Основным предметом труда до XX в. являлись материальные объекты. Деятельность человека за пределами материального производства и обслуживания, как правило, относилась к категории «непроизводительные затраты». Экономическая мощь государства измерялась материальными ресурсами, которые оно контролировало. В конце XX в. впервые в человеческой истории основным предметом труда в общественном производстве промышленно-развитых стран становится информация, появляется принципиально новое понятие «национальные информационные ресурсы».
Подобрать количественные характеристики для описания этого явления достаточно сложно. Известны несколько подходов поиска такого описания, один из них предложил Джеймс Мартин, известный эксперт фирмы «IВМ». Суть его сводится к определению интервала времени, в течение которого общая сумма человеческих знаний удваивается (к 1800 г. она удваивалась через каждые 50 лет, к 1950 г. — 10 лет, 1970 г. — пять лет, в настоящее время — один год). Такое увеличение объемов информации потребовало привлечения в сферу информационных услуг дополнительных трудовых ресурсов и оснащения их современными информационными технологиями.
Национальные информационные ресурсы — новая экономическая категория. Следует подчеркнуть, что политические и военные информационные факторы относятся к числу традиционно наиболее попятных, тысячелетиями развиваемых аспектов использования информационных ресурсов. Исторически новым оказался наблюдаемый за последние десятилетия в промышленно развитых странах процесс стремительного роста экономической значимости национальных информационных ресурсов.
На мировом рынке результаты промышленной эксплуатации национальных информационных ресурсов представлены в настоящее время тремя основными видами экспорта:
|
• экспортом овеществленных в наукоемких изделиях промышленности результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
• так называемым невидимым экспортом результатов НИОКР - патентами, лицензиями и т. д.;
• экспортом менеджмента - продажей технологии в области организации и управления производством.
Информационные ресурсы — это непосредственный продукт интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной и творчески активной части трудоспособного населения страны. Вклад в формирование национальных информационных ресурсов вносят представители практически всех основных профессиональных групп: рабочие своими руками создают новые образцы сложных наукоемких изделий и участвуют в совершенствовании технологических процессов; специалисты — инженеры и техники проектируют эти изделия и технологические процессы; ученые закладывают фундаментальные основы технологии будущего; персонал управления производством, конторские служащие осваивают и развивают новые организационные формы эффективного управления современным производством. В сложившихся к началу 1980-х гг. социально-экономических условиях относительная ценность информационных ресурсов по отношению ко всем остальным национальным ресурсам имеет отчетливо выраженную тенденцию к возрастанию.
В России подход к развитию общества, основанного на информационных технологиях, сдерживался причинами политического характера, и это препятствовало росту количества исследований в этой области. Но, тем не менее, исследования велись, и к наиболее важным можно отнести работы отечественных ученых Д.И. Блюмена, Г.Р. Громова, В.В. Дика, А.М. Карминского, А.И. Ракитова, А.Д. Урсула.
|
Основой вхождения России в мировую информационную экономику является реализация решений Второй конференции ООН По окружающей среде и развитию, состоявшейся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Во исполнение достигнутых на конференции договоренностей Президентом РФ утверждена Указом от 01.04.1996 № 440 «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Кроме этого принят еще ряд основополагающих законодательных документов, в частности, Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».
Основные тенденции трансформации экономики в информационную рассматриваются во многих научных работах, где главным образом отмечаются следующие:
· признается доминирующее в экономике положение индустрии информационных услуг, технологий и др.;
· первостепенное значение придается способности государства, бизнеса, предприятия органично вписаться в информационное пространство;
· признается, что информация является основным производственным ресурсом наравне с финансами, материалами, энергией;
· основным фактором перехода к информационной экономике является развитие информационных и коммуникационных технологий во всех сферах экономики.
Осознание развитыми странами мира, что информация является стратегическим ресурса позволило перейти к толкованию понятия информационного общества.
|
Концептуальные положения информационного общества были определены в Окинавской хартии глобального информационного общества, подписанной руководителями семи ведущих стран мира и Президентом России В.В. Путиным в августе 2000 г.
К характерным особенностям информационного общества следует отнести:
· увеличение роли информации и знаний в жизни общества,
· создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала,
· превращение информационных ресурсов общества в реальные результаты социально-экономического развития;
· создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах;
· становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании информационно-коммуникационных технологий. Эти уклады не только обеспечивают постоянный рост производительности труда, но и ведут к появлению новых форм социальной и экономической деятельности (дистанционное образование, телемедицина, электронная торговля, электронная демократия и др.);
· повышение уровня профессионального и общекультурного развития за счет совершенствования системы образования и расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях, повышение квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда;
· создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития, улучшение взаимодействия населения с органами власти.
Информационное общество подразумевает наличие информационного потенциала общества, который включает весь индустриально-технологический комплекс средств информатики той или иной страны, а также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций и социальных институтов, деятельность которых содействует эффективному использованию информационных ресурсов, а также подготовке для этих целей необходимого количества специалистов соответствующего профиля.
Информационный потенциал становится таким же важным экономическим и социальным фактором развития, как энергетический, промышленный и оборонный потенциал, образовательный потенциал.
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема повышения информационной культуры общества, т.е. степени его подготовленности к эффективному использованию информационных ресурсов и продуцированию новых знаний. Сутьэтой проблемы заключается в том, что остро ощущается тенденция отставания темпов и уровня образования в области информатики и информационных технологий от соответствующих темпов и уровня развития инструментальных средств. