Управление (формулирование опредления) | Понятие «управление» можно рассматривать с разных точек зрения. Опираясь на анализ исследований ученых по проблеме развития учреждения образования, работ по менеджменту и внутришкольному управлению, мы отмечаем, что существуют три позиции в рассмотрении этого термина. 1. Управление – это целенаправленная деятельность. М. М. Поташник фиксирует признаки этой специфической деятельности: функциональный состав (планирование, организация, контроль, руководство), целевое на-значение (организованность совместной деятельности участников обнять, что такое управление – это значит ответить на вопросы: где, когда и зачем оно нужно, как оно реализует свое назначение». 2. Управление характеризуется как целенаправленное, организованное воздействие на систему в целом или на отдельные ее компоненты. Управление здесь – целенаправленное воздействие субъекта на объект и изменение последнего в результате воздействия. 3. Управление определяется как взаимодействие. В данном случае «дается указание на субъект-субъектные отношения, в которых наблюдается сотрудничество, организация совместной деятельности всех субъектов. Для нас важен тот подход, который предусматривает толкование понятия «управление» не просто как воздействие субъектов на объекты, но и как целенаправленную деятельность, обеспечивающую достижение цели, получение эффективных результатов, развитие всей системы и ее отдельных частей, а также как взаимодействие и сотрудничество между всеми субъектами деятельности. Поэтому мы придерживаемся определения, сформулированного П. И. Третьяковым, который утверждает, что «…управление – это целенаправленная деятельность субъектов управления различного уровня, обеспечивающая оптимальное функционирование и развитие всей управляемой системы образовательного учреждения…». |
Принципы управления (характеристика со слайда) | Управление организацией и инновационной деятельностью в ней строится на ряде ведущих принципов менеджмента. Мы выделяем следующие принципы: • идейности (своя концептуальная идея, свой взгляд на образовательное учреждение); • научности (научное обоснование всех действий); • основного (главного) звена (определение главного направления деятельности, вычленение важных проблем и принятие решений, позволяющих решать эти проблемы: последовательно – актуальные проблемы и параллельно – проблемы средней и дальней срочности); • ритмичности (выбор темпоритма, оптимального для деятельности всех субъектов образовательного процесса); • личностного подхода; • индивидуального (дифференцированного) подхода; • объективности (оценка деятельности субъектов процесса по результатам); и др. системности (образовательное учреждение – открытая социально-педагогическая система, которая состоит из взаимосвязанных элементов; • простоты связей (упорядочение всех связей в образовательном учреждении как целостной системе); |
Целостная система управления образованием в России (описание схемы) | |
Системный подход (выход на определение через схему) | Обобщение |
Технологии управления | Под технологией управления образовательным учреждением понимаем всю совокупность управленческих средств, сознательно применяемых для достижения целей и реализации функций управления (исходя из целей и функций управления). Механизма управления предполагает определенную логическую структуру, четкую последовательность действий, их повторяемость, цикличность, воспроизводимость, нацеленность на получение определенного эффекта; техники управления (исполнительского мастерства, искусства управления, управленческого потенциала руководителя); ресурсов, условий управления; связей между элементами целостной системы; эффектов (факторов эффективности), продуктов, результатов управления. Использование принципа технологизации – это осмысление того, как необходимо управлять организацией, чтобы деятельность в ней была эффективной и качественной. |
Выводы по теме |
Вопросы для самопроверки