b. Дальнейшая судьба константинопольского чинопоследования вечерни и литургии Великой субботы: уставы студийской традиции и Иерусалимский устав




Константинополський кафедральный чин вечерни и литургии Великой субботы, со всеми его чтениями - паремиями, Апостолом, Евангелием и т. д., - перешел и в византийские монастырские уставы послеиконоборческой эпохи. Эти уставы и их различные редакции (включая ту редакцию Иерусалимского устава, которая принята ныне в Русской Православной Церкви) связаны между собой тесным родством и в целом представляют собой различные варианты одной общей традиции.

В монастырских уставах происходит первое важное изменение в чине вечерни и утрени Великой субботы: поскольку они были предназначены для употребления в монастырях, а таинство Крещения в монастырях, как правило, не совершалось, паремий вечерни утратили литургическую (но не содержательную! Содержание паремий Великой субботы указывает как на Пасху, так и на Крещение) связь с крещальным чином. Кроме того, элементы вечерни в начале чинопоследования, в Типикону Великой церкви соответствовавшие «песненному последованию», были заменены обычными для монастырской вечерни Пс 103, Господи воззвах со стихирами и Свете Тихий.Менее существенное изменение, произошедшее с чином вечерни Великой субботы в уставах студийской традиции и затем Иерусалимском уставе - опущение прокимнов после 3-й и 10-й паремий и перемещение прокимна перед 1-й паремией к Апостолу (который стал, т. о., предваряться прокимном, тогда как паремии, напротив, вступительный прокимен утратили).

Несмотря на исключение Крещения из чина вечерни и литургии Великой субботы, в монастырских Типиконах остались и крещальная песнь Елицы во Христа, и апостольское чтение чина Крещения, и, наконец, обычай переоблачаться в белые одежды, указывающие на сияющие одеяния новокрещеных (а символически - и на ангелов, благовествовавших о Воскресении Христовом). В некоторых памятниках (например, в Типиконе прп. Григория Мтацминдели и др.) говорится даже о традиции двух входов на вечерне Великой субботы: первый вход, в обычное время (перед Свете Тихий), бывает с кадилом и совершается одним священником; второй, после паремий, бывает с Евангелием и совершается всем духовенством обители; во время этого второго входа поется крещальный Пс 31. В Иерусалимский устав эта традиция не перешла.

В Иерусалимском уставе была дополнительно подчеркнута связь богослужения Великой субботы с обычной воскресной службой посредством уподобления первой, то есть пасхального бдения, второй, то есть обычному бдению под воскресенье. Основными признаками такого уподобления стали: 1) прибавление к концу литургии Великой субботы молитвы благословения хлеба и вина, как на обычном бдении (но без пшеницы и елея - ради поста[6]), а также «великого чтения» - продолжительного чтения, во время которого благословенные хлеб и вино, собственно, и должны вкушаться (в Великую субботу таким чтением служат Деяния свв. апостолов; чтения других воскресений года и бденных праздников давно вышли из реальной практики), и 2) дополнение вечерни Великой субботы «квази»-утреней - так называемой пасхальной полунощницей.

Пасхальная «полунощница» (правильное наименование этой службы - паннихис) содержит обычное начало (с Трисвятого), 50-й псалом, канон Великой субботы, Трисвятое, воскресный тропарь 2-го гласа, ектению и отпуст. При этом канон, согласно уставу, должен исполняться, по сути, по уставу канона утрени (но не повечерия, молебна или чего бы то ни было еще): с катавасией, на 14 и даже с библейскими песнями (ср. указание Типикона: со стихами песней); на каноне должно читаться слово свт. Епифания Кипрского, удивительное по свое красоте.

Богослужебный устав Русской Церкви предписывает начинать вечерню и литургию Великой субботы «о часе десятом», то есть около 17.00-18.00. Тем самым, литургия Великой субботы - это, согласно уставу, самая поздняя литургия в году[7].Этот факт, как и общий порядок службы Великой субботы: 1) вечерня - 2) литургия - 3) благословение хлебов и великое чтение - 4) паннихис (т. е. как бы утреня), свидетельствуют о том, что Типикон все еще помнит, что вечерня и литургия Великой субботы - это пасхальное бдение.

Однако современная практика совершения богослужения в Великую субботу несколько отступает от указаний Типикона: благословение хлебов и великое чтение не следуют одно за другим, а разделяются многочасовым промежутком, так что вечерня, литургия и благословение хлебов бывают утром, а великое чтение и паннихис - вечером, причем паннихис («пасхальная полунощница») не закрывает собой службу, а, напротив, открывает ее - после пасхальной полунощницы сразу следуют крестный ход, Светлая заутреня и ночная литургия Пасхи.

Перемещение вечерни и литургии Великой субботы на утро этого дня затруднили их осмысление как пасхального бдения, однако нужно признать, что это перемещение было, в общем, неизбежным. Причин тому две: 1) фактически исчезла древняя практика поста до вечера (из-за чего все вообще литургии стали совершаться только по утрам); 2) около VIII века возникла новая замечательная служба - Светлая заутреня, - дополнившая собой комплекс православных богослужений пасхальной ночи и во многом потеснившая древнее бдение с его прежнего места.

Светлая заутреня

 

Содержание Светлой заутрени можно определить как поэтический комментарий к двум словам святителя Григория Богослова на Святую Пасху (Greg. Theol. Orationes 1 и 45). Собственно говоря, второе из этих слов и должно читаться во время Светлой заутрени (чего на практике обычно не бывает), а на Кириопасху - при совпадении Пасхи с 25-м марта (днем Благовещения Пресв. Богородицы) - должны читаться оба этих слова.

Сочинения святителя Григория Богослова в Византии ценились очень высоко - как за стиль и вообще литературные качества, так и за безупречность и глубину богословского содержания. По частоте цитирования у византийских отцов и других авторов сочинения святителя Григория идут сразу после библейских книг и намного превосходят другие святоотеческие произведения.

Слова святителя Григория Богослова, согласно церковному уставу, должны читаться на самые большие праздники. Но эти слова не только вошли в богослужение в качестве учительных чтений, но и стали важным источником для развития православной гимнографии. Уже в VI веке некоторые отрывки из творений святителя Григория использовались в качестве самостоятельных песнопений - два[8] из «Поучений» прп. аввы Дорофея Газского представляют собой комментарий к таким отрывкам, певшимся, по свидетельству аввы Дорофея, «с тропом [припевом]». Один из отрывков пелся на Пасху: «Воскресения день. Принесем самих себя - стяжание самое драгоценное перед Богом и Ему наиболее свойственное, воздадим Образу сотворенное по образу, познаем свое достоинство, почтим Первообраз, уразумеем силу таинства и то, за кого Христос умер» (Greg. Theol. Or.1. 1, 4)[9].

Канон и стихиры Светлой заутрени переполнены цитатами из святителя Григория Богослова: «Воскресения день... Просветимся торжеством и обнимем друг друга. Рцем: "братия" и ненавидящим нас, особенно тем, которые из любви что-нибудь сделали или потерпели. Уступим все Воскресению; простим друг друга» (Or. 1. 1; ср. славник стихир Пасхи); «Воскресения день... Просветимся торжеством» и «Пасха! Господня Пасха!» (Greg. Theol. Or.1. 1 и 45. 2; ср. ирмос 1-й песни пасхального канона прп. Иоанна Дамаскина); «Вчера я со-распинался со Христом, ныне прославляюсь с Ним; вчера умирал с Ним, ныне оживаю; вчера погребался с Ним, ныне воскресаю» (Greg. Theol. Or.1. 4; ср. тропарь 3-й песни пасхального канона прп. Иоанна Дамаскина); «"На стражи моей стану", говорит чудный Аввакум. Стану с ним ныне я... посмотрю и узнаю, что будет мне показано... вот муж, восшедший на облака, муж весьма высокий, и образ его как вид Ангела, и одежда его, как блистание летящей молнии. Он воздел руку к востоку, воскликнул громким голосом... и сказал: "Ныне спасение миру, миру видимому и миру невидимому! Христос из мертвых"» (Greg.Theol. Or. 45. 1; ср. ирмос 4-й песни пасхального канона прп. Иоанна Дамаскина); «"Мужеский пол", потому что приносится за Адама... потому что... по великой власти, силой расторгает девственные и материнские узы... "Единолетно", как "солнце правды"... и как "благословенный венец благости"» (Greg. Theol. Or. 45. 13; ср. тропари 4-й песни пасхального канона прп. Иоанна Дамаскина), «Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств» (Greg. Theol. Or. 45. 2; ср. ирмос 8-й песни пасхального канона прп. Иоанна Дамаскина), «Но великая и священная Пасха, и очищение всего мира! - буду беседовать с тобой, как с чем-то одушевленным, - Слово Божие, и свет, и жизнь, и мудрость, и сила!» и «Причастимся Пасхи, ныне пока преобразовательно, хотя и откровеннее, нежели в Ветхом Завете... а впоследствии и скоро причастимся совершеннее и чище, когда Слово будет пить с нами сие "ново в Царствии Отца"» (Greg. Theol. Or. 45. 30 и 23; ср. тропарь 9-й песни пасхального канона прп. Иоанна Дамаскина) и т. д.[10]

Дополненный Огласительным словом свт. Иоанна Златоуста, обрядом христосования, ектениями и каждениями, а также основными элементами заключительной (соответствующей рассвету) части утрени - хвалитными псалмами и утренним славословием (в Иерусалимском уставе славословие из чина пасхальной утрени исключено, но в студийской традиции оно там присутствовало - во вседневной редакции), комплекс текстов из слов свт. Григория Богослова на Святую Пасху и очевидно связанных с ними пасхальных канона прп. Иоанна Дамаскина и нескольких стихир и подарил православной традиции ту торжественную, блистательную и священнейшую службу, какой является Светлая заутреня.

Заключение

 

Можно сказать, что в ходе развития православного богослужения Праздник праздников - Святая Пасха - получил не одно, а целых два бдения. Первое - раннехристианское, состоящее по преимуществу из библейских чтений, известно нам как вечерня и литургия Великой субботы. Второе - византийское, состоящее почти исключительно из сочинений христианских авторов (святоотеческих слов и гимнографических произведений), известно нам как Светлая заутреня и литургия Пасхальной ночи. Оба они наполнены глубочайшим смыслом и неземной красотой, а в своей совокупности образуют вершину годового круга богослужения Православной Церкви.

 

23 апреля 2009 г. https://www.bogoslov.ru/text/399377.html

 

 


[1] PG.42. Col. 228.

[2] См.89-е правило Трулльского Собора.

[3] См.: BradshawP.«Diem baptismo sollemniorem»: Initiation and Easter in ChristianAntiquity // Εὐλόγημα: Studies in Honour of R. Taft. R., 1993. P. 41-51.

[4] См.: LeTypicon de la Grande Église: Ms. Sainte-Croix No. 40 / Intr., texte crit. et not. par J. Mateos. R., 1963. T. 2. (OCA. 166). P. 82-91; см. также: Bertonière G.The Historical Development of the Easter Vigil and Related Services in the Greek Church. R., 1972. (OCA. 193). P. 124-126; Дмитриевский А. А. Древнейшие патриаршие Типиконы: Святогробский Иерусалимский и Великой Константинопольской церкви. К., 1907. С. 160-164.

[5] Таким образом, в IX веке в константинопольском последовании Великой субботы ещё не было заимствования из иерусалимской литургии ап. Иакова - херувимской песни «Да молчит всякая плоть». Эта песнь (в рукописях самой литургии ап. Иакова с Великой субботой никак не связанная) попадает в чин литургии свт. Василия Великого в Великую субботу только к XVI веку.

[6] Согласно уставу, вечером в Великую субботу разрешены только хлеб, вино и фрукты, но не приготовленная на огне пища, а пшеница и елей в чине благословения хлебов - след древнего монастырского обычая приготовления каши из пшеницы с елеем.

[7] В более древних памятниках студийской эпохи говорилось о немного более позднем начале вечерни - 11-й час, иногда даже 12-й час дня или 1-й час ночи, т. е. 20.00-21.00.

[8] 16-еи 17-е (см.: SC, N. 92. P. 458-487); в русском переводе 20-е и 21-е.

[9] Cм.: Petrides S. Notes d'hymnographie byzantine // BZ. 1904. Bd. 13. S. 421-428, здесь S. 421-423.

[10] См.: Strunk O.St. Gregory Nazianzos and the Proper Hyms for Easter // Idem. Studieson Music in the Byzantine World. N. Y., 1977. P. 55-67.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: