- Отсутствие знаний о способах оказания экстренной помощи всем участникам подобного конфликта.
- Отсутствие структур и организационных образований в ОУ, которые помогали бы учителю в реализации культуры достоинства в стенах школы;

Актуальность темы программы: важно прекращать буллинг на ранних стадиях. Спираль буллинга – модель развития отношений в негативную сторону, показывает, что происходит, если учитель не умеет остановить процесс. Традиционный подход, когда буллеров наказывают, а жертв жалеют, не работает. В программе предлагается проверенная в международной практике образования методика элиминирования буллинга с привлечением к сотрудничеству самого буллера.

Теоретическое обоснование.

Краткое описание подхода «Без обвинений» - это проверенный метод, применяемый для борьбы с буллингом.

Важные предпосылки:

Участвующие в процедуре «Без обвинений» ученики, по возможности, не должны находиться в зависимости (получать оценки по их предметам) от тех учителей, которые ее проводят. Поэтому мы рекомендуем приглашать для проведения этого метода специалистов со стороны, например, социальных работников, школьных психологов или даже руководство школы. Чтобы помочь жертве буллинга создается группа помощников. В группу включают и инициаторов травли. Совместно с этими «избранными» ребятами осуществляется поиск персональных предложений – решений по прекращению буллинга. Основное послание со стороны учителя: «У меня есть большая проблема в связи с тем, что одному из учеников (учениц) нашего класса приходится сейчас очень плохо. Я не могу самостоятельно справиться с этой проблемой! Мне нужна помощь, и я обращаюсь за этой помощью к вам!». В основе метода лежит идея перевоспитания, которая предлагает сделать не «проблемного» ученика проводником и защитником социальной нормы, с которой у него самого есть проблемы. Буллер ставится здесь в позицию ответственного за психологическое благополучие жертвы. Его контролируют другие ученики, тоже выполняющие задачу защитить жертву буллинга от эмоционального дискомфорта.

Календарно-тематический план

Содержание программы

Блок А. Проблема буллинга (травли) в ученической среде

1.1. Определение буллинга, происхождение, виды и формы. Мифы и научные данные

В вводной части программы дается информация о тех научных сведениях, которые на сегодня имеются в связи с феноменом буллинга: история, определение, отличие от других форм нарушений дисциплины, формы буллинга. Признаки того, что в классе есть буллинг. «Спираль буллинга», круг участников буллинга.

1.2. Формы противодействия. Международный опыт.

В форме лекции обсуждается опыт экономически развитых стран в вопросе прекращения буллинга: экологический подход системы образования США (Р.Лоуси), трехуровневая модель Д.Олвеуса, политическая воля и системный подход в образовании Великобритании. В заключении приводится анализ двадцатилетнего опыта работы: успехов и ошибок.

1.3. Системный подход к противодействию буллингу: работа на трех уровнях.

В системной модели работа по противодействию буллингу в стенах ОУ ведется на трех уровнях: школы в целом, класса и отдельных учеников. Соответственно отвечают за работу администрация (Анибуллинговый комитет), учитель (классный руководитель), педагог-психолог, работающий с жертвами буллинга.

Системный подход включает постоянную работу над улучшением психологической атмосферы школы – тех настроений и чувств, которые превалируют в среде учеников и учителей.

1.4. Что может сделать один неравнодушный учитель? Антибуллинговые программы на уровне класса

В данной части программы слушатели знакомятся с программами на уровне класса: «Без кулаков», «Классный совет» и «Без обвинений». Проводится сравнение программ, рассматривается область применения каждой из них, ограничения и сильные стороны программ для одного класса.

Блок В. Антибуллинговая методика для учителя «Без обвинений»

2.1. Методика «Без обвинений»: описание этапов

Первый этап – подготовка. Включает:

1) Первый разговор с жертвой (см. ниже «Основные вопросы для интервью»)
2) Разговор с родителями жертвы
3) Информирование и подготовка других учителей

Второй этап - проведение

1) Встреча с группой помощников
2) Объяснить помощникам, в чем проблема, никого не обвинять и не дискутировать по поводу прошлого, никого не наказывать, а вместе взять на себя ответственность за происходящее: что может сделать каждый человек из группы? Вместо обещаний обсудить, что может сделать каждый, в конце разговора передать ответственность группе.
3) Второй разговор с жертвой примерно через неделю
4) Следующие беседы с каждым из членов группы; затем, возможно, повторные беседы – индивидуальные или с группой

Заключительный этап - праздник, возможно, даже с вручением диплома – примерно через 2 месяца.

Последующие действия – «держать руку на пульсе»

Поддерживать контакт с жертвой и ее семьей, регулярно осведомляться о том, как развивается ситуация у затронутого моббингом ребенка.

