Противопожарная водяная система




Лекция 19. Противопожарные системы и их характеристики. Требования Морского Регистра и СОЛАС – 74 к устройству, расположению и параметрам противопожарных систем.

ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ СИСТЕМЫ

Противопожарные мероприятия

Пожар на судне может привести к порче груза, выходу из строя машин и судового оборудования, а также представлять угрозу для жизни людей. Особенно опасен пожар на танкерах, перево­зящих нефтепродукты, так как он может сопровождаться взры­вом нефтяных паров в грузовых танках. Обеспечению пожарной безопасности на судах уделяется большое внимание. В соответ­ствии с требованиями Морского Регистра судоходства в процессе проектирова­ния судна необходимо предусматривать конструктивные проти­вопожарные мероприятия. К ним относится: разделение судна огнестойкими поперечными переборками, применение негорючих материалов для отделки помещений, пропитывание деревян­ных изделий огнестойкими составами, предотвращение искрообразования в отсеках и помещениях, где хранятся легковоспла­меняющиеся взрывоопасные жидкости или материалы, обеспе­чение судна противопожарным оборудованием и инвентарем и т.д.

Но, как показывает практика эксплуатации морских су­дов, одними предупредительными мерами пожары на судах иск­лючить нельзя. Основная роль в борьбе с пожарами на судах отводится противопожарным судовым системам. В этих систе­мах в качестве огнегасящих агентов используют забортную во­ду, водяной пар, углекислый газ, пену и специальные огнегасящие жидкости (четыреххлористый углерод, бромистый этил и др.). В настоящее время в качестве такого агента получают распространение хладоны (в отечественном судостроении - хладон 114-В2).

В зависимости от рода огнегасящего агента и способа его использования существует несколько разновидностей противо­пожарных систем (см. табл. 1).

К противопожарным системам предъявляется целый ряд требований, основными из которых являются постоянная готов­ность к действию, эффективность тушения очага пожара, высо­кая живучесть системы, простота устройства и быстрота ее дей­ствия.

Огнегасящие агенты должны отвечать некоторым специфи­ческим для судовых условий требованиям:

-сохранять свои ка­чества при длительном хранении на судне;

-не быть токсичными;

-при тушении пожара не портить грузы, оборудование, отделку помещений и не вызывать коррозии механизмов и оборудова­ния.

Эффективность применения противопожарных систем зави­сит от своевременной сигнализации об опасности возникновения пожара. Особенно это необхо­димо для судовых помещений, редко посещаемых членами экипажа (хранилища взрывча­тых и легковоспламеняющихся веществ, специальные кладовые и пр.). С этой целью на судах применяют различные автома­тические системы сигнализации, оповещающие экипаж све­товыми или звуковыми сигна­лами о возможности возникно­вения пожара в охраняемом помещении. Устанавливаемые в по­мещениях датчики-извещатели замыкают электрическую цепь при появлении пламени, дыма или повышении температуры воз­духа. Примером самой простой системы пожарной сигнализации служит приведенная на рис. 50 электрическая сигнальная систе­ма. Действует она так. Ток от аккумуляторной батареи 1 прохо­дит по замкнутой цепи через соленоид 3, датчик 2 и параллельно через сопротивление 6. Но его сила мала для загорания лампоч­ки 4 и срабатывания звонка 5. Под воздействием дыма, света или повышенной температуры воздуха в помещении датчик срабаты­вает, размыкая электрическую цепь, а сердечник соленоида шун­тирует сопротивление. Электрический ток полной силы пойдет через лампочку и звонок, вследствие чего возникнет световой или звуковой сигнал.

Противопожарная водяная система

Противопожарная водяная система (для краткости называемая системой водотушения) предназначена для тушения пожара струями воды. Помимо своего прямого назначения система во­дотушения может обеспечивать забортной водой:

– системы водяного орошения, водораспыления, водяных завес, пенотушения, спринклерную, балластную и др.;

– эжекторы осушительной и водоотливной систем;

– трубопроводы охлаждения механизмов, приборов и уст­ройств.

Кроме того, система водотушения подает воду для промыв­ки фекальных цистерн, обмывки якорных цепей и клюзов, мытья палуб и продувания кингстонных ящиков.

Каждое самоходное судно должно иметь систему водотуше­ния. Система водотушения состоит из пожарных насосов, напор­ной магистрали с пожарными рожками, забортных трубопро­водов с приемными кингстонами, разобщительной арматуры, контрольно-измерительных приборов и пожарных рукавов со стволами.

К системе водотушения отраслевым стандартом предъявля­ются следующие требования:

– давление в напорной магистрали не должно превышать 1 МПа;

– расход воды через ствол должен быть не менее 10 м3/ч при минимальном напоре 28 – 32 м вод. ст.;

– разобщительные клапаны на пожарной магистрали сле­дует устанавливать через 30 – 40 м;

– пожарные трубопроводы должны быть защищены от электрокоррозии посредством установки протекторов;

– число и расположение пожарных рожков должно обеспе­чивать подачу в любую точку верхней палубы не менее двух струй воды.

Для обеспечения живучести системы напорную магистраль применяют кольцевого типа, с несколькими перемычками, раз­общаемыми запорными клапанами, а пожарные насосы рассре­доточивают по разным отсекам. Пожарные насосы применяют центробежные, с электро- или турбоприводом. Их производитель­ность для судна следует определять расчетом изусловия одно­временного обеспечения:

– действия 15 % от всего числа установленных на судне по­жарных рожков;

– водяного орошения трапов и выходов из машинного отде­ления;

– системы водораспыления в машинном отделении;

– системы пенотушения.

Пожарный рожок представляет собой запорный клапан, имеющий с одной стороны фланец, которым он соединяется с трубопроводом, а с другой – быстросмыкаемую гайку для при­соединения пожарного рукава. Свернутый в кольцо рукав со стволом хранится в стальной корзине около пожарного рожка. На пожарных катерах, спасателях и буксирах, помимо рожков, устанавливают лафетные стволы, из которых можно направлять мощную струю воды на горящее судно, находящееся на расстоянии.

На рис.51 показано устройство системы водотушения на морском сухогрузе. В системе два центробежных пожарных насоса 3 и 29 с отдельными напорными стояками 30 и 25, приемными трубопроводами 6 и 32, кингстонами 8 и 33, кингстонными ящи­ками 7 и 34 и разобщительной арматурой. Стояки соединены с напорной пожарной магистралью 14, от которой отходят трубопроводы к пожарным рожкам 12 и лафетному стволу 24, установленным на верхней па­лубе и палубе надстройки. Кольцевая пожарная магистраль проложена над верхней палубой во избежание замерзания в ней воды. Каждый пожарный насос имеет байпасный трубопровод 19, 28, позволяющий перекачивать воду по замкнутому контуру (работать «на себя»), когда нет расхода воды на потребители судна. На напорном трубопроводе уста­новлен предохранительный клапан 18, который срабатывает в случае возрастания за насосом давления выше допустимой ве­личины, и вода по трубопроводу 27 перепускается в приемный трубопровод 32. Перед пуском насоса 3 открывают клинкет 5. Насос забирает воду из-за борта через решетку 10, приемный трубопровод 6 и фильтр 4, нагнетая ее по стояку 20 в пожарную магистраль 14. Для обеспечения постоянной готовности системы водотушения к немедленному действию необходимый напор в пожарной магистрали поддерживается с помощью пневмоцистерны или постоянно работающего одного из пожарных насо­сов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: