Далее: Организационная структура автотехобслуживания
Обеспечить безопасность труда каждого рабочего, инженера и служащего, занятого в сфере технического обслуживания и ремонта автомобилей,— задача большого социально-политического и экономического значения.
На предприятиях системы автотехобслуживания Минавтотранса РСФСР получило широкое развитие перспективное комплексное планирование мероприятий по охране труда. За одиннадцатую пятилетку на СТО в РСФСР освоено на охрану труда 5,8 млн. р., внедрено новое отечественное и импортное гаражное оборудование на сумму 4,6 млн. р. Это повысило культуру производства и облегчило труд ремонтных рабочих.
На предприятиях автотехобслуживания большое внимание уделяется законодательной регламентации в области охраны труда (ОТ) и, в частности, технике безопасности (ТБ), совершенствованию нормативно-технической документации, направленной на обеспечение безопасных условий труда и создание безопасной техники и технологии.
Проведение организационных, технических, санитарно-гигиенических и противопожарных мероприятий, направленных на создание безопасных высокопроизводительных условий труда, основывается на действующем в стране законодательстве по охране труда. Для повышения научно-технического уровня соответствующей документации на СТО внедряются положения системы стандартов безопасности труда (ССБТ), включающие более 250 государственных и около 200 отраслевых стандартов, а также стандарты и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов.
При проведении ТО и ремонта легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, на СТО выполняются положения ССБТ в части соблюдения требований безопасности труда согласно:
-ГОСТ 12.3.017—79 «ССБТ. Ремонт и техническое обслуживание автомобилей»;
- ГОСТ 12.1.004—85 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования»;
-ГОСТ 12.1.019—79 «ССБТ. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты»;
-ГОСТ 12.3.005—75 «ССБТ. Работы окрасочные. Общие требования безопасности»;
-ГОСТ 12.3.009—76 «ССБТ. Работы погрузочно-раз-грузочные. Общие требования безопасности»
и другим стандартам, регламентирующим требования к индивидуальным средствам защиты, выбросам вредных веществ, шумам, охране природы, знакам безопасности.
Кроме государственных стандартов ССБТ, важными документами являются Строительные нормы и правила (СНиП), правила устройства и безопасной эксплуатации различного оборудования.
Расширение ТО и ремонта автомобилей индивидуальных владельцев, переход на более высокий качественный уровень немыслимы без правильной организации и управления охраной труда.
Снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний на современном этапе не может быть достигнуто только за счет технических, санитарно-гигиенических и экономических мероприятий без совершенствования методов работы по ОТ, повышения уровня организационной деятельности руководителей и инженерно-технических работников непосредственно на СТО.
Работа диспетчеров, производственных мастеров, приемщиков стола заказов и руководителей других отделов направлена на постоянное обеспечение нормальных условий труда рабочих и ежедневное решение производственной задачи планирования загрузки рабочих с тем, чтобы удовлетворить потребность в ремонте автомобилей и выполнить технико-экономические показатели работы СТО.
Нарушения трудовой и технологической дисциплины, пренебрежение Правилами техники безопасности, халатность, а иногда и пьянство — основные причины несчастных случаев на производстве. Вот почему приобретает остроту вопрос личной ответственности слесаря, жестянщика, сварщика, маляра, мастера, директора СТО за безопасность труда. В связи с этим актуальным стало требование перенести центр тяжести воспитательной, организаторской, профилактической работы в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда непосредственно в цеха и на рабочие места.
Организационные, технические, санитарно-гигиенические и другие мероприятия, направленные на выполнение положений по ОТ, конкретизируются правилами. В системе предприятий автотехобслуживания основополагающим документом являются «Правила по охране труда на автомобильном транспорте». Однако эти Правила не полностью учитывают специфику ТО и ремонта автомобилей на СТО. Поэтому в 1986 г. разработаны инструкции по охране труда на предприятиях системы автотехобслуживания.
В инструкциях для СТО включены такие вопросы, как самообслуживание автомобилей их владельцами на специализированных постах СТО, проведение торговых операций, предпродажная подготовка автомобилей, работа выездных ремонтных бригад при обслуживании транспорта в местах проживания владельцев, работа на охраняемых стоянках автомобилей, в мотелях, деятельность работников консультационных бюро, обслуживание автомобилей по гарантии заводов-изготовителей и другие вопросы.
Если на станции есть посты самообслуживания, то заказчики могут на них обслуживать и ремонтировать автомобили своими силами с использованием инструментов и материалов станции. В этих случаях заказчики обязаны соблюдать установленные Правила техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии. Перед началом работ представитель станции знакомит заказчика с Правилами, о чем делается запись в специальном журнале.
В инструкциях для СТО отражены вопросы ОТ при внедрении новых технологических процессов (например, наклейки и испытания тормозных накладок, противокоррозионное покрытие кузовов автомобилей), работы с электро- и пневмоинструментом. Правила и инструкции определяют единые требования к системам жизнедеятельности предприятий и организаций (отоплению, вентиляции, водоснабжению и др.), раскрывают права и обязанности должностных лиц, а также устанавливают требования безопасности к различным рабочим участкам и местам. Помимо правил и инструкций, на СТО должны выполняться требования органов надзора и контроля за состоянием охраны труда и окружающей среды на производстве (Госгортехнадзо-ра, Госсаннадзора, Госпожнадзора и др.), технической правовой инспекции труда соответствующего ЦК профсоюза.
Рабочие всех профессий и служб СТО, инженерно-технические работники, служащие, практиканты, учащиеся, временно работающие в организации, проходят инструктаж по охране труда и пожарной безопасности. Допуск к работе без прохождения инструктажа не разрешается. Инструктаж подразделяется на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, текущий. В производственных объединениях автотехобслуживания или на СТО разрабатываются инструкции по охране труда для каждой профессии или вида работ (рабочего поста, участка) с учетом специфики производства. Инструкции утверждаются администрацией СТО совместно с комитетом профсоюза и вывешиваются на видном месте.
В соответствии с «Положением о разработке инструкций по охране труда», утвержденным Госкомтрудом СССР и ВЦСПС, областным производственным объединениям и СТО разрешается разрабатывать с учетом конкретных условий предприятий инструкции для работающих отдельных специальностей при отсутствии их в «Правилах по охране труда на автомобильном транспорте».