Общечеловеческие психические свойства индивида. Общечеловеческие психические свойства индивида являются исторически первыми и, следовательно, фундаментальными образованиями социальной психологии личности.
Общечеловеческим в психике человека является:
1) наличие необходимого комплекса основных психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воля) и состояний, подчиняющихся общим для всех людей психофизиологическим механизмам, без которых не может быть и речи о психической деятельности личности;
2) факт биосоциальной детерминированности психического мира человека, проявление которого — такие устойчивые черты и свойства личности, как ее темперамент и характер);
3) факт социальности психики человека в отличие от психики животных.
Это обстоятельство находит свое выражение уже в самом элементарном акте психической деятельности людей, в ощущениях, поскольку в них сказывается специфически человеческий социальный опыт. Орел, как известно, видит дальше человека, но зато человек видит гораздо больше орла, подмечая такие стороны и свойства явлений природы и общества, которые раскрываются лишь в практической, человеческой деятельности.
Социально-специфический опыт. Наряду с общечеловеческим необходимо различать социально-специфический опыт личности. Здесь имеются в виду все те особенности психики личности, которые связаны с фактом ее принадлежности к той или иной социальной общности или совокупности социальных общностей (этнических, классовых, политических, идеологических, экономических, профессиональных, национальных и т. д.).
За принадлежностью личности к той или иной общности или группе общностей стоит определенная программа предписанного извне поведения, которая находит выражение в системе требований, норм, правил и шаблонов деятельности. Их принято различать по выполняемым функциям на роли, нормы, ценности и символы.
|
Общим для названных элементов социально-специфического опыта личности является то, что все они выполняют определенные функции, санкционируя, регламентируя, регулируя и направляя поведение индивида.
Социальные роли — это предписанные обществом в целом, специфической социальной организацией или конкретной совокупностью групп права и обязанности личности, которые вытекают из ее социального положения.
Каждая из ролей, вытекающих из определенного статуса человека, в свою очередь, представляет собой целый набор прав и обязанностей по отношению к окружающим индивида в конкретной ситуации людям. Так, человек, исполняющий роль врача, обязан заботиться о здоровье пациента, своевременно ставить диагноз, применять нужные и эффективные меры лечения, быть внимательным, отзывчивым, гуманным и т. д. Вместе с тем врач имеет и целый ряд прав.
Роли личности весьма многообразны, человек является, как правило, одновременно и отцом семейства, и членом производственного коллектива, и членом приятельской компании и т. д. В результате складывается некий «узел» прав и обязанностей личности, которые вытекают из набора ролей и образуют ее социальное поле деятельности. Последнее есть целая система норм-шаблонов поведения, вытекающая из ролевой структуры личности.
Важнейшим компонентом социально-психологической структуры личности является ее самосознание. Существо самосознания состоит в способности и умении человека отделять себя от жесткой и довольно стереотипной как социальной, так и биологической программы поведения, которая характеризует его лишь как объект биосоциальных отношений.
|
Отношение к своему «Я», осознание своей индивидуальности нередко ставится в один ряд с понятием самосознания личности. Между тем понятие самосознания личности далеко не покрывается ее осознанием своей индивидуальности, а предполагает осознание широкого круга своих отношений с социальным миром.
В связи с этим правомерно говорить о социально-специфическом самосознании личности. Последнее проявляется прежде всего в том, как человек осознает свое специфическое социальное положение. Здесь подразумевается умение отделить себя от санкционированных извне норм и правил поведения. Но не для того, чтобы пытаться подняться над ними вообще, а лишь для того, чтобы отдать предпочтение одной из систем социальных ориентаций.
Если попытаться охарактеризовать основные аспекты социально-специфического самосознания, то они, на наш взгляд, могут быть сведены к следующим: во-первых, к осознанию индивидом своего социального положения, предполагающего соотнесение этого положения с социальным положением других людей, отличных от данного индивида по их статусу; во-вторых, к осознанию индивидом санкционированных извне, предписанных обществом и его различными группами норм, требований, функций и ролей.
|
В свою очередь каждый из двух названных выше моментов предполагает более детальное расчленение на его составляющие. Так, осознание индивидом своего социального положения предполагает одновременно как национальное, так и классовое; как этническое, в том числе и земляческое, так и профессиональное самосознание.
Другими словами, здесь имеется в виду способность человека к осознанию всего того узла связей и отношений, которые характеризуют его как представителя и функционера самых различных социальных общностей, начиная от малых групп (друзья, семья, учебный и рабочий коллектив и т. д.) и кончая такими большими социальными группами, как класс, нация и народ.
Точно так же многогранен и тот аспект самосознания личности, который связан с ее способностью подняться над своим положением лишь в качестве объекта и продукта биосоциальных отношений. Здесь подразумевается осознание человеком не только своих чисто социальных, но и биосоциальных потребностей и влечений, в том числе и тех, которые связаны с его отношением к природной среде, но также имеется в виду и способность личности к осознанию своей индивидуальности, то есть всего того, что характеризует неповторимость данного человека: его биосоциальных данных, жизненного опыта и жизненного пути.
Важным элементом в структуре самосознания личности является самооценка человека, то есть его оценка своих возможностей и способностей, соотнесенная определенным образом с его реальным положением и совокупностью выполняемых им обязанностей, функций и ролей.
Таким образом, по своей структуре самосознание личности представлено: I) родовым самосознанием, или фактом осознания человеком своей принадлежности к человеческому роду; 2) социально-специфическим самосознанием, или фактом осознания человеком своей принадлежности к определенной совокупности социальных групп, представителем которых он является (этому соответствует национальное, политическое, профессиональное, правовое самосознание); 3) индивидуальным самосознанием, или фактом осознания индивидом его индивидуально-неповторимых особенностей, черт характера и специфических жизненных интересов.
Модели динамической структуры личности. Важной особенностью динамической структуры личности в отличие от статической является ее приуроченность к какому-то конкретному отрезку времени, в течение которого можно говорить о состоянии психики или деятельности человека.
В соответствии с этим нужно различать два основных аспекта динамической структуры личности: внутренний, интроспективный, и внешний, поведенческий.
Применительно к внешнему поведению человека, различаемому на вербальное и невербальное, есть основания в качестве эквивалентов рассматривать соответственно вербальный стереотип и шаблон невербального поведения, которые в совокупности образуют стереотипы социального поведения личности.
Последние характеризуют шаблон поведения или такую совокупность его элементов, которые носят относительно устойчивый характер в той или иной ситуации, являясь наиболее приемлемой и привычной для индивида формой и нормой его ситуативной активности.