Родился 20 мая 1804 года. Его детство прошло в селе Новоспасском. Он рано начал читать и был любознательным от природы. Благоприятно сказалось чтение старинного издания "О странствиях вообще". Оно пробудило большой интерес к путешествиям, географии, рисованию и музыке. Перед поступлением в благородный пансион он занимался уроками по фортепиано и быстро преуспевал в этом нелегком деле.
Зимой 1817 года его отправляют в Петербург в пансион, где он провел четыре года. Учился у Бема и Фильда. Жизнь и творчество Глинки в период с 1823 по 1830 годы были весьма насыщены. С 1824 года посещает Кавказ, где служит до 1828 года помощником секретаря путей сообщения. С 1819 по 1828 периодически посещает родное Новоспасское. После знакомится с новыми друзьями в Петербурге (П. Юшковым и Д. Демидовым). В этот период создает свои первые романсы. Это: Элегия "Не искушай меня" на слова Баратынского. "Бедный певец" на слова Жуковского. "Я люблю, ты мне твердила" и "Горько мне, горько" на слова Корсака. Пишет фортепианные пьесы, совершает первую попытку написать оперу "Жизнь за царя".
В 1830 году отправился в Италию, по пути был в Германии. Это было его первое путешествие за границу. Он отправился сюда, чтобы поправить свое здоровье и насладиться окружающей природой неизведанной страны. Полученные впечатления дали ему материал для восточных сцен оперы "Руслан и Людмила". В Италии он находился до 1833 года, в основном был в Милане.
Жизнь и творчество Глинки в этой стране протекают успешно, легко и непринужденно. Здесь происходит его знакомство с - с Доницетти, Мендельсоном, Берлиозом и другими. В Милане у Риккорди он публикует некоторые свои произведения.
|
В 1831-1832 сочиняет две серенады, ряд романсов, итальянские каватины, секстет в тональности ми-бемоль мажор. В аристократических кругах он был известен как Maestro russo. В июле 1833 года он отправляется в Вену, а затем около полугода проводит в Берлине. Здесь он обогащает свои технические знания со знаменитым контрапунктистом З. Деном. Впоследствии под его руководством он написал "Русскую симфонию". В это время талант композитора развивается. Творчество Глинки становится более свободным от чужого влияния, он к нему относится сознательней. В своих "Записках" он признается, что все это время он искал свой путь и стиль. Истосковавшись по родине, задумывается о том, чтобы писать по-русски. Возвращение на родину Весной 1834 года Михаил приезжает в Новоспасское. Он думал отправиться за границу снова, однако принимает решение остаться на родной земле. Летом 1834 года отправляется в Москву. Глинка решил создать русскую национальную оперу. Он взялся за романтическую оперу "Марьина роща" (на сюжет Жуковского). План композитора не был реализован, наброски до нас не дошли.
Осенью 1834 года приезжает в Петербург, где посещает литературные и дилетантские кружки. Однажды Жуковский ему подсказал взять сюжет "Ивана Сусанина". В этот период времени сочиняет такие романсы: "Не называй ее небесной", "Не говори, любовь пройдет", "Только узнал я тебя", "Я здесь, Инезилья". В личной жизни у него происходит большое событие - женитьба. Наряду с этим он увлекся написанием русской оперы. Личные переживания повлияли на творчество Глинки, в частности на музыку его оперы. Изначально композитор задумал написать кантату, состоящую из трех картин. Первая должна была называться сельской сценой, вторая - польской, третья - торжественным финалом. Но под влиянием Жуковского он создал драматическую оперу, состоящую из пяти актов. Премьера "Жизни за царя" произошла 27 ноября 1836 г. В. Одоевский по достоинству оценил ее. Император Николай I подарил за это Глинке перстень за 4000 рублей. Через пару месяцев он назначил его капельмейстером. В 1839 году по ряду причин Глинка подает в отставку. В этот период продолжается плодотворное творчество. Глинка Михаил Иванович написал такие композиции: "Ночной смотр", "Северная звезда", еще одну сцену из "Ивана Сусанина". Принимается за новую оперу на сюжет "Руслана и Людмилы" по совету Шаховского. В ноябре 1839 года разводится с женой. В период жизни с "братией" (1839-1841) создает ряд романсов. Опера "Руслан и Людмила" была долгожданным событием, билеты раскупались заранее. Премьера состоялась 27.11.1842 года. Успех был ошеломляющий. После 53 представлений оперу перестали ставить. Композитор решил, что его детище недооценено, и у него наступает апатия. Творчество Глинки приостанавливается на год. Путешествие по дальним странам Летом 1843 года он едет через Германию в Париж, где находится до весны 1844. Возобновляет старые знакомства, дружит с Берлиозом. Глинка был впечатлен его произведениями. Он изучает его программные сочинения. В Париже поддерживает приятельские отношения с Мериме, Герцем, Шатонефом и многими другими музыкантами и литераторами. Затем он посещает Испанию, где проживает на протяжении двух лет. Он был в Андалузии, Гранаде, Вальядолиде, Мадриде, Памплоне, Сеговии. Сочиняет "Арагонскую хоту". Здесь он отдыхает от насущных петербургских проблем. Гуляя по Испании, Михаил Иванович собирал народные песни и пляски, записывал их в книжку. Некоторые из них легли в основу произведения "Ночь в Мадриде". Из писем Глинки становится очевидно, что в Испании он отдыхает душой и сердцем, здесь ему живется очень хорошо. Последние годы жизни В июле 1847 года он возвращается на родину. Живет определенное время в Новоспасском. Творчество Михаила Глинки в этот период возобновляется с новой силой. Он пишет несколько фортепианных пьес, романс "Ты скоро меня позабудешь" и другие. Весной 1848 года отправляется в Варшаву и проживает здесь до осени. Пишет для оркестра "Камаринскую", "Ночь в Мадриде", романсы. В ноябре 1848 года приезжает в Петербург, где всю зиму болеет.
|
|
Весной 1849 года снова едет в Варшаву и живет здесь до осени 1851 года. В июле этого года заболел, получив печальное известие о смерти матери. В сентябре возвращается в Петербург, живет с сестрой Л. Шестаковой. Сочиняет крайне редко. В мае 1852 года едет в Париж и находится здесь до мая 1854. С 1854-1856 живет в Петербурге с сестрой. Увлекается русской певицей Д. Леоновой. Для ее концертов создает аранжировки. 27 апреля 1856 года уехал в Берлин, где поселился по соседству с Деном. Он каждый день приходил к нему в гости и руководил занятиями по строгому стилю. Творчество М. И. Глинки могло бы продолжаться. Но вечером 9 января 1857 года он простудился. 3 февраля Михаил Иванович умер.
Вершина симфонического творчества Глинки – оркестровые сочинения 40-х годов: «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде», «Камаринская», «Вальс – фантазия». Все они написаны в сжатой, лаконичной форме 1-частной увертюры или фантазии. В их основе, как правило, подлинные народные мелодии, песенные либо танцевальные.
Симфоническое творчество Глинки воссоздает поэтические картины народной жизни, полные темперамента и солнечного света. Поразителен «глинковский» оркестр – экономный, прозрачный, но красочный и гибкий, с поющими ветвистыми линиями голосов.
«Камаринская», Фантазия для оркестра на мотивы двух русских песен (1848)
Первое исполнение – 15 марта 1850 года в Петербурге под управлением Маурера. Пьеса построена наподобие рапсодии. Медленный зачин сменяется стремительной музыкой танцевального характера. В основе первого, медленного раздела – степенно-величавая душевная мелодия свадебной песни. Оркестр поет широко и плавно, голоса сплетаются и расплетаются, как будто в народном хоре.
Иначе развивается мотив «Камаринской». Здесь передан дух инструментального народного искусства. Кажется, будто слышишь звучание балалаек, рожков, свирелей, волынок с характерными наигрышами, переборами и подхватами…
Плясовая мелодия кажется неисчерпаемой в своих превращениях. Во всем этом бездна юмора, здорового и размашистого. Перед нами не только картина народного веселья: в «Камаринской» – задушевность, смелость, широта русского характера.
Испанские увертюры: (1 июня 1845 года Глинка пересек границу Испании):
· Арагонская хота» (1845)
Первое исполнение – 15 марта 1850 года в Петербурге под управлением Маурера. «Арагонская хота» (такое название закрепилось впоследствии) ознаменовала рождение нового жанра европейской музыки – симфонической фантазии на народные темы. Она опирается на две танцевальные мелодии, разработанные с замечательной изобретательностью. В произведении гибко сочетаются вариационность и сонатная форма.
После импозантного, торжественного вступления, словно струя фонтана, с блеском врывается живая тема хоты. Эпизод следует за эпизодом, один другого красочнее, образнее, пластичнее.
· «Воспоминание о летней ночи в Мадриде» (1848)
Первое исполнение – 15 марта 1850 года в Петербурге под управлением Маурера.
Вторая испанская увертюра также прекрасно характеризует симфоническое творчество Глинки. Первоначально произведение было написано как «попурри из четырех испанских мелодий». Окончательная редакция относится к 1851 году. Материал был собран композитором осенью 1845 году в Мадриде.
Форма «Ночи в Мадриде» более свободная, чем в «Арагонской хоты». Это подлинная фантазия, вольное, но органически связанное чередование разнохарактерных эпизодов. Музыка вызывает богатейшие зрительные ассоциации. Она наполнена воздухом, ощущением дали, пространства.
«Вальс – фантазия» (1839) — первый образец русского симфонического вальса, предопределивший многие его черты. Это и задушевный лиризм, и высокая поэтичность, и щедрый песенный разлив мелодий. Он был сочинен вначале как фортепианная пьеса почти в одно время со знаменитым романсом «Я помню чудное мгновенье». Оба произведения, в какой-то мере – результат глубокого чувства композитора к Екатерине Керн.
Первую оркестровую редакцию «Вальса» осуществил дирижер Герман для исполнения в летних концертах в Павловске (1840г.). Авторская оркестровка возникла в 1845 году – Глинка сделал ее для парижских концертов. Парижская публика с восторгом приняла музыку русского композитора. Гектор Берлиоз писал о «Вальсе» как о сочинении «увлекательном, исполненном самого поразительного ритмического кокетства, истинно новом и превосходно развитом». Он восхищался «изящной гармонией, прекрасной, чистой, цветистой инструментовкой».
В 1856 году Глинка переработал музыку «Вальса». Она освободилась от подчеркнутой танцевальности, а оркестр стал еще легче и прозрачнее. Теперь в нем все поет: и мелодии, и выразительнейшие подголоски. Мелодий несколько, и все они словно соревнуются друг с другом в красоте и поэтичности, выражая разные оттенки лирического чувства – от меланхолии до страсти.