Лекция 19. Противопожарные системы и их характеристики. Требования Морского Регистра и СОЛАС – 74 к устройству, расположению и параметрам противопожарных систем.
ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ СИСТЕМЫ
Противопожарные мероприятия
Пожар на судне может привести к порче груза, выходу из строя машин и судового оборудования, а также представлять угрозу для жизни людей. Особенно опасен пожар на танкерах, перевозящих нефтепродукты, так как он может сопровождаться взрывом нефтяных паров в грузовых танках. Обеспечению пожарной безопасности на судах уделяется большое внимание. В соответствии с требованиями Морского Регистра судоходства в процессе проектирования судна необходимо предусматривать конструктивные противопожарные мероприятия. К ним относится: разделение судна огнестойкими поперечными переборками, применение негорючих материалов для отделки помещений, пропитывание деревянных изделий огнестойкими составами, предотвращение искрообразования в отсеках и помещениях, где хранятся легковоспламеняющиеся взрывоопасные жидкости или материалы, обеспечение судна противопожарным оборудованием и инвентарем и т.д.
Но, как показывает практика эксплуатации морских судов, одними предупредительными мерами пожары на судах исключить нельзя. Основная роль в борьбе с пожарами на судах отводится противопожарным судовым системам. В этих системах в качестве огнегасящих агентов используют забортную воду, водяной пар, углекислый газ, пену и специальные огнегасящие жидкости (четыреххлористый углерод, бромистый этил и др.). В настоящее время в качестве такого агента получают распространение хладоны (в отечественном судостроении - хладон 114-В2).
В зависимости от рода огнегасящего агента и способа его использования существует несколько разновидностей противопожарных систем (см. табл. 1).
К противопожарным системам предъявляется целый ряд требований, основными из которых являются постоянная готовность к действию, эффективность тушения очага пожара, высокая живучесть системы, простота устройства и быстрота ее действия.
Огнегасящие агенты должны отвечать некоторым специфическим для судовых условий требованиям:
-сохранять свои качества при длительном хранении на судне;
-не быть токсичными;
-при тушении пожара не портить грузы, оборудование, отделку помещений и не вызывать коррозии механизмов и оборудования.
Эффективность применения противопожарных систем зависит от своевременной сигнализации об опасности возникновения пожара. Особенно это необходимо для судовых помещений, редко посещаемых членами экипажа (хранилища взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ, специальные кладовые и пр.). С этой целью на судах применяют различные автоматические системы сигнализации, оповещающие экипаж световыми или звуковыми сигналами о возможности возникновения пожара в охраняемом помещении. Устанавливаемые в помещениях датчики-извещатели замыкают электрическую цепь при появлении пламени, дыма или повышении температуры воздуха. Примером самой простой системы пожарной сигнализации служит приведенная на рис. 50 электрическая сигнальная система. Действует она так. Ток от аккумуляторной батареи 1 проходит по замкнутой цепи через соленоид 3, датчик 2 и параллельно через сопротивление 6. Но его сила мала для загорания лампочки 4 и срабатывания звонка 5. Под воздействием дыма, света или повышенной температуры воздуха в помещении датчик срабатывает, размыкая электрическую цепь, а сердечник соленоида шунтирует сопротивление. Электрический ток полной силы пойдет через лампочку и звонок, вследствие чего возникнет световой или звуковой сигнал.
Противопожарная водяная система
Противопожарная водяная система (для краткости называемая системой водотушения) предназначена для тушения пожара струями воды. Помимо своего прямого назначения система водотушения может обеспечивать забортной водой:
– системы водяного орошения, водораспыления, водяных завес, пенотушения, спринклерную, балластную и др.;
– эжекторы осушительной и водоотливной систем;
– трубопроводы охлаждения механизмов, приборов и устройств.
Кроме того, система водотушения подает воду для промывки фекальных цистерн, обмывки якорных цепей и клюзов, мытья палуб и продувания кингстонных ящиков.
Каждое самоходное судно должно иметь систему водотушения. Система водотушения состоит из пожарных насосов, напорной магистрали с пожарными рожками, забортных трубопроводов с приемными кингстонами, разобщительной арматуры, контрольно-измерительных приборов и пожарных рукавов со стволами.
К системе водотушения отраслевым стандартом предъявляются следующие требования:
– давление в напорной магистрали не должно превышать 1 МПа;
– расход воды через ствол должен быть не менее 10 м3/ч при минимальном напоре 28 – 32 м вод. ст.;
– разобщительные клапаны на пожарной магистрали следует устанавливать через 30 – 40 м;
– пожарные трубопроводы должны быть защищены от электрокоррозии посредством установки протекторов;
– число и расположение пожарных рожков должно обеспечивать подачу в любую точку верхней палубы не менее двух струй воды.
Для обеспечения живучести системы напорную магистраль применяют кольцевого типа, с несколькими перемычками, разобщаемыми запорными клапанами, а пожарные насосы рассредоточивают по разным отсекам. Пожарные насосы применяют центробежные, с электро- или турбоприводом. Их производительность для судна следует определять расчетом изусловия одновременного обеспечения:
– действия 15 % от всего числа установленных на судне пожарных рожков;
– водяного орошения трапов и выходов из машинного отделения;
– системы водораспыления в машинном отделении;
– системы пенотушения.
Пожарный рожок представляет собой запорный клапан, имеющий с одной стороны фланец, которым он соединяется с трубопроводом, а с другой – быстросмыкаемую гайку для присоединения пожарного рукава. Свернутый в кольцо рукав со стволом хранится в стальной корзине около пожарного рожка. На пожарных катерах, спасателях и буксирах, помимо рожков, устанавливают лафетные стволы, из которых можно направлять мощную струю воды на горящее судно, находящееся на расстоянии.
На рис.51 показано устройство системы водотушения на морском сухогрузе. В системе два центробежных пожарных насоса 3 и 29 с отдельными напорными стояками 30 и 25, приемными трубопроводами 6 и 32, кингстонами 8 и 33, кингстонными ящиками 7 и 34 и разобщительной арматурой. Стояки соединены с напорной пожарной магистралью 14, от которой отходят трубопроводы к пожарным рожкам 12 и лафетному стволу 24, установленным на верхней палубе и палубе надстройки. Кольцевая пожарная магистраль проложена над верхней палубой во избежание замерзания в ней воды. Каждый пожарный насос имеет байпасный трубопровод 19, 28, позволяющий перекачивать воду по замкнутому контуру (работать «на себя»), когда нет расхода воды на потребители судна. На напорном трубопроводе установлен предохранительный клапан 18, который срабатывает в случае возрастания за насосом давления выше допустимой величины, и вода по трубопроводу 27 перепускается в приемный трубопровод 32. Перед пуском насоса 3 открывают клинкет 5. Насос забирает воду из-за борта через решетку 10, приемный трубопровод 6 и фильтр 4, нагнетая ее по стояку 20 в пожарную магистраль 14. Для обеспечения постоянной готовности системы водотушения к немедленному действию необходимый напор в пожарной магистрали поддерживается с помощью пневмоцистерны или постоянно работающего одного из пожарных насосов.