2.2. Планирование шагов работы по методике, подготовка проекта работы с одним из учащихся.

1) Первый разговор с жертвой
2) Интервью с жертвой (см. ниже текст интервью)
3) Объяснить цель: исследовать, что произошло, кто в этом участвовал, а также кто может оказать поддержку.
4) Серьезно отнестись к состоянию жертвы, ее страхам, постараться снизить уровень страха и тревоги.

NB! Не встречаться с группой помощников без согласия жертвы!

Пример. История Эвы, 13 лет. Шесть лет назад Эва вместе с родителями переехала из Баку в Московскую область. С тех пор она посещает здесь школу вместе с другими детьми. Она без акцента говорит на русском и у нее есть подруги. Но в последнее время она чувствует, что две девочки, которых она считала своими основными подругами, начали все больше сторониться ее. Они почти перестали разговаривать с ней и стали бросать в ее сторону упрекающие и обесценивающие взгляды. Они также постоянно комментируют и критикуют ее одежду. Кроме того, она все хуже чувствует себя на занятиях по физкультуре, где кроме тренерши никто из девочек с ней не разговаривает. Во время совместных классных поездок никто из класса не садится рядом с ней, а если она сама пытается подсесть к кому-то из своих подруг, они заявляют, что место занято. Эва страдает от чувства неуверенности в себе и не может последовать совету родителей вести себя тверже и защищаться от нападок. Ее не покидает чувство: что бы она ни делала, все будет неправильно.

Ситуация для Эвы обострилась, когда перед совместной поездкой класса девочки объявили ей, что если она примет участие в этом мероприятии, то ей «будет хуже». Она попыталась взять освобождение от занятий на это время, но родители не поддержали ее. Теперь она все чаще думает о том, что лучше было ей вообще не жить, она полна страха и отчаяния. Эвелина решила рассказать о своей проблеме классной руководительницей. Та отвела девочку к школьному психологу С.И.

С.И. попросила девочку рассказать о своей ситуации в классе и в спортсекции (история буллинга). Вместе они подумали о том, при каких условиях Эва все же сможет принять участие в коллективной поездке класса. С.И. рассказала Эве, как проводится процедура методики «Без обвинений». Эва очень боится, что ее ситуация в классе может еще больше ухудшиться. В качестве следующего шага С.И. решает провести беседу с родителями Эвы.

3. Подготовка и информирование

1) Информирование других учителей
2) Формирование группы примерно из 6 человек, в которую входят как буллеры, так и нейтральные ребята – мальчики и девочки!
3) Планирование мероприятий

Пример:

Школьный психолог С.И. и классный руководитель информируют о происходящем всех учителей, ведущих занятия в классе Эвы. С.И. вместе с классным руководителем формируют группу помощников. В нее входят обе зачинщицы буллинга Клавдия и Ирина, две «нейтральных» девочки, обладающие хорошей социальной компетентностью, Светлана и Наташа, и два никак не вовлеченных в ситуацию моббинга мальчика Николай и Денис.

4. Встреча с группой помощников

Основное послание: «У меня есть большая проблема в связи с тем, что одному из учеников (учениц) нашего класса приходится сейчас очень плохо. Я не могу самостоятельно справиться с этой проблемой! Мне нужна помощь, и я обращаюсь за этой помощью к вам!»

Задачи:

- объяснить, в чем проблема (моя проблема), никого не обвинять
- не дискутировать по поводу прошлого
- никого не наказывать, а вместе взять на себя ответственность за происходящее
- что может сделать каждый человек из группы? Никаких обещаний!
- «Вы сможете это сделать!» - передать ответственность группе.

Провести повторный разговор примерно через неделю

Пример:

На следующее утро классный руководитель объявил ребятам, вошедшим в группу помощников, о том, что после уроков их ждет групповое занятие с С.И.

С.И. приветствует собравшихся шестерых ребят и говорит им о том, что она сильно обеспокоена в связи с тем, что одной девочке из их класса приходится так плохо, что она даже собирается отказаться от общей поездки. Ребята сразу же спрашивают, не об Эве ли идет речь! С.И. подтверждает их предположение и сообщает о том, что Эва на протяжении вот уже нескольких недель почти не может спать из-за того, что чувствует всеобщее отвержение ее классом. С.И.: «Я не могу самостоятельно разрешить эту проблему, поэтому мне нужна ваша помощь, чтобы как можно быстрее сделать так, чтобы Эва почувствовала себя лучше».

С.И. объясняет ребятам, в чем состоит ее основная задача в этой групповой работе. Клавдия и Ирина снова и снова пытаются защищаться, не соглашаясь с тем, что дело зашло так далеко. С.И. последовательно проводит позицию: речь не идет о поиске виноватых или о том, чтобы «ворошить прошлое», речь идет о поиске путей выхода.

Светлана и Наталья предлагают, что они начнут заботиться о Эве на переменах или на групповых занятиях. Николай и Денис берут на себя заботу о том, чтобы кто-нибудь из мальчиков не начал внезапно атаковать Эву. Клавдия и Ирина сначала уведомляют С.И., что они не собираются становиться лучшими подругами Эвы. Затем Ирина говорит, что собирается перестать сплетничать о Эве за ее спиной с другими девочками. Клавдия решает, что постарается в ближайшие недели пореже попадаться Эве на глаза, но если они все же встретятся где-то перед занятиями или после школы, то она будет здороваться с ней.

С.И. записывает все предложения ребят и говорит им о том, что через неделю она снова будет беседовать с ними, чтобы узнать, каких успехов они добились в реализации своих инициатив.

С.И. также коротко встречается с Эвой, чтобы сообщить ей о том, что шесть помощников собираются что-то предпринять, чтобы помочь ей. Она также договаривается с Эвой о проведении встречи через неделю.

5. Второй разговор с жертвой

1) Узнать, какие произошли перемены, и какое сейчас самочувствие
2) Еще раз проверить, какие возможности влияния на ситуацию есть у жертвы

Пример:

Эва рассказала о том, что ездила в поездку с классом. Перед этим она почти не спала, но день, несмотря на усталость, прошел хорошо. Она очень рада также, что на переменах Наталья и Светлана несколько раз заговаривали с ней и даже предложили ей что-то из своих завтраков. Если на уроках ребята разбивались на группы, то она видела, что ее выбирают в последнюю очередь. Но два раза учительница помещала ее в группу, где были Николай и Денис, и все проходило хорошо.

Она гордится тем, что все-таки приняла участие в поездке класса и что там даже делилась с ребятами каким-то мелочами из еды или своей жевательной резинкой. Она собирается также начать активнее общаться с ребятами из параллельного класса, с которыми у нее до сих пор не было никаких проблем. А если ситуация опять станет хуже, то она знает, что теперь всегда может обратиться за помощью к классному руководителю или к психологу.

6. Индивидуальные беседы с каждым членом группы помощников

Через неделю проводятся индивидуальные беседы со всеми членами группы:

- Как у тебя прошла эта неделя?
- Что тебе удалось сделать из того, что запланировал?
- Как ты думаешь, как себя сейчас чувствует … (имя жертвы)?
- Что ты можешь сказать о других помощниках из группы?
- Какие у тебя еще есть наблюдения касательно данной ситуации?
- Что можно было бы еще улучшить?
- Хочешь ли ты продолжать участие в этой акции и дальше?

Если видно, что никаких позитивных изменений не произошло, через неделю снова провести индивидуальные беседы.

Если видны успехи, повторить встречи через шесть недель для подведения итогов и проведения заключительного праздника.

Пример:

С.И. проводит со всеми членами группы индивидуальные беседы, беря за основу приведенные выше вопросы. У Николая и Дениса сложилось впечатление, что они не внесли никакого активного вклада в развитие ситуации, и поэтому чувствовали себя бесполезными. С.И. еще раз напомнила им о том, какую важную функцию они выполняют, оберегая Эвелину в среде других мальчиков.

Клавдия вела себя в беседе очень неуверенно и была немногословной. Выяснилось, что ее мучают угрызения совести, поскольку до начала акции она неоднократно отнимала у Эвы ее школьные принадлежности. Она решила написать Эве небольшое письмо с извинениями, а также купить для нее новые ластик, линейку и карандаши.

Ирина недовольна собой, поскольку так и не смогла удержаться от сплетен. С.И. обсудила с ней возможные стратегии прекращения подобного поведения и предложила ей встретиться по этому поводу через две недели.

Светлана и Наталья с радостью поделились своими успехами и сказали, что только сейчас по-настоящему узнали Елену. В выходные они наметили втроем походить по магазинам.

7. Подведение итогов и праздник:

1) Вместе с группой посмотреть, что произошло за последнюю неделю.
2) Вместе с группой отметить успехи (например, чаепитием, выдачей диплома)

Пример:

Через 6 недель: С.И. узнала от Эвы, ее родителей и классного руководителя, что девочке стало значительно лучше. Теперь Эва уже может вполне представить себе поездку в осенний лагерь и надеется, что будет жить в одной комнате со Светланой и Наташей.

