T Идентификационные;
T Диагностические;
T Ситуационные.
Идентификационные исследования направлены на установление (либо отрицание) конкретного исполнителя рукописи (подписи). Особенностью диагностических исследований является их ориентация на установление максимума сведений о личности, писавшего (общефизических свойств, субъективных качеств, социально-демографических данных, психофизиологических и патологических состояний, навыков). Ситуационные исследования направлены на определение объективной обстановки и условий выполнения рукописи (позы, непривычной установки исполнителя на письмо, умышленного изменения им своего почерка).
Подготовка материалов.
При подготовке материалов для судебно-почерковедческой экспертизы главной задачей следователя является предоставление в распоряжение эксперта качественных сравнительных образцов. В случае необходимости следователь имеет право вынести постановление об изъятии или отобрании образцов почерка, необходимых для сравнительного исследования. Об отобрании образцов составляется протокол (ст. 199 УПК).
Образцы для экспертного исследования делятся на экспериментальные (специально полученные для целей данной конкретной экспертизы) и свободные (созданные или полученные вне связи с расследуемым уголовным делом, как правило, до его возбуждения). Иногда могут использоваться условно-свободные образцы почерка, т.е. такие, которые выполнены после возбуждения уголовного дела, но без связи с экспертизой.
Основные требования к свободным образцам почерка:
F Достоверность (несомненность) происхождения;
F Соответствие изучаемому документу (близкие по времени исполнения, форме и содержанию, выполненные аналогичным письменными принадлежностями и др.), достаточность образцов по количеству.
|
Экспериментальные образцы получают тогда, когда отсутствуют свободные образцы или они недостаточны по объему и качеству. Экспериментальные образцы почерка, подписей, цифровых записей должны соответствовать изучаемому документу по материалу письма, письменным принадлежностям и быть предоставлены в достаточном количестве.
Экспериментальные образцы отбираются под диктовку или путем самостоятельного написания подозреваемым (обвиняемым) по предложению следователя или судьи и обязательно в их присутствии. При этом используется текст исследуемого документа или составляется специальный текст с использованием отдельных слов, их сочетаний или цифр из исследуемого.
При необходимости исследовать рукописный текст эксперту предоставляют:
ï Свободные образцы письма подозреваемого (обвиняемого) на 8-10 листах;
ï Экспериментальные образцы - на 5-10 страницах.
Свободные и экспериментальные образцы удостоверяются следователем или судьей.
Для решения вопроса о выполнении подписи определенным лицом, необходимы следующие образцы: свободные и экспериментальные образцы подписи лица, от имени которого выполнена исследуемая подпись, свободные образцы подозреваемого в виде текстов, свободные образцы подписей подозреваемого лица, экспериментальные образцы, выполненные в виде надписей фамилии лица, от имени которого сделана подпись.
Экспериментальные образцы подписей получают на нескольких листах бумаги через некоторые промежутки времени.
|
При назначении экспертизы подписей рекомендуется эксперту предоставлять:
Ë Свободные и экспериментальные образцы почерка на 8-10 листах;
Ë По 10-15 свободных и 20-30 экспериментальных образцов подписей лица.,
Экспериментальные образцы отбираются на отдельных листах бумаги (по 5-6 подписей на каждом листе) или на таких же бланках, что и исследуемый документ.
Почерковедческая экспертиза назначается по мотивированному постановлению (определению) следователя или судьи (суда), где указываются объекты, которые должны быть исследованы.
티켓 30. Судебно - автороведческая экспертиза.
Судебное автороведение является разделом криминалистической техники. Предметом автороведческой экспертизы является установление данных о личности автора при исследовании текста документа. Объектом автороведческого исследования выступает письменная речь, а также проявившиеся в ней общие и частные языковые навыки. Общие - это синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуационные навыки. К частным навыкам относятся устойчивые нарушения речи и др.