Свобода в деятельности людей




ЕГЭ – ОК – ЧЕЛОВЕК

 

ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ

человек индивид индивидуальность личность
- биологическое и социальное (биосоциальное) существо, биологическая особь из рода Homo sapiens (человек разумный) - единичный, конкретный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа или отдельно взятый человек как носитель индивидуально-своеобразных черт - целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности - человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности и обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств

Человеком рождаются, а личностью становятся. Каждый человек – индивид, каждый индивид – индивидуален.

Антропогенез (от греч. «аntropos» - человек и «genesis» - происхождение) – это процесс становления человека как биологической особи.

Социогенез – (от лат. «societas» - общество и «genesis» - происхождение) – это процесс становления человеческого общества

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

- это осуществляющийся на протяжении всей жизни индивида процесс воздействия на него общества, в результате которого люди накапливают опыт жизнедеятельности в обществе

Десоциализация - это процесс, противоположный социализации, означающий утрату индивидом определенных социальных ценностей и норм, сопровождающийся отчуждением индивида от определенной группы.

Ресоциализация - усвоение новых ценностей, ролей, навыков взамен прежних, неправильно усвоенных, устаревших или же в связи с переходом в принципиально иные социальные условия.
Самооценка личности

- это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков.

Различают завышенную, адекватную и заниженную самооценку.

ИНСТИТУТЫИ АГЕНТЫСОЦИАЛИЗАЦИИ

Этапы социализации Институты социализации - это социальные общности и учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его Агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за обучение других людей нормам общественной жизни
Первичная социализация - дают первые уроки социализации, сфера межличностных отношений
примеры - семья, школа, дружеская компания, трудовой коллектив и др. - формальные и неформальные отношения - родители, братья и сестры, близкие родственники, друзья, учителя, наставники - близкое каждодневное личное общение, (отношения сотрудничества)
Вторичная социализация - развивающие первые уроки социализации на новом жизненном уровне, сфера общественных отношений
примеры - вузы, армия, церковь госучреждения, общественные организации и др. - только формальные отношения - преподаватели вузов, командиры, начальники, чиновники и др. (отношения подчинения и субординации)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

в широком смысле в узком смысле
- любая активность кого-либо (человека) или чего-либо (природных или иных явлений, например: вулканическая деятельность) всякая активность человека, его труд

Деятельность человека и поведение животных

общее различия
целесообразность целеполагание
приспособление к природе преобразование
предметы природы орудия труда

Структура деятельности

субъект - тот, кто занимается деятельностью (человек, группа людей, общество, государственные органы власти, учреждения) объект - то, на что направлена деятельность человека (природа, окружающая среда, человек, группа людей, общество, государственные органы власти, учреждения и др.)
цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность - реальная или нереальная
средства - то, при помощи чего осуществляется достижение цели - соответствующие или несоответствующие; добрые или недобрые; нравственные или безнравственные
результат - достигнутая цель - положительный и отрицательный

Деятельность состоит из физических действий

Виды деятельности

материальная (практическая) - деятельность по преобразованию объектов природы (материально-производственная) и общества (социально-преобразовательная)
духовная - деятельность, связанная с изменением людей и в свою очередь делится на: - познавательную (деятельность по отражению действительности в научной или художественной формах; - ценностно-ориентировочную (по определению положительного или отрицательного отношения людей к явлениям окружающего мира; - прогностическую (планирование или предвидение возможных изменений действительности)
а) духовно-теоретическая - деятельность по производству духовных ценностей
б) духовно-практическая - деятельность по сохранению, распространению и освоению (потреблению) духовных ценностей
  Иные классификации выделяют трудовую, творческую, потребительскую, досуговую, образовательную и др. - созидательную и разрушительную
творческая - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее - ей присущи 3 элемента: воображение (отражение в сознании человека явлений действительности в необычных, неожиданных сочетаниях и связях); фантазия (построение образа или наглядной модели ее результатов в тех случаях, когда информации об условиях и средствах достижения цели недостаточно); интуиция (знание, условия получения которого не осознаются)
трудовая   - в широком смысле любая сознательная деятельность человека или в узком смысле лишь один из видов, направленная на достижение практически полезного результата; - ей присущи 3 признака: активность; полезность и результат
учебная - процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями необходимыми для выполнения трудовой Деятельности: - организованная (в школах) и неорганизованная, стихийная в жизни
игровая - отличается от трудовой деятельности тем, что важен не результат, а сам процесс - особенность игры – это ее двуплановость: с одной стороны, играющий осуществляет реальные действия, но, с другой стороны, многие ее моменты носят условный характер (вещи-заместители, символы, знаки и др.)

4. Мотивы деятельности – это то, что побуждает человека к деятельности

1) сознательные  
Потребности – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития его личности 1) биологические (физиологические, естественные, витальные) – потребности в питании, дыхании, воде, сне и др. 2) социальные (общественные) – потребности в общении, самореализации, общественном признании 3) идеальные (духовные) – потребности в знаниях, в искусстве и др.
Потребности по А. Маслоу 1) физиологические – воспроизводство рода, пище, дыхании, жилище 2) экзистенциальные – безопасность существования, комфорт, стабильность, гарантия занятости и др. 3) социальные – социальные связи общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность и др. 4) престижные – самоуважение, уважение со стороны других, достижение успеха и др. 5) духовные - самоактуализация и самовыражение
Интересы – это осознанная людьми потребность в тех общественных условиях, которые делают более или менее доступными обеспечение удовлетворения тех или иных материальных и духовных потребностей 1) по степени общности: - индивидуальные, - групповые, - общественные 2) по сфере направленности: - экономические, - социальные, - политические, - духовные
Социальная установка – это общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта Например, семья предполагает предрасположенность действовать так, чтобы родить детей, учить и воспитывать их. Школа предполагает другого рода действия.
Убеждения – это устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также, стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки выделяются убеждения-вера и убеждения-знание
2) бессознательные  
Влечения – это психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность З. Фрейд: «Многое в Я безусловно безсознательно, именно то, что следует назвать ядром Я» К. Юнг: «Бессознательное – это источник творческой фантазии духа»

Макс Вебер делил действия людей в зависимости от их мотивов на:

1) целерациональные (продуманная цель);

2) ценностно-рациональные (следование своим убеждениям и принципам);

3) аффективные (обусловленные кратковременным, сильно и бурно протекающим эмоциональным переживанием, напр., ярость ужас, ревность)

4) традиционные (основанные на длительной привычке, на традициях)

Свобода в деятельности людей

«Свобода это познанная необходимость» (Г. Гегель)

Свобода человека в обществе предполагает возможность сделать осознанный выбор и принять на себя ответственность за него

СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

- это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: