На 9 номер
Кантаты «Stabat mater»
«Sancta mater»
Ф. Пуленка
Содержание:
I.Историко-стилистический анализ ……………………………………………3
II. Музыкально-теоретический анализ……………..…………………………..8
III.Вокально-хоровой анализ…………………………………………………..16
IV.Исполнительский план……………………………………………………....22
Литература…………………………………………………………………….....27
I.Историко-стилистический анализ
Франсис Жан Марсель Пуленк (1899-1963) — французский композитор, пианист, критик, виднейший из участников французской «Шестёрки».
Ф. Пуленк — один из самых обаятельных композиторов, которых дала миру Франция в XX столетии. Он вошел в историю музыки как участник творческого союза «Шести». В «Шестерке» — самый молодой, едва перешагнувший порог двадцатилетия, — он сразу завоевал авторитет и всеобщую любовь своим талантом — самобытным, живым, непосредственным, а также чисто человеческими качествами — неизменным юмором, добротой и чистосердечностью, а главное — умением одаривать людей своей необыкновенной дружбой. «Франсис Пуленк — это сама музыка», — писал о нем Д. Мийо, — «я не знаю другой музыки, которая действовала бы столь же непосредственно, была бы столь же просто выражена и достигала бы цели с такой же безошибочностью».
Наследие композитора составляют около 150 произведений. Наибольшей художественной ценностью обладает его вокальная музыка — оперы, кантаты, хоровые циклы, песни, лучшие из которых написаны на стихи П. Элюара, Г. Аполлинера. Именно в этих жанрах по-настоящему открылся щедрый дар Пуленка-мелодиста. Его мелодии, подобно мелодиям Моцарта, Шуберта, Шопена, сочетают в себе обезоруживающую простоту, тонкость и психологическую глубину, служат выражением души человеческой. Именно мелодическое обаяние обеспечило длительный и непреходящий успех музыке Пуленка во Франции и за ее пределами.
|
Хоровое творчество Ф. Пуленка
Многогранность композиторского таланта Франсиса Пуленка способствовала не только расцвету оперной и камерно-вокальной французской музыки, но и позволила обогатить сферу музыки для хора. Хоровая музыка Пуленка составляет одну из наиболее значительных и существенно важных для композитора областей его творчества.
Хоровые жанры в творчестве Пуленка стали примером синтеза хоровых традиций разных эпох. Его хоровое наследие можно условно разделить на две группы: духовные и светские сочинения. Среди духовных опусов выделяются «Литания Чёрной Богоматери» (1936), «Stabat Mater» (1950), «Gloria» (1959), «Семь респонсориев страстной недели» (1952). К светским относятся «Голоса малышей» на стихи М. Лей (1936), кантата для смешанного хора и оркестра на стихи Э. Джеймса «Засуха» (1937), кантата «В снежный вечер» на стихи П. Элюара (1944), кантата для двойного смешанного хора a`cappella на стихи П. Элюара (1943). В этом ряду кантата «Лик Человеческий» (1943) занимает особое место, ибо здесь синтезируются признаки духовного и светского текстов.
Оригинальность творческой манеры Пуленка в области хорового письма проявилась в синтезе хоровых традиций разных эпох и приемов современного хорового письма. Особое внимание к речевой декламации и поиск новых тембровых сочетаний позволили Пуленку расширить тембровую палитру хора, его технические и выразительные возможности.
|
Если оперные, камерно-вокальные и инструментальные сочинения Пуленка получили освещение в отечественной музыковедческой литературе, то его духовная музыка представляет практически не затронутую вниманием исследователей проблему. Весьма поверхностно она освещается и в учебном курсе истории музыки. А между тем, хоровые произведения композитора являются одним из наиболее притягательных явлений французской музыкальной культуры ХХ столетия.
Духовным хорам Пуленка присущи особая экспрессия, эмоциональная открытость, стилистическое «многоязычие». В них проявляются принципы григорианской монодии, элементы барочной стилистики и гармонического языка ХХ века. Соединяя стилевые принципы музыки разных исторических эпох, композитор в уже, казалось бы, давно известном, открывает новую выразительность. Может быть, отчасти поэтому, его музыка, такая знакомая, близкая и новая одновременно, имеет удивительное свойство быстро находить путь к широкой аудитории.
В поздний период творчества линия светских хоровых произведений не нашла продолжения, в то время как духовная достигла своей кульминации. Впервые выразив религиозные чувства в Литаниях Черной Богоматери (1936) для женского или детского хора и органа, Пуленк далее обратился к жанру мессы (Месса G-dur для смешанного хора a cappella /1937/) и мотета (Четыре покаянных мотета /1938-1939/, Четыре рождественских мотета /1951-1952/ для смешанного хора a cappella). Его перу принадлежат Exultate Deo, Salve Regina /1941/ для смешанного хора a cappella, Четыре маленькие молитвы святому Франциску Ассизскому» /1948/ для мужского хора a cappella, Ave Verum Corpus для женского трио /1952/ и Лауды святому Антонию Падуанскому для мужского хора a cappella /1959/. Венцом духовного творчества Пуленка стали три оркестрово-хоровых сочинения с участием солистов: Stabat Mater (1951), Gloria (1959), Sept répons des Ténèbres (1962).