Оценочные и методические материалы приведены как приложение к основным образовательным программам только в 5 школах: МКОУ Кузнецовская СОШ и МКОУ Наратаевская СОШ, Братский район; МБОУ «Приморская СОШ», Осинский район; МБОУ «Мальтинская СОШ», Усольский район.
Сегодня наличие оценочных и методических материалов является обязательной частью ООП.
Уровни образования | Начальное общее образования | Основное общее образование | Среднее общее образование |
Организационный раздел | Учебный план План внеурочной деятельности Календарный учебный график Системa условий реализации | Учебный план Календарный учебный график План внеурочной деятельности; Система условий реализации Оценочные и методические материалы и другое | Примерный Учебный план Примерный План внеурочной деятельности; Система условий реализации Оценочные и методические материалы и другое |
При проведении анализа основных образовательных программ общеобразовательных организаций выявлены проблемные зоны. Одной
из таких зон явилась система оценки планируемых результатов освоения основных образовательных программ.
Сложность проектирования системы оценки обусловлена, во-первых, тем, что раздел должны сопровождать оценочные материалы, а также локальные нормативные акты, обеспечивающие функционирование внутренней системы оценки качества образования и осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Во-вторых, система оценки должна коррелировать практически со всеми разделами основной образовательной программы общеобразовательной организации – планируемыми результатами, рабочими программами по учебным предметам, программой развития универсальных учебных действий, программой воспитания и социализации, учебным планом и календарным учебным графиком. В-третьих, система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы является частью внутренней системы оценки качества образования в общеобразовательной организации.
|
В целом, анализ материалов входной диагностики показал:
- система оценки качества образования не сформирована в учреждениях целостно, содержание, механизмы и процедуры оценки находятся на стадии формирования или определены эпизодически;
- анализ фактического материала, мониторинговые исследования проводятся по разрозненным линиям, зачастую непоследовательны и не дают единого представления о состоянии и развитии образовательной системы школы;
- анализ функционирования внутренней системы оценки качества образования (присутствующий в самообследовании 5 ОО), не ориентирован на факторный анализ в целях изучения и измерения влияния факторов на исследуемые показатели качества и не дает возможности принятия обоснованных и своевременных управленческих решений по достижению соответствующего качества образования;
- не сформирована целостная система мониторинга и статистики, не определены или только находятся в стадии определения единые подходы к её формированию, проводимые мониторинговые исследования разрознены, не всегда последовательны, не имеют методологического обоснования и, как следствие, мало надежны;
|
- отсутствует работающая система показателей и индикаторов;
- собираемая информация зачастую избыточна, используется только ее небольшая часть;
- оценка качества общего образования ориентируется преимущественно на показатели, характеризующие региональную систему образования в целом, а не на уровне отдельного образовательного учреждения;
- зачастую анализируются данные образовательной статистики без проведения факторного анализа, хотя в этом есть острая необходимость.
Основной вывод:
Во всех школах отсутствуют Программы, направленные на повышение качества образования
Рекомендации:
1. Процесс анализа и интерпретации результатов каждой процедуры оценки качества образования должен стать управляемым, осуществляться по единому алгоритму, что и обеспечит его результативность.
2. Процесс совершенствования в общеобразовательных организациях внутренней системы оценки качества образования должен способствовать информационному сопровождению процесса принятия управленческих решений, направленных на достижение нормативных требований к качеству образования;
3. Проектирование Программ, направленных на повышение качества образования в ОО, должно стать приоритетной задачей общеобразовательной организации.
4.Организация деятельности (самоанализ) школы по углубленной диагностике проблем
Шаги изменений
1. Анализ школьной документации и сбор информации по основным показателям качества школьных процессов
2. Самооценка школы
3. SWOT-анализ
4. Карта приоритетов
5. Таблица соотношения целей и задач
|
6. План совместных действий
7. Детализированный план реализации по каждому из приоритетов
На основе проведенной самооценки необходимо провести процедуру SWOT- анализа для определения специфических проблем и потенциальных точек роста для разработки программы улучшения результатов обучения.
SWOT – это аббревиатура слов:
Strengts – сильные стороны,
Weaknesses – слабые стороны,
Opportunities – благоприятные возможности,
Тhreats - угрозы.
Сильные и слабые стороны – это характеристики организации. Возможности и угрозы – характеристики внешней среды.
Качество SWOT - анализа напрямую зависит от объективности и использования разносторонней информации.
Нельзя поручать его проведение одному человеку, потому что информация будет искажена его субъективным восприятием. Необходимо избегать пространных и двусмысленных формулировок. Чем конкретнее формулировка, тем понятнее будет влияние этого фактора на школу сейчас и в будущем, тем большую практическую ценность будут иметь результаты SWOT-анализа.
В результате самоанализа должна быть заполнена таблица по типу:
Внутренняя среда школы | Внешняя среда | ||
Сильные стороны | Слабые стороны | Благоприятные возможности | Угрозы |
По результатам SWOT – анализа педагогическому коллективу рекомендуется:
1.Сильные стороны соотнести с возможностями. Это позволит понять, как, используя имеющиеся преимущества, по максимуму использовать все предоставленные шансы.
