Среди реальных деловых игр следует упомянуть такие, как: «диктор», «комментатор», «рецензент», «критик».
Из цепочки этих наименований видно, что требования к каждой последующей игре возрастают, начиная от «диктора» и заканчивая «критиком». Несколько отдельно среди них стоят «гид/экскурсовод» и «автобиография». Специальные «планы- гармони» для них требуют отдельного разговора.
Музыкальные деловые игры, как и игры со стихами, следует адресовать только тем слушателям, которые в них заинтересованы и любят музыку. Для них можно выбрать игры с классической музыкой, с эстрадной, «попсой» и т. п.
В таблице приведены виды деловых игр. Графы 8, 17, 26 не заполнены в надежде на то, что читатель сможет вписать те названия деловых игр, которые он сам придумает, разработав планы их проведения для себя или для соответствующей аудитории.
Научиться владеть риторическим материалом, вниманием аудитории без овладения деловыми играми трудно. Лучше освоиться сначала с методикой проведения игр, а затем уже выходить на реальное ораторское выступление в конкретной живой аудитории слушателей.
Подведем краткий итог этого раздела. Начинать нужно с умения читать вслух профессионально. Если актеры со сцены «читают художественно», то оратор должен владеть профессиональным чтением. Этой задаче и посвящена деловая игра «диктор».
Диктор (лат.) — говорящий перед микрофоном (телекамерой), читающий текст, написанный другим автором. Условия деловой игры требуют, чтобы диктор прочитал несколько раз текст про себя (как подготовка перед выступлением), а затем он читает его перед аудиторией. Нельзя читать текст, не отрываясь от него, нужно продумать членение текста по смыслу, по ударениям, по фразе, по интонации и пр. После того как диктор закончит чтение, ему можно задавать вопросы по тексту, по его содержанию, его реалиям, по неясным словам и пр.
|
Таблица. Виды деловых игр
№ | Название | Комментарий | ||
Прослушивание образцов | И.Л. Андроников и др. (по усмотрению ритора) | |||
Монофон | На любые буквы (звуки) | |||
Рифмы | На любые слова от простого к сложному | |||
Стихомэтр | Подражание, проба пера, творчество | |||
Портрет | «Звезда» политики, экрана, спорта и т.п. | |||
Плюс-минус | На усмотрение оратора и ритора (нра- вится/не нравится) | |||
Первый-второй... | Выбор из трех: депутатов в Думу и пр. | |||
Диктор | Чтение статьи перед микрофоном | |||
Комментатор | Комментирование статьи, ответы на вопросы | |||
Г ид/экскурсовод | Экскурсия по музею, описание экспоната | |||
Автобиография | Творческий рассказ о собственной биографии | |||
Реферат | На серьезную тему, подготовленную заранее | |||
Рецензент | На выступление делегата, журналиста | |||
Критик | На последний кинофильм, спектакль, передачу ТВ | |||
Зачетное выступление | Тема оговорена ритором и оратором заранее | |||
№ | Название | Комментарий | ||
Музыкальные | | Смешанный музыкальный ряд | Романс — народная песня — советская песня | Реальные | |
Авторская песня | По усмотрению ритора, желанию аудитории | |||
Эстрадная песня | «Подмосковные вечера», «Летят журавли» и др. | |||
Народная песня | «Ноченька», «Коробейники», «Вдоль по Питерской» | |||
Творчество мастера | С.Я. Лемешев, Л. Русланова, Л. Зыкина и др. | |||
Романсы | В исполнении В. Пономаревой, Л. Лещенко и др. | |||
Оперная музыка | Оперы русских композиторов («Евгений Онегин» И др.) | |||
Духовная музыка | По выбору ритора (например, композиторов П. Чеснокова, А. Струмского) |
|
В последнем случае деловая игра из фазы «диктор» переходит на более высокую ступень — «комментатор» и т.д.
В третьей части пособия есть параграф «Цитоны». Не станем предвосхищать его содержание, но неумение оратора связать слова, объединить их по функции приводит нередко к тому, что некоторые ляпсусы становятся притчей во языцех и передаются от одного студенческого поколения к другому.
Например: Студент-оратор:
• По наследству детям от родителей передаются руки и ноги, а воспитание — нет.
• Если он великий педагог, то он внес новшество, а у него еще последователи по разным сторонам....
Таким образом, мы от деловых игр переходим к тому, что оратор должен учиться не только говорить, но и оценивать и собственные выступления, и речи других ораторов (авторов). Занимаясь этим важным делом, сам оратор (рецензент) должен вспомнить оценочную формулу Цицерона (второе правило риторики).
Экзерсисы, или, в переводе на русский язык, «упражнения», в наши дни люди, придерживающиеся языковой моды, как правило, именуют не иначе, как «деловые игры». Именно они способствуют выработке риторических умений и навыков, позволяющих «расставлять слова» наилучшим способом.
Часть III включает деловые игры:
• подражания образцам,
• тесты,
• цитоны,
• монофоны.
|
Первыми даны два задания, направленные на копирование стиля автора и состоящие из контрольных вопросов, частично построенных на материалах хрестоматии, частично выходящих за ее рамки. В каждом задании сформулированы конкретные вопросы, на которые нужно дать ответ, предполагающий наличие определенного багажа знаний, умений и навыков по теории и практике русского красноречия. При желании каждый любитель русского красноречия может расширить или сократить для себя следующие ниже задания самостоятельно, ориентируясь на свои интересы и предпочтения.
Далее в этой части приведены тесты. В настоящее время тесты широко применяются при обучении разным наукам. Полезны они и при овладении риторикой. Работа с тестами развивает общий кругозор, расширяет словарный запас, повышает общую культуру обучающегося.
Цитоны1 могут способствовать желающему «учиться на чужих ошибках, а не на своих собственных». Исправляя примеры, начинающий оратор сможет сформулировать верные варианты мыслей, в них изложенных, заблаговременно обдумывая содержание и форму высказываний для подобных ситуаций и избегая заявлений как ложных,так и малосодержательных.
Монофоны1 следует внимательно изучить, а затем попытаться написать несколько собственных вариантов, вначале на простую «бытовую» тему, а затем на сложный исторический или художественный сюжет
Итак, деловые игры, «цитоны» и «монофоны» формируют, как показывает практика автора настоящего пособия, у начинающего оратора элементы основ риторической ответственности и помогают избежать примитивных подходов к собственной профессиональной и бытовой речи.