ЕГЭ – ОК – ЧЕЛОВЕК
ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ
человек | индивид | индивидуальность | личность |
- биологическое и социальное (биосоциальное) существо, биологическая особь из рода Homo sapiens (человек разумный) | - единичный, конкретный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа или отдельно взятый человек как носитель индивидуально-своеобразных черт | - целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности | - человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности и обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств |
Человеком рождаются, а личностью становятся. Каждый человек – индивид, каждый индивид – индивидуален.
Антропогенез (от греч. «аntropos» - человек и «genesis» - происхождение) – это процесс становления человека как биологической особи.
Социогенез – (от лат. «societas» - общество и «genesis» - происхождение) – это процесс становления человеческого общества
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
- это осуществляющийся на протяжении всей жизни индивида процесс воздействия на него общества, в результате которого люди накапливают опыт жизнедеятельности в обществе
Десоциализация - это процесс, противоположный социализации, означающий утрату индивидом определенных социальных ценностей и норм, сопровождающийся отчуждением индивида от определенной группы.
Ресоциализация - усвоение новых ценностей, ролей, навыков взамен прежних, неправильно усвоенных, устаревших или же в связи с переходом в принципиально иные социальные условия.
Самооценка личности
- это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков.
Различают завышенную, адекватную и заниженную самооценку.
ИНСТИТУТЫИ АГЕНТЫСОЦИАЛИЗАЦИИ
Этапы социализации | Институты социализации - это социальные общности и учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его | Агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за обучение других людей нормам общественной жизни |
Первичная социализация | - дают первые уроки социализации, сфера межличностных отношений | |
примеры | - семья, школа, дружеская компания, трудовой коллектив и др. - формальные и неформальные отношения | - родители, братья и сестры, близкие родственники, друзья, учителя, наставники - близкое каждодневное личное общение, (отношения сотрудничества) |
Вторичная социализация | - развивающие первые уроки социализации на новом жизненном уровне, сфера общественных отношений | |
примеры | - вузы, армия, церковь госучреждения, общественные организации и др. - только формальные отношения | - преподаватели вузов, командиры, начальники, чиновники и др. (отношения подчинения и субординации) |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
в широком смысле | в узком смысле |
- любая активность кого-либо (человека) или чего-либо (природных или иных явлений, например: вулканическая деятельность) | всякая активность человека, его труд |
Деятельность человека и поведение животных
общее | различия |
целесообразность | целеполагание |
приспособление к природе | преобразование |
предметы природы | орудия труда |
Структура деятельности
субъект - тот, кто занимается деятельностью (человек, группа людей, общество, государственные органы власти, учреждения) | объект - то, на что направлена деятельность человека (природа, окружающая среда, человек, группа людей, общество, государственные органы власти, учреждения и др.) |
цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность | - реальная или нереальная |
средства - то, при помощи чего осуществляется достижение цели | - соответствующие или несоответствующие; добрые или недобрые; нравственные или безнравственные |
результат - достигнутая цель | - положительный и отрицательный |
Деятельность состоит из физических действий
Виды деятельности
материальная (практическая) | - деятельность по преобразованию объектов природы (материально-производственная) и общества (социально-преобразовательная) |
духовная | - деятельность, связанная с изменением людей и в свою очередь делится на: - познавательную (деятельность по отражению действительности в научной или художественной формах; - ценностно-ориентировочную (по определению положительного или отрицательного отношения людей к явлениям окружающего мира; - прогностическую (планирование или предвидение возможных изменений действительности) |
а) духовно-теоретическая | - деятельность по производству духовных ценностей |
б) духовно-практическая | - деятельность по сохранению, распространению и освоению (потреблению) духовных ценностей |
Иные классификации выделяют трудовую, творческую, потребительскую, досуговую, образовательную и др. - созидательную и разрушительную | |
творческая | - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее - ей присущи 3 элемента: воображение (отражение в сознании человека явлений действительности в необычных, неожиданных сочетаниях и связях); фантазия (построение образа или наглядной модели ее результатов в тех случаях, когда информации об условиях и средствах достижения цели недостаточно); интуиция (знание, условия получения которого не осознаются) |
трудовая | - в широком смысле любая сознательная деятельность человека или в узком смысле лишь один из видов, направленная на достижение практически полезного результата; - ей присущи 3 признака: активность; полезность и результат |
учебная | - процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями необходимыми для выполнения трудовой Деятельности: - организованная (в школах) и неорганизованная, стихийная в жизни |
игровая | - отличается от трудовой деятельности тем, что важен не результат, а сам процесс - особенность игры – это ее двуплановость: с одной стороны, играющий осуществляет реальные действия, но, с другой стороны, многие ее моменты носят условный характер (вещи-заместители, символы, знаки и др.) |
4. Мотивы деятельности – это то, что побуждает человека к деятельности
1) сознательные | |
Потребности – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития его личности | 1) биологические (физиологические, естественные, витальные) – потребности в питании, дыхании, воде, сне и др. 2) социальные (общественные) – потребности в общении, самореализации, общественном признании 3) идеальные (духовные) – потребности в знаниях, в искусстве и др. |
Потребности по А. Маслоу | 1) физиологические – воспроизводство рода, пище, дыхании, жилище 2) экзистенциальные – безопасность существования, комфорт, стабильность, гарантия занятости и др. 3) социальные – социальные связи общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность и др. 4) престижные – самоуважение, уважение со стороны других, достижение успеха и др. 5) духовные - самоактуализация и самовыражение |
Интересы – это осознанная людьми потребность в тех общественных условиях, которые делают более или менее доступными обеспечение удовлетворения тех или иных материальных и духовных потребностей | 1) по степени общности: - индивидуальные, - групповые, - общественные 2) по сфере направленности: - экономические, - социальные, - политические, - духовные |
Социальная установка – это общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта | Например, семья предполагает предрасположенность действовать так, чтобы родить детей, учить и воспитывать их. Школа предполагает другого рода действия. |
Убеждения – это устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также, стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки | выделяются убеждения-вера и убеждения-знание |
2) бессознательные | |
Влечения – это психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность | З. Фрейд: «Многое в Я безусловно безсознательно, именно то, что следует назвать ядром Я» К. Юнг: «Бессознательное – это источник творческой фантазии духа» |
Макс Вебер делил действия людей в зависимости от их мотивов на:
1) целерациональные (продуманная цель);
2) ценностно-рациональные (следование своим убеждениям и принципам);
3) аффективные (обусловленные кратковременным, сильно и бурно протекающим эмоциональным переживанием, напр., ярость ужас, ревность)
4) традиционные (основанные на длительной привычке, на традициях)
Свобода в деятельности людей
«Свобода это познанная необходимость» (Г. Гегель)
Свобода человека в обществе предполагает возможность сделать осознанный выбор и принять на себя ответственность за него
СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
- это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности