Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
______________Ивлева Е.С.
«___» ______________ 2011г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
КОММУНИКАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ
Для направления подготовки 030300.62 ПСИХОЛОГИЯ
Профили подготовки: «Психология управления»
«Психология консультирования»
Квалификация (степень) выпускника БАКАЛАВР
Санкт-Петербург
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по направлению подготовки 030300.62 ПСИХОЛОГИЯ (профиль "Психология консультирования") и в соответствии с рабочим учебным планом направления подготовки 030300.62 ПСИХОЛОГИЯ, утвержденным ректором СПБУУЭ «01» марта 2011г.
Обсуждено:
на заседании кафедры психологии
«07» июня 2011 г., протокол № 10
Зав. кафедрой _________________ / В.В. Белов /
ОДОБРЕНО
методическим советом факультета социального управления
«20» июня 2011г., протокол № 9
Председатель
методического совета _________________ / А.Г.Абызов /
СОГЛАСОВАНО
Зам проректора
по вузовскому образованию
Смешко О.Г. /____________/
Начальник методического отдела
Новик Е.В. /____________/
Цели и задачи дисциплины
Цель освоения дисциплины – формирование важных умений и навыков профессионального общения
Задачи курса:
¨ ознакомить студентов с важнейшими коммуникативными техниками, рассмотреть возможные барьеры в коммуникациях и пути их преодоления;
|
¨ способствовать развитию самоанализа собственного коммуникативного поведения, преобладающих ролевых позиций и установок в общении;
¨ сформировать навыки анализа социально-психологических ситуаций, характерных для межличностного, внутригруппового и межгруппового общения;
¨ совершенствовать процесс понимания личностных и социально-психологических особенностей партнеров по общению.
Место дисциплины в структуре ООП
«Коммуникативный тренинг» входит в профессиональный цикл, вариативная часть (В.3.33), адресована студентам четвертого курса, направления подготовки 030300.62 «Психология» (профили «Психология управления» и «Психология консультирования»).
Данная учебная дисциплина носит ярко выраженный междисциплинарный характер. В методическом плане «Коммуникативный тренинг» базируется на результатах освоения таких дисциплин ООП, как: философия, педагогика, профессиональная этика, общий психологический практикум, общая психология, социальная психология, педагогическая психология, русский язык и культура речи.
Для освоения дисциплины студенты должны обладать общекультурными и профессиональными компетенциями:
Код компетенции | Наименование и (или) описание компетенции |
ОКВ-1 | владеет культурой мышления, умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, обобщать и анализировать информацию, демонстрирует способность к постановке целей и выбору путей их достижения |
ПК-10 | пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности |
|
Студент должен:
знать | основные научные понятия и категории | ОКВ-1 |
основы культуры устной и письменной речи | ОКВ-1 | |
законы общения и межличностного взаимодействия в группе | ПК-10 | |
уметь | грамотно излагать (устно и письменно) свои мысли, результаты учебной и исследовательской работы | ОКВ-1 |
логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь | ОКВ-1 | |
Использовать коммуникативные техники для организации социального влияния на личность и группу | ПК-10 | |
владеть | базовой научной терминологией по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам | ОКВ-1 |
методами систематизации данных | ОКВ-1 | |
навыками публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии | ОКВ-1 | |
навыками анализа коммуникативной компетентности личности | ПК-10 |
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОКВ-11, ОК-4, ОКВ-7, ПК-23, ПКВ-4. ( согласно ФГОС ВПО )
Код компетенции | Наименование и (или) описание компетенции |
ОКВ-11 | пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии |
ОК-4 | использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики |
ОК-7 | восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей |
ПК-23 | реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп |
ПКВ-4 | способен к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций |
|
В результате изучения дисциплины студент должен:
Наименование и (или) описание компетенции | Код компетенции | |
Знать | основные научные понятия и категории общения; основные методы коммуникативного воздействия; | ОК-4 |
основные этапы процесса общения, закономерности процесса межличностной и групповой коммуникации; | ОК-4 ПКВ-4 | |
Различия между понятиями деловое (формальное) и неделовое (неформальное) общение | ПКВ-4 | |
роль общения в профессиональной деятельности психолога; роль общения в деловом взаимодействии | ОК-4 | |
Основные характеристики и содержание понятия «партнерское общение» и сферу его применения в профессиональной деятельности психолога и управленца | ОКВ-11 | |
тенденции изменения роли общения в современном деловом мире | ОКВ-11 | |
общечеловеческие ценности и их роль в реализации принципов «партнерского общения» | ОКВ-11 | |
Основные коммуникативные техники и области их применения | ПК-23 | |
Уметь | Организовывать межличностное и групповое общение | ПКВ-4 ПК-23 |
Анализировать личность собеседника вербальным и невербальным характеристикам его поведения и речи | ОКВ-7 | |
Использовать коммуникативные техники для повышения эффективности общения и взаимодействия в профессиональной сфере | ОК-4 | |
вести диалог, в соответствии с принципами активного слушания | ПК-23 | |
Владеть | способностью применять коммуникативные техники, учитывая особенности личности собеседников | ПК-23 |
навыками анализа межличностных, групповых, организационных коммуникаций с целью повышения их эффективности | ПКВ-4 | |
Навыками аргументации и убеждающего воздействия на собеседника и группу | ОКВ-7 | |
навыками психологической поддержки и рефлексивного слушания собеседника с целью оптимизации эмоционального состояния личности | ОКВ-7 |
Освоенные студентом компетенции, как результат процесса обучения, могут быть базовыми для таких дисциплин как: Тренинг «Ролевой репертуар менеджера» Психология сотрудничества и формирования управленческой команды Психология делового общения Психология переговорного процесса Тренинг «Организация работы группы по выработке и принятию решений» Психология принятия решений