Системно-структурный подход.




Системный подход к организации обучения предполагает реализацию важного дидактического принципа «от общего к частному». Его специфика для дошкольного возраста заключается в том, что всякое частное должно выступать перед ребенком как проявление чего-то общего, т.е. не само по себе, а в системе других объектов или явлений, на основе чего познаются разные их свойства, взаимозависимости. В результате дети в старшем дошкольном возрасте овладевают умением «встраивать» новые для них объекты в уже сложившиеся у них системы и пользоваться этим умением как средством познания. Все это позволяет им выходить за пределы конкретики, которая сама по себе часто для ребенка не имеет смысла, делать обобщения, выводы, прогнозировать некоторые результаты и находить творческие решения. Системный подход предполагает планирование образовательно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.

Структурный поход к организации обучения предполагает, что занятия, как форма организации детей дошкольного возраста, имеют определенную структуру: начало, занятия, конец.

5. Деятельностный подход. Развитие самой деятельности, основных её компонентов (постановка целей, выбор средств, нахождение средств, нахождение способов и использование их в новых ситуациях, контроль) должны способствовать развитию её субъекта (деятеля) - ребенка. Связь информации, полученной от взрослого (рассказывание, чтение, показ модели и т.д.) с информацией, добытой самими детьми в процессе разных видов деятельности, - залог формирования более осмысленных и глубоких знаний, а значит и развития детей. И даже освоение сенсорных эталонов нельзя сводить к упражнению. Они обязательно должны быть включены в мотивированную для ребенка деятельность (конструирование, лепка, рисование и т.п.) и выступать как результат обобщения свойств предмета в естественных условиях. Однако за последнее время в работе со старшими дошкольниками (уже с 4 лет) все больше используются тетради с заданиями упражненческого типа. Деятельностный подход тесно связан с принципом развивающего обучения («зона ближайшего развития» по Л.С.Выготскому).

6. Интегрированный подход предполагает интеграцию образовательных областей (предлагаемого содержания). Данный подход, с одной стороны, не нарушает целостности каждой из областей знаний (развитие речи, рисование, экологическое образование и т.д.), а с другой стороны – существенно их взаимообогащает, способствует их смысловому углублению, расширяет ассоциативное информационное поле детей. Это, в свою очередь активизирует их собственную интерпретацию разных явлений как вербальными, та и невербальными средствами.

Согласно ФГТ в дошкольном образовании устанавливается принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу.

Содержание образовательного процесса в ДОУ.

В документе «Федеральные государственные требования …» выделены 4 направления развития ребенка – интегральные компоненты содержания дошкольного образования:

- социально-личностное;

- познавательно-речевое;

- физическое;

- художественно-эстетическое.

Выделено 10 образовательных областей: здоровье, физическая культура, труд, безопасность, чтение художественной литературы, коммуникация, познание, музыка, художественное творчество.

4. Средства обучения:

1. Игра.

2. Виды детской деятельности.

Согласно теории Л.С.Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием. ФГТ выделяет следующие виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная, восприятие художественной литературы.

Специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом усвоения в других видах деятельности. Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

3. Художественная литература, искусство.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: