водительский навык психологический
Комплексная педагогическая система контраварийной подготовки предназначена для совершенствования профессионального мастерства гонщиков и водителей при управлении в сложных, критических и предаварийных ситуациях. Каждый блок учебной программы направлен на воспитание рациональной техники скоростных управляющих действий и формирование навыков безопасного управления автомобилем и другими механическими транспортными средствами.
Одной из основ рациональной техники управления являются координационные способности, поэтому тренировочные упражнения обладают различными факторами воздействия на них с целью достижения эффекта развития или совершенствования. Это позволяет рассматривать данную систему как модель по формированию координационных способностей для управления в критических ситуациях.
Существующие системы теоретической подготовки водителей, в том числе и учебники по категориям А, В, С, D, Е, в большей степени акцентированы на изучении правил дорожного движения и инженерно-техническую подготовку. Практически, главные разделы водительского мастерства - техника и тактика безопасного управления автомобилем, специализированная психологическая и физическая подготовка водителей остается за чертой учебной программы.
Курс контраварийной подготовки компенсирует изъяны существующих учебных программ, а главное, знакомит водителей с рациональной техникой управления автомобилем и, впервые в практике обучения, с технологией активной безопасности.
Таблица
Педагогическая модель контраварийной подготовки | |||||||||||||||
Теоретическийкурс | Практический курс | ||||||||||||||
· Техника и тактика управления в стандартных, сложных и критических ситуациях | Общая физическая подготовка | Тренажерная подготовка | Автодромная подготовка | ||||||||||||
· Мобилизация функциональных возможностей, достижение оптимального уровня физической готовности · Расширение спектра двигательных умений и навыков | · Формирование навыков эффективных захватов рулевого колеса, переноса и рационального взаимодействия рук при выполнении управляющих действий · Отработка координации, беспрерывности и плавности управляющих действий · Изучение технологии поворота рулевого колеса на предельный угол, используя суммарный физиологический потенциал обеих рук, с перехватом на боковом секторе. Скоростное руление двумя руками · Изучение технологии поворота рулевого колеса на предельный угол, используя рывковый способ приложения усилий и технику «переката» кисти в нижнем секторе. Скоростное руление одной рукой · Формирование навыка ответной реакции на возникновение заноса. Изучение способов стабилизации автомобиля при заносе разной направленности и амплитуды · Обучение технологии скоростного управления педалями при дефиците времени | Базовая · Обучение технике и тактикеэкстренного маневрирования· Обучение способам преодоления дорожных неровностей · Формирование чувства статических и динамических габаритов автомобиля · Изучение техники и тактики вариативного торможения · Обучение технике и тактике группового взаимодействия в транспортном потоке | Экстремальная подготовка на льду· Изучение приемов стабилизации автомобиля при потере устойчивости и управляемости · Обучение технологии управления автомобилем в аносе и скольжении · Обучение технологии экстренного торможения · Обучение приемам высшего водительского мастерства · Обучение технологии скоростного управления автомобилем | ||||||||||||
· Теория и методика контраварийного управления | |||||||||||||||
Специальная физическая подготовка | |||||||||||||||
· Основы психологической подготовки водителя | |||||||||||||||
· Воспитание качеств, необходимых для выполнения управляющих действий (скоростные, силовые, скоростно-силовые, координационные способности, специальная выносливость) | |||||||||||||||
· Система объективной оценки водительского мастерства | |||||||||||||||
Учебные комплексы по формированию рациональной техники управления автомобилем в экстремальных условиях и критических ситуациях | |||||||||||||||
Специальные упражнения | |||||||||||||||
Подготовительные Изучение элементной базы приемов управления | Основные Изучение приемов активной безопасности в целостном виде | Дополнительные Совершенствование двигательных качеств водителя | |||||||||||||
Имитационные Формирование структуры экстремальных действий в облегченных условиях | Контрольные Объективная оценка элементов водительского мастерства методом тестирования | Соревновательные Оценка конечного уровня подготовки в соревновательных условиях | |||||||||||||
Формирование профессиональных качеств, специальных умений и навыков водительского мастерства Начальный уровень -------------► Базовый уровень -------------► Высший уровень | |||||||||||||||
|
|
|
Педагогическая модель контраварийной подготовки состоит из теоретических и практических учебных комплексов (см. таблицу), обеспечивающих формирование рациональной техники управления транспортными средствами в экстремальных условиях и критических ситуациях.
В теоретическом курсе рассматриваются техника и тактика контраварийного управления автомобилем, основы психологической подготовки водителя и система объективной оценки водительского мастерства.
Данные разделы включают в себя основные понятия и характерные особенности водительского мастерства, знания по рациональной посадке за рулем, торможению, дросселированию. В отдельной теме рассмотрена структура безопасного прохождения поворотов: приведена классификация поворотов по геометрическому и скоростному признаку, выделены способы прохождения поворотов в скоростном режиме, представлены более 20 практических рекомендаций безопасного прохождения поворотов.
Основу теоретических знаний составляют приемы управления автомобилем в стандартных, сложных и критических ситуациях, рассматриваются психологические формы готовности к экстренным действиям, способы повышения эффективности разгонной и тормозной динамики.
Для преодоления неровностей приводятся приемы, систематизированные в практике подготовки спортсменов, в том числе и способы построения безопасной траектории прохождения поворотов, выбор угла атаки препятствия, использование прижимной и подъемной силы, гироскопической стабилизации.
Одним из ключевых разделов учебного курса является технология стабилизации автомобиля после потери устойчивости и управляемости: при сносе передних колес, заносе различной амплитуды, вращении и опасности опрокидывания.
Теоретический раздел характеризует специализированные чувства: «чувство автомобиля», «чувство дороги», «чувство траектории поворота» и др. - как источник информации для прогнозирования управляемости (поведения) автомобиля при выполнении экстренных маневров.
Переходным блоком от изучения теоретических основ к практическому курсу является общая и специальная физическая подготовка для развития и совершенствования профессиональных двигательных качеств водителя.
С помощью широкого спектра средств общей физической подготовки осуществляется комплексное развитие физических качеств, расширяется фонд двигательных навыков и умений, что способствует позитивному переносу тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные. При этом активизируется развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, улучшается функционирование внутренних органов и систем организма.
Общая физическая подготовка создает фундамент для специальной физической подготовки направленной на всестороннее развитие двигательных способностей, необходимых для выполнения управляющих действий (скоростные, силовые, скоростно-силовые, координационные способности, специальная выносливость).
Первым этапом базового курса контраварийной подготовки является тренажерная подготовка, цель которой - освоение рациональной техники управляющих действий контраварийной направленности.
Для реализации ее на практике предполагается решение следующих задач:
изучение и отработка основных элементов техники скоростного руления одной и двумя руками;
отработка координации скоростных управляющих действий;
формирование «мышечных чувств», «мышечной памяти» приемов управления;
изучение нестандартных приемов, применяемых в различных ситуациях дорожного, скоростного, соревновательного и экстремального характера, и имитационная тренажерная отработка контраварийных действий;
развитие реакции водителя по стабилизации автомобиля при заносе;
формирование техники скоростного управления педалями и овладение двигательными навыками импульсного торможения, а также разрушение рефлекса блокирования колес при экстренном торможении;
оценка профессионального мастерства скоростного руления одной и двумя руками.
Для изучения и совершенствования рациональной техники управления используются специальные упражнения, дифференцированные как подготовительные, основные, дополнительные, имитационные и контрольные.
К подготовительным относятся упражнения типа «маятник», необходимые для формирования навыков захватов рулевого колеса, отработки координации переноса и взаимодействия рук, беспрерывности и плавности управляющих действий, а также упражнение «поворот - выравнивание на восемь счетов» для развития «мышечных чувств» контроля положения руля.
Основные упражнения представляют собой круговое руление двумя руками с перекрестными перехватами на боковом секторе рулевого колеса и круговое руление одной рукой с перекатом через тыльную сторону кисти в нижнем секторе рулевого колеса.
Дополнительные упражнения для совершенствования техники управления рулевым колесом - это различные комбинации попеременного кругового руления одной и двумя руками.
Имитационные упражнения используются для формирования у водителя навыков по стабилизации автомобиля при заносе, экстренном торможении, угрозе опрокидывания и других критических ситуациях.
Объективная оценка водительского мастерства осуществляется с помощью контрольных упражнений - «скоростное руление двумя руками» и «скоростное руление одной рукой».
При обучении важным условием являются координационные способности, так как упражнения направлены на овладение двигательными навыками управления. Для этого используются комплексы сложно-координационных (комбинированных) упражнений.
Наряду с комплексом упражнений по рулению применяются и упражнения для формирования координации работы ног при выполнении управляющих действий - «танцы на педалях», позволяющие добиться предельной интенсивности тормозных импульсов, включения и выключения сцепления, дросселирования. Так, в частности, одним из критериев высокого уровня водительского мастерства является частота четыре - шесть движений ногами в секунду.
На завершающем этапе тренажерного обучения формируются двигательные связи синхронных управляющих действий рук и ног.
Учебный курс автодромной подготовки является ключевым в системе обучения и делится на два этапа.
Первый этап проводится на асфальтовом покрытии (летняя автодромная подготовка) и предполагает изучение базовых приемов скоростного маневрирования.
Целью базовой автодромной подготовки является освоение приемов активной безопасности. К ним относятся приемы искусственной «загрузки» по осям и колесам для повышения устойчивости и управляемости автомобиля и «разгрузки» при объезде неровностей. Также используются упражнения по построению различных траекторий прохождения поворотов. Основой является упражнение типа «змейка» - «горная дорога», позволяющее многократно имитировать различные условия прохождения поворотов. Наряду с совершенствованием техники руления комплекс упражнений позволяет водителям приобрести базовые навыки действий в критических ситуациях и умение их прогнозировать, строить сложные траектории движения в плотном транспортном потоке и на ограниченной площади, освоить технику управления автомобилем на повороте, а также приемы скоростного маневрирования передним и задним ходом. В ходе базовой подготовки осуществляется формирование чувства статических и динамических габаритов автомобиля.
Второй этап автодромной подготовки проводится в зимних условиях на льду. Для формирования навыков экстремального вождения, в том числе и при потере устойчивости и управляемости автомобиля, осуществляется многократное воспроизведение критических ситуаций (от 50 до 200 раз на одном занятии), что способствует преодолению психологического барьера, связанного с ощущением водителем личной опасности, повышает надежность его действий в сложных условиях дорожного движения. Наряду с практическими навыками и умениями водитель приобретает способность к реальной оценке сложных дорожных условий и прогнозированию экстремальных ситуаций.
Заключение
Анализируя изложенный выше материал, можно сделать некоторые выводы о влиянии самообучения на скорость формирования отдельных навыков и умений водителя. Так, лучше всего формируются навыки, связанные с оценкой скорости своего движения, оценкой пространственно-временных параметров до лидирующего автомобиля и оценкой бокового интервала. Однако нельзя сказать, что в результате самообучения они достигают высокого уровня развития. Ведь количество ошибок остается все равно достаточно большим. Процент ошибок, связанных с навыками оценки пространственно-временных параметров до автомобиля, движущегося в пересекающем и встречном направлениях, а также ошибки прогноза возможного поведения других участников ситуации, увеличивается со стажем. Это говорит о том, что в результате самообучения эти навыки практически не совершенствуются.
Ошибки водителя представляют собой своеобразный индикатор, характеризующий его мастерство не только с количественной, но и с качественной стороны.
Анализируя ошибки, совершаемые водителями с различным стажем управления автомобилем, можно выявить наиболее слабые составляющие его мастерства и таким образом определить потребность и направленность необходимого для них специального обучения.
Что касается восприятия обстановки, то единственный тип ошибок, уменьшающийся в результате самообучения водителей, связан с навыками повторного контроля за опасностью.
Список использованной литературы
1. Романов А.Н. Автотранспортная психология. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 224 с.
. Романов А.Н. Мастерство вождения - М.: ЭКМОС, 2007. - 320 с.