Незадолго до начала летних каникул С.И. еще раз встретилась с группой помощников, чтобы подвести итоги. Было организовано праздничное чаепитие и каждому выданы дипломы в качестве признания их вкладов в урегулирование ситуации.

8. Поддержание контакта с семьей жертвы и учителем

1) Через некоторое время снова осведомиться о том, сохраняются ли достигнутые изменения.
2) Предложить жертве и ее семье при необходимости обращаться за помощью.

Пример:

В начале следующего учебного года С.И. возобновила контакты с семьей Эвы и ее новой классной руководительницей и с интервалом примерно в месяц регулярно спрашивала их о том, как чувствует себя девочка. Все знали, что при необходимости они всегда могут обратиться к психологу С.И. Новая классная руководительница была благодарна госпоже С.И. за то, что та помогла ей распределить девочек по группам, когда они ездили на экскурсию по Золотому Кольцу.

2.3. Разработка стратегии подключения к работе родителей и других учителей

Педагог обязательно должен поговорить с родителями ученика, подвергающегося буллингу. В разговоре с родителями жертвы важно:

1) Понять позицию родителей
2) Войти в доверительные отношения с родителями (получить их согласие на проведение методики)
3) Рассказать о методе «Без обвинений» и его возможностях.

Пример:

Родители Эвы тоже страдают. Поэтому они очень благодарны, что С.И. и классный руководитель пригласили их на беседу. Они говорят, что отчаялись и не верят, что ситуация может измениться к лучшему. Их очень беспокоит также то, что успеваемость Эвы становится все хуже. С.И. рассказывает им о возможностях методики «Без обвинений» и пытается заручиться доверием родителей. Родители также считают важным, чтобы Эва приняла участие в коллективной поездке класса. По окончании беседы они выражают согласие с планом намеченных С.И. мероприятий.

2.4. Тренинг регулярной беседы учителя и участников группы поддержки

Методика «Без обвинений» - это разновидность медиации, работы по урегулированию конфликтов и менеджменту рискованных ситуаций. Основная работа педагога состоит в проведении регулярных бесед со всеми участниками ситуации.

Главным методики является жертва. Поговорить с ней нужно в первую очередь и делать это нужно правильно.

Основные вопросы для интервью с жертвой.

Цель этой беседы в том, чтобы выяснить, что происходит, кто участвует в травле, а также с кем, возможно, у жертвы еще есть хорошие отношения и каковы собственные ресурсы жертвы по урегулированию ситуации. На основе информации, полученной в этой беседе, впоследствии специалист (например, социальный работник), применяющий методику «Без обвинений», вместе с классным руководителем формирует группу помощников.

Вопросы интервью:

- Сколько времени уже длится эта ситуация?
- Что тебе пришлось пережить? В какой форме осуществлялись притеснения? Что конкретно происходило? Что тебя больше всего задевало / ранило?
- Кто в этом участвовал?
- Как эти нападки повлияли на тебя? Что ты ощущал?
- Какой была твоя жизнь в это время?
- Пытался ли ты что-то против этого предпринять? Что и когда?
- Как обстояли дела с аппетитом, сном, сновидениями, здоровьем и т.д.?
- Оцени степень своего отчаяния (чувства безнадежности ситуации, своей беспомощности): [0 --- 5 --- 10]
- Какова степень твоей уверенности в себе / веры в лучшее: [0 --- 5 --- 10]
- Думал ли ты о том, что больше не можешь это выдерживать? Какие мысли у тебя были о том, что ты мог бы в этой ситуации сделать?
- Чего бы ты хотел (твое желание)? По каким признакам ты мог бы определить, что тебе стало лучше?
- Что должно было бы произойти, чтобы в школе, в гардеробе, в классе, на переменах, по дороге в школу тебе стало лучше?
- Как ты думаешь, что ты сам мог бы сделать, чтобы изменить свою ситуацию к лучшему?
- Есть ли еще что-то важное, о чем ты хотел бы сказать?

Разговоры с остальными участниками проекта проводятся по тем же вопросам, которые указаны выше.

В завершении обучения каждый слушатель создает собственный проект по прекращению буллинга и улучшению атмосферы класса. Письменный отчет должен быть представлен в два этапа: первый этап отчета включает диагностику ситуации, планирование воздействий, первый промежуточный итог; второй этап – через полгода – заключительный анализ эффективности работы, мониторинг классной ситуации.

АТТЕСТАЦИОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

В завершении обучения каждый слушатель создает собственный проект по прекращению буллинга и улучшению атмосферы класса. Письменный отчет должен быть представлен в два этапа: первый этап отчета включает диагностику ситуации, планирование воздействий, первый промежуточный итог; второй этап – через полгода – заключительный анализ эффективности работы, мониторинг классной ситуации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: