Остроумие невозможно заготовить заранее, яркие искорки этого важнейшего свойства человеческого интеллекта проявляются спонтанно, неожиданно, нередко как бы помимо воли говорящего.
В целом, если некий человек придумывает анекдоты, то он остроумен, если он сам ничего придумать не может, но во множестве записывает анекдоты в специальную книжечку, а потом удачно использует их в подходящий момент, то этот человек не лишен юмористического подхода к реальности.
Оставим этот раздел без примеров, проявив тем самым элемент остроумия при описании «цветов» нашего пособия.
Пословицы и поговорки. Можно рекомендовать каждому оратору иметь некий набор русских и иностранных образцов народного творчества. Полезно составить для себя такой список, обновляя его время от времени. Например:
Используются часто | Используются редко |
Хорошо смеется тот, кто смеется последним Чему быть, того не миновать Что имеем — не храним, потерявши — плачем Цыплят по осени считают | Хорошо поешь, где-то сядешь Шерсть стриги, а шкуру не дери Хлеба край, так и под елью — рай Хоть нагишом, да с палашом |
Список подходящих для себя пословиц и поговорок каждый оратор может продолжить самостоятельно.
Что касается зарубежных, то они нередко придают сюжету оригинальный местный колорит, который пословица в русском варианте передать не в силах.
Например, арабская поговорка «Если тебе не везет, то и на верблюде собака укусит» соответствует русской: «Счастье было, да сплыло», но опирается на местные реалии и предпочтительнее для выступления на темы о Востоке.
Среди других «цветов» можно назвать:
Использование цитат для:
• опоры на весомый авторитет,
|
• соблюдения чистоты обсуждения. Чтобы не допустить софизма (паралогики), полезно зачитать мнение оппонента, разворачивая собственное поле аргументации,
• создания эффекта присутствия в отдаленных местах, описанных известным путешественником и пр.
Демонстрация визуальных и аудитивных наглядных пособий, особенно выступлений, например, Д.С. Лихачева, И.Л. Андроникова и других корифеев русского красноречия.
Стилизация под речь персонажа, о котором ведется повествование, как в ее внешних проявлениях, так во внутренних, (похожих мыслях, поступках, речевых оборотах и пр.).
Естественно, что все перечисленные приемы не должны становиться самоцелью, каждый из них следует использовать в оптимальном количестве при непременно высоком качестве исполнения.
Перечисленные приемы позволяют сделать речь нарядной. Здесь они указаны не все, некоторые встречаются в других разделах пособия, а немалое количество не попало на его страницы.
Остается посоветовать всякому желающему творчески восполнять в своей риторической деятельности пробелы в данном пособии по части украшения собственной бытовой и ораторской речи.
Деловые игры
Деловые игры, которые можно условно разделить на 1) подготовительные деловые игры и 2) реальные деловые игры — обязательны для серьезной школы риторики, готовящей творчески активных и знающих ораторов.
Подготовительные деловые игры призваны сформулировать те умения и навыки, которые помогут будущему оратору не растеряться перед аудиторией. Реальные — в полной мере соотносятся с действительной ораторской ситуацией, наиболее приближенной к выступлению опытного оратора перед слушателями.
|
К подготовительным деловым играм можно отнести следующие их виды:
• прослушивание образцов — самая простая из всех деловых игр. Но ее можно значительно усложнить, если поставить перед слушателями дополнительные задания: выписать наиболее яркие слова и выражения, использованные автором, попытаться восстановить план, по которому подготовлено выступление, обнаружить достоинства и недостатки предлагаемого выступления и т.п.;
• подготовка монофонов на любую (или на предлагаемую и заранее обусловленную букву/звук). (Подробнее см. в «Монофоны»);
• создание рифмы. Работа не очень сложная, но для части слушателей, имеющих тягу к поэзии, представляется значительной и интересной. Нужно подбирать рифмы на данное слово. Победителем будет тот, кто наберет таких рифм больше, чем другие;
• «стихомэтр » — это продолжение «рифмы». При такой работе можно подражать великим поэтам, поскольку при этом расширяется словарный запас оратора, вырабатывается индивидуальный «темпо-ритм», функционирует творческий аппарат избирательного сочетания слов, рифм и пр.
Название деловой игры «стихомэтр» имеет несколько юмористический оттенок, потому что «мэтр» — это «мастер» по-французски, наставник, почтительное название человека, обладающего в данной области выдающимися знаниями (в науке, литературе, искусстве).
Можно предложить слушателям самостоятельно написать стихотворение, может быть, как подражание известному поэту, Например, по современной зимней дороге катит рейсовый автобус, останавливается около одинокого столба... Может получиться примерно так.
|
Подражание А. С. Пушкину
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит...
А. С. Пушкин
До дороге зимней, скучной
Ровно катит автобус,
Шум мотора однозвучный
Утешает слух и вкус.
Что-то слышится родное
В мощном рокоте движка.
То раздумье про былое,
То веселье, то тоска.
Устилает снег поляны,
Перелески да мосты,
А столбы, как будто пьяны,
Низкорослы и пусты, —
Покосились, утонули
В белой заводи снегов,
А кусты совсем нырнули, —
Чуть виднеются с боков.
Не поет шофер мотивы
Про девицу да метель,
Звуки дизеля ретивы,
И шипит натужно дверь.
Люди медленно выходят,
Тихо радио звучит.
По дороге вихри бродят,
А мотор тепло ворчит.
Подчеркнем, что школа риторики не готовит «на поэтов». Всякая критика собственных поэтических творений допускается в качестве пожеланий, в самой вежливой и максимально осторожной форме, поскольку она призвана стимулировать риторическое творчество, что и является целью в данном случае.
Следующий этап работы по сюжетам «стихомэтра» можно сочетать с формированием этических представлений — любви к Отечеству, к русской природе и пр.
Например. Участник деловой игры получает листочек, на котором напечатаны первая, третья, пятая и т.д. строки стиха, написанного хорошим поэтом, но непременно неизвестным присутствующим. Игрок должен дописать отсутствующие строки. Другой участник получает другой листочек с четными строчками и задачей вставить нечетные. Третий — строчки первую и вторую, а должен написать третью и четвертую и т.д.
Вариантов может быть много. Затем можно перейти на произведения оригинальные в полной степени, например:
Дорога
Я обещаю Вам дорогу,
Где поле дальнее, река,
Тропа, тянущаяся к стогу,
Стакан парного молока.
И синь небес, и воздух чистый,
И трели птиц, и шум листвы,
Восход луны волшебно-мглистый,
И запах скошенной травы.
Здесь жили люди пять столетий,
Да и теперь еще живут, —
Стоят дома, амбары, клети,
Здесь строят, любят, сеют, ждут.
Я обещаю Вам, как прежде,
В деревне крики кур, гусей,
Людей, в привычной всем одежде,
Средь них — мудрец и ротозей.
Вас встретит влажный взгляд теленка,
Высокий летний небосвод,
В белье висящем — рубашонка,
Простор, манящий от ворот.
Если ритор захочет работать со стихомэтрами, то у него найдется немало возможностей для проявления собственных творческих потенциалов, как и потенциалов заинтересованных слушателей:
• «портрет» — попытка описать возможными риторическими средствами известную «звезду» (эстрады, экрана, политики, спорта и пр.). Очевидно, что работа должна начинаться с подготовки подробного «плана-гармони»;
• «плюс-минус» — оценка выступления оратора (депутата, политика, журналиста и пр.) по форме: достоинства (которые можно обозначить знаком плюс) и недостатки (обозначаемые знаком минус). Тогда работа может принять такой вид:
• «первый—второй...» — расстановка нескольких похожих явлений (книг, песен, политических партий и пр.) с обоснованием их порядкового места соответствующими логическими и риторическими приемами;
• вид деловой игры, которую может представить себе сам оратор (ритор) исходя из собственных воззрений на логику, риторику и этику.