2. Далее преимущества школы надо сопоставить с угрозами – это поможет понять, как минимизировать неблагоприятное влияние внешних обстоятельств с учетом имеющихся ресурсов.
3. Следующим шагом сводят недостатки образовательной организации, его слабые стороны и возможности. Это подскажет, что именно надо усилить, как наилучшим образом использовать предоставленные возможности для компенсации или уничтожения слабостей.
4. На последнем шаге соотносят слабости и угрозы. Это дает понимание, как можно снизить уровень угроз, убрав имеющиеся недостатки.
5. В итоге необходимо сформулировать основные проблемы в порядке их влияния на уровень достигаемых результатов обучения.
Положив в основу результаты SWOT-анализа, педагогическому коллективу рекомендуется разработать общую карту возможных приоритетов, которые составят фундамент будущей программы, и проранжировать их на предмет обязательности, срочности, желательности и связей с другими приоритетами.
Для создания программы целесообразно выбрать от 2-х до 4-х основных приоритетов, индивидуальных для каждой школы. Эти приоритеты школа будет реализовывать в течение трёх ближайших лет.
Эта программа призвана запускать и сопровождать такие механизмы, которые обеспечивают результативность вне зависимости от материально-технической оснащенности школы, контингента обучающихся, их этнической принадлежности, доходов семей и т.д.
Каждый из отобранных приоритетов необходимо проанализировать в соответствии с алгоритмом:
На следующем шаге заполняется План совместных действий школы, муниципального органа управления образования и регионального оператора (распоряжение министерства образования Иркутской области от 27 января 2020 № 69- мр «О реализации мероприятий в рамках государственной программы «Развитие образования» в Иркутской области в 2020 г.)
Это позволяет понять:
- что школа может сделать сама,
- что школе могут предоставить на муниципальном уровне,
- что школе могут предоставить на уровне региона.
Приложение 1
Наличие в ОО анализируемых материалов
Отчет о самообследовании за 2018 г. | программы по повышению качества образования ОО | положение о ВСОКО | анализ результатов ГИА за 2019 год | анализ результатов ВПР за 2019 год | анкетирование по профессиональным затруднениям | оценочные и методические материалы | Выводы, замечания, предложения | |||||||||||
оценка качества образовательных результатов | оценка качества образовательной деятельности | оценка качества условий | ||||||||||||||||
МБОУ СОШ №19, г.Братск | + | + | + | - | - | + | - | - | - | Анализ результатов ГИА представлен в самообследовании за 2018 г. | ||||||||
МБОУ Шарагайская СОШ,Балаганский район | + | - | - | - | + | - | - | - | - | Информация о ВСОКО предоставлена только в самообследовании | ||||||||
МКОУ Кузнецовская СОШ, Братский район | + | - | + | - | - | + | - | - | + | Анализ результатов ГИА представлен в самообследовании за 2018 г. | ||||||||
МКОУ Наратаевская СОШ, Братский район | + | + | + | - | - | - | - | - | + | |||||||||
МБОУ г.Иркутска ЦО №10 (Октябрьский округ | + | - | - | - | - | + | - | - | - | |||||||||
МОУ СОШ №2, г.Свирск | + | + | + | - | + | + | - | - | - | |||||||||
МБОУ СОШ №6, г.Усолье-Сибирское | + | + | + | - | + | + | + | - | - | |||||||||
МКОУ «Школа-интернат №5 г.Нижнеудинск» | + | + | + | + | + | - | - | - | - | |||||||||
МБОУ «Приморская СОШ», Осинский район | - | - | - | - | + | + | - | - | + | |||||||||
МКОУ Бузыкановская СОШ, Тайшетский район | + | + | + | - | + | + | + | - | - | Анализ результатов ГИА, ВПР представлен в самообследовании за 2018 г | ||||||||
МБОУ «Мальтинская СОШ», Усольский район | + | + | + | - | + | + | + | - | + | Анализ результатов ГИА, ВПР представлен в самообследовании за 2018 г | ||||||||
МОУ «Железнодорожная СОШ №2», Усть-Илимский район | + | + | - | - | - | + | + | - | - | Анализ результатов ГИА, ВПР представлен в самообследовании за 2018 г | ||||||||
МОУ СОШ с.Подымахино Усть-Кутского МО | + | + | + | - | + | + | + | - | + | Анализ результатов ГИА, ВПР представлен в самообследовании за 2018 г | ||||||||
МОБУ СОШ №1 р.п. Чунский, Чунский район | + | + | + | - | + | + | - | - | - | Анализ результатов ГИА представлен в самообследовании за 2018 г | ||||||||
МКОУ СОШ с.Верхний Булай, Черемховский район | + | + | - | - | + | + | - | - | - | Анализ результатов ГИА представлен в самообследовании за 2018 г | ||||||||
[1] «Методика оценки уровня квалификации педагогических работников», под редакцией В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой