Основные параметры статической структуры личности.




Общечеловеческие психические свойства индивида. Обще­человеческие психические свойства индивида являются исто­рически первыми и, следовательно, фундаментальными обра­зованиями социальной психологии личности.


Общечеловеческим в психике человека является:

1) наличие необходимого комплекса основных психических про­цессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воля) и со­стояний, подчиняющихся общим для всех людей психофизио­логическим механизмам, без которых не может быть и речи о психической деятельности личности;

2) факт био­социальной детерминированности психического мира челове­ка, проявление котороготакие устойчивые черты и свой­ства личности, как ее темперамент и характер);

3) факт социальности психики человека в отличие от пси­хики животных.

Это обстоятельство находит свое выражение уже в самом элементарном акте психической деятельности людей, в ощу­щениях, поскольку в них сказывается специфически челове­ческий социальный опыт. Орел, как известно, видит дальше человека, но зато человек видит гораздо больше орла, подме­чая такие стороны и свойства явлений природы и общества, которые раскрываются лишь в практической, человеческой деятельности.

Социально-специфический опыт. Наряду с общечеловечес­ким необходимо различать социально-специфический опыт лич­ности. Здесь имеются в виду все те особенности психики лич­ности, которые связаны с фактом ее принадлежности к той или иной социальной общности или совокупности социальных об­щностей (этнических, классовых, политических, идеологичес­ких, экономических, профессиональных, национальных и т. д.).

За принадлежностью личности к той или иной общности или группе общностей стоит определенная программа пред­писанного извне поведения, которая находит выражение в си­стеме требований, норм, правил и шаблонов деятельности. Их принято различать по выполняемым функциям на роли, нор­мы, ценности и символы.

Общим для названных элементов социально-специфичес­кого опыта личности является то, что все они выполняют оп­ределенные функции, санкционируя, регламентируя, регули­руя и направляя поведение индивида.

Социальные ролиэто предписанные обществом в целом, специфи­ческой социальной организацией или конкретной совокупно­стью групп права и обязанности личности, которые выте­кают из ее социального положения.

Каждая из ролей, вытекающих из определенного статуса человека, в свою очередь, представляет собой целый набор прав и обязанностей по отношению к окружающим индивида в конкретной ситуации людям. Так, человек, исполняющий роль врача, обязан заботиться о здоровье пациента, своевре­менно ставить диагноз, применять нужные и эффективные меры лечения, быть внимательным, отзывчивым, гуманным и т. д. Вместе с тем врач имеет и целый ряд прав.

Роли личности весьма многообразны, человек является, как правило, одновременно и отцом семейства, и членом произ­водственного коллектива, и членом приятельской компании и т. д. В результате складывается некий «узел» прав и обязан­ностей личности, которые вытекают из набора ролей и обра­зуют ее социальное поле деятельности. Последнее есть целая система норм-шаблонов поведения, вытекающая из ролевой структуры личности.

Важнейшим компонентом социально-психологической структуры личности является ее самосознание. Существо самосознания состоит в способности и умении человека отделять себя от жесткой и довольно стереотипной как социальной, так и биологической программы поведения, которая характеризует его лишь как объект биосоциальных отношений.

Отношение к своему «Я», осознание своей индивидуаль­ности нередко ставится в один ряд с понятием самосознания личности. Между тем понятие самосознания личности далеко не покрывается ее осознанием своей индивидуальности, а пред­полагает осознание широкого круга своих отношений с соци­альным миром.

В связи с этим правомерно говорить о социально-специфи­ческом самосознании личности. Последнее проявляется преж­де всего в том, как человек осознает свое специфическое со­циальное положение. Здесь подразумевается умение отделить себя от санкционированных извне норм и правил поведения. Но не для того, чтобы пытаться подняться над ними вообще, а лишь для того, чтобы отдать предпочтение одной из систем социальных ориентаций.

Если попытаться охарактеризовать основные аспекты со­циально-специфического самосознания, то они, на наш взгляд, могут быть сведены к следующим: во-первых, к осознанию индивидом своего социального положения, предполагающе­го соотнесение этого положения с социальным положением других людей, отличных от данного индивида по их статусу; во-вторых, к осознанию индивидом санкционированных из­вне, предписанных обществом и его различными группами норм, требований, функций и ролей.

В свою очередь каждый из двух названных выше момен­тов предполагает более детальное расчленение на его состав­ляющие. Так, осознание индивидом своего социального поло­жения предполагает одновременно как национальное, так и классовое; как этническое, в том числе и земляческое, так и профессиональное самосознание.

Другими словами, здесь имеется в виду способность чело­века к осознанию всего того узла связей и отношений, кото­рые характеризуют его как представителя и функционера са­мых различных социальных общностей, начиная от малых групп (друзья, семья, учебный и рабочий коллектив и т. д.) и кончая такими большими социальными группами, как класс, нация и народ.

Точно так же многогранен и тот аспект самосознания лич­ности, который связан с ее способностью подняться над своим положением лишь в качестве объекта и продукта биосоциаль­ных отношений. Здесь подразумевается осознание человеком не только своих чисто социальных, но и биосоциальных потребностей и влечений, в том числе и тех, которые связаны с его отношением к природной среде, но также имеется в виду и способность личности к осознанию своей индивидуальности, то есть всего того, что характеризует неповторимость данно­го человека: его биосоциальных данных, жизненного опыта и жизненного пути.

Важным элементом в структуре самосознания личности яв­ляется самооценка человека, то есть его оценка своих воз­можностей и способностей, соотнесенная определенным обра­зом с его реальным положением и совокупностью выполня­емых им обязанностей, функций и ролей.

Таким образом, по своей структуре самосознание лично­сти представлено: I) родовым самосознанием, или фактом осоз­нания человеком своей принадлежности к человеческому роду; 2) социально-специфическим самосознанием, или фактом осоз­нания человеком своей принадлежности к определенной сово­купности социальных групп, представителем которых он яв­ляется (этому соответствует национальное, политическое, про­фессиональное, правовое самосознание); 3) индивидуальным самосознанием, или фактом осознания индивидом его инди­видуально-неповторимых особенностей, черт характера и спе­цифических жизненных интересов.

Модели динамической структуры личности. Важной осо­бенностью динамической структуры личности в отличие от ста­тической является ее приуроченность к какому-то конкретно­му отрезку времени, в течение которого можно говорить о состоянии психики или деятельности человека.

В соответствии с этим нужно различать два основных ас­пекта динамической структуры личности: внутренний, интро­спективный, и внешний, поведенческий.

Применительно к внешнему поведению человека, разли­чаемому на вербальное и невербальное, есть основания в ка­честве эквивалентов рассматривать соответственно вербаль­ный стереотип и шаблон невербального поведения, которые в совокупности образуют стереотипы социального поведения личности.


Последние характеризуют шаблон поведения или такую со­вокупность его элементов, которые носят относительно устой­чивый характер в той или иной ситуации, являясь наиболее приемлемой и привычной для индивида формой и нормой его ситуативной активности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: