Французская классицистическая трагедия ( по творчеству Расина)




1.этапы творчества Расина:

1 этап. Раннее творчество Расина(1660-1665г.).

Расин преподнес в 1660г. Людовику XIV оду «Нимфа Сены», где воспел бракосочетание короля и получил вознаграждение. Расин-драматург начал свою деятельность не с комедий, как Корнель, а с трагедий, и в этом жанровом предпочтении сказалось и восхищение своим великим предшественником, и определенное желание конкурировать с ним. Во всяком случае, в первой трагедии Расина «Фиваида, или Братья-враги» (1664) возникают знакомые по корнелевской «Родогуне» темы борьбы за престол и соперничества братьев. Однако художественно решаются они иначе. В пьесе царит атмосфера роковой обреченности, ненависть героев друг к другу возникает как страсть, предопределенная свыше, посланная героям «еще при рождении». Герои вольно или невольно исполняют предначертание богов, пожелавших некогда истребить род Эдипа, их воля и разум оказываются бессильны, а власть служит средством удовлетворения страстей.

Соперничество с Корнелем (скорее, чем влияние его) проявилось и в следующей ранней пьесе Расина — «Александр Великий» (1665): здесь он обратился к историко-политическому сюжету, к проблеме идеального правителя, но вновь продемонстрировал своеобразие собственного взгляда. Прежде всего Расин, отвечая вкусам своего времени, ввел в сюжет экзотическое восточное пространство (действие пьесы происходит в Индии), затем — насытил его романическими любовно-приключенческими элементами (Пор и Так- силь, два правителя, влюблены в царицу Аксиану, сестра Таксиля Клеофила — возлюбленная Александра и т. д.), вывел в качестве главного персонажа тип галантного влюбленного. Комбинация «героического и нежного», которой был не чужд и поздний Корнель, ценна у Расина в первую очередь тонким психологизмом, анализом любовного чувства, еще не приобретшим совершенства зрелых трагедий, но уже, несомненно, предвещающим его. Надо сказать, что эта пьеса, как и первая, была поставлена труппой Мольера, игравшей в Пале-Рояле.

Работает в театре Мольера, затем переходит в театр Пти-Бурбон, где и была поставлена трагедия «Александр».

2 этап. Зрелое творчество (1667-1677).

Зрелость Расина-драматурга вполне выявилась в его трагедии «Андромаха» (1667). В ней очень ясно обозначились основные жанрово-стилевые особенности любовно-психологической трагедии классицизма. Становится ясно, что Расин решительно предпочитает греческие исторические и мифологические сюжеты римским: в них он находит больше эмоционально-аффектированных состояний и трагически противоречивых ситуаций. Если Корнеля влекло эпическое «настоящее» (Реконкиста в «Сиде», победа Рима над городами-соперниками в «Горации») и персонаж-победитель (Родриго, Гораций, Август), то у Расина все иначе. Собственно эпический сюжет — троянскую войну — он оставляет за пределами трагедии, в прошлом героев; основной персонаж, Андромаха — жертва, а не победитель. Источником сюжета в целом является прежде всего трагедия Еврипида «Андромаха». Но если у Еврипида речь идет о соперничестве Андромахи — рабыни и любовницы Неоптолема (Пирра) с его женой Гермионой, то Расин возвращает образу Андромахи ее «гомеровское» достоинство и «вергилиевскую» патетику. Расин устанавливает между героями иные отношения: Андромаха — пленница Пирра, сохраняющая верность погибшему Гектору и пытающаяся спасти их сына Астианакса, которого ей хитростью удалось вывезти из Трои; Гермиона — невеста Пирра, влюбленная в него и страдающая от того, что Пирр увлечен Андромахой; приезжающий в Эпир Орест, в свою очередь, безответно влюблен в Гермиону. Создается целая цепь несовпадающих любовных чувств, которую можно описать словами Ореста: «Всевластная любовь повелевает нами / И разжигает в нас, и гасит страсти пламя. Кого хотим любить, тот нам — увы! — не мил;/ А тот, кого клянем, нам сердце полонил» (пер. И. Шафарен- ко и В. Шора). Отчасти эта череда страстей похожа на гирлянду романических влюбленностей в галантной прозе расиновской эпохи. Но вместо благопристойно-нежных приключений любовников в трагедии возникают безжалостные столкновения страстей и характеров, жестокие коллизии, убийства и смерти. Недаром сам Расин писал в предисловии к пьесе: «Я признаю, что он (Пирр. — Н.П.) недостаточно послушен воле своей возлюбленной и что Селадон (главный герой «Астреи» О. д’Юрфе. — Н.П.) лучше него знал, что такое совершенная любовь. Но что делать? Пирр не читал наших романов. Он был неукротим от природы. И не все герои созданы быть Селадонами». Однако упрямство Пирра, его жестокий эгоизм — отнюдь не свидетельство его бесстрастности и подлинной силы. Его «непослушание» не является следствием решительности персонажа.

Расин в предисловии к «Андромахе» утверждает необходимость «среднего героя» — ни совершенно дурного, ни совершенно хорошего». Это не значит, однако, что драматург руководствуется неким «реалистическим» принципом или отступает от классицистической характерологии. Он лишь трансформирует идеально совершенную «героическую личность» корнелевского типа в тип естественного в классицистическом смысле (человек, каков он есть), противоречивого трагического героя. «Тут не трагическое опустилось до сферы «обыденного», но «обыденное» поднято до трагической высоты».

Четвертая трагедия Расина — «Британик» (1669) — построена как будто на совершенно «корнелевском» материале. Сюжет взят из древнеримской истории, из описанных К.Тацитом начальных событий царствования Нерона. Уже это обстоятельство предполагало большую, чем прежде, обращенность драматурга не к сфере частных интересов и чувств, но к государственным, политическим проблемам. Однако, как всегда, Расин идет своим путем в трактовке героев и событий, в самом обращении с фактами истории. Он называет трагедию именем героя-жертвы — Британика, но в центре пьесы, по общему признанию, — становление Нерона. Расина интересует самораскрытие тирана в борьбе за власть, он демонстрирует «рождающееся чудовище» (как сказано в предисловии). Рождение при этом происходит не как превращение или становление. Нерон не борется с собой, не выбирает между добром и злом, а только колеблется в осуществлении уже задуманного, знает, чего он хочет, но понимает, что еще не все может осуществить. При этом трагедию характеризует простота и ясность интриги: Нерон похищает Юнию, возлюбленную своего сводного брата Британика. Тем самым он демонстрирует не только стремление избавиться от претендента на престол, разрушить его счастье и отнять жизнь, но и жажду избавиться от опеки матери, властной Агриппины, которую он не ставит в известность об этом похищении и планы которой он в конце концов разрушает.

Еще одна «римская» трагедия Расина — «Береника» — появилась через год, в 1670, и также была попыткой соревнования с Корнелем (Генриетта Английская предложила этот сюжет обоим драматургам). Надо сказать, что Расин одержал в нем безусловную победу: его «Береника» была встречена с гораздо большей благосклонностью, чем «Тит и Береника» Корнеля. В этой трагедии герои стремятся подчинять свою страсть разуму, принести любовь в жертву нравственному закону, и — что редкость у Расина — им это удается. К тому же события пьесы значительно смягчены по сравнению с предшествующими трагедиями автора: в ней нет смертей, убийств, безумия. Вольтер справедливо назовет эту трагедию «элегией в драматической форме».

В двух следующих своих пьесах Расин обращается к теме Востока, в частности — к истории Турции — «Баязид» (1672) и «Митрцдат» (1673). Он, безусловно, отдает в них дань моде: шум вокруг приезда турецких послов в Париж, читательская популярность переведенной с английского «Истории Оттоманской империи», маскарадные костюмы в турецком духе — свидетельства этой увлеченности Франции восточной экзотикой. В первой пьесе Расин единственный раз обращается к современной истории — к событиям в Турции 1638 г. Однако отсутствие временной дистанции восполняется пространственным разрывом. История принца Баязида, пленника султана, и влюбленной в него султанши Роксаны позволила Расину провести художественный анализ женской любви и ревности одновременно с анализом внутреннего состояния героя, поставленного перед выбором: либо он изменит своей возлюбленной Аталиде, получив взамен жизнь и власть, либо погибнет. Нравственно-психологические колебания, сомнения героя составляют основной интерес сюжета. Другая «восточная» трагедия Расина — «Митридат» уже снова обращена к давней истории, почерпнутой у Плутарха, и она не только соединяет политическую линию с любовной, но и подчиняет первую последней. Пожалуй, именно эта трагедия представляет классицистический конфликт чувства и долга в его наиболее чистом виде.

3 этап. Пик творчества.(1677). «Федра»

Самая знаменитая трагедия Расина, его шедевр — это, конечно, «Федра». Пьеса была поставлена впервые в январе 1677 г., но первоначально она называлась «Федра и Ипполит». Источниками сюжета были в первую очередь греческие и римские трагики — Еврипид, Сенека. Сама коллизия между Федрой и ее пасынком Ипполитом возникала как месть богини Афродиты сыну амазонки Ипполиту, исповедующему культ Артемиды и равнодушному к богине любви. Расин устраняет эту сверхъестественную посылку трагедии, интериоризирует роковой характер страсти Федры, делает трагедию результатом не божественного проклятия, а губительных чувств и человеческих заблуждений. Кроме того, он изменяет некоторые обстоятельства исходной фабулы в духе правдоподобия и благопристойности: в его пьесе не Федра клевещет на Ипполита перед отцом, но ее конфидентка, кормилица Энона — царственной особе не пристало иметь низменные пороки; Ипполит не лишенный способности любить женоненавистник, а влюбленный юноша (что потребовало от Расина введения вымышленного действующего лица, царевны Арикии) — это соответствует представлению о психологическом правдоподобии.

4 этап. Позднее творчество (1680е-1690-е).

Лишь в конце 1680-х — 1690-е годы снова обратился к драматургии, создав две трагедии на библейские сюжеты — «Есфирь» (1688) (имела три акта, в ней не было любовного конфликта, как и требовала набожная подруга короля) и «Гофолия» (1691). Но эти пьесы уже предназначались не для публичного театра, а для постановки на сцене пансиона благородных девиц, созданного госпожой де Ментенон в Сен-Сире.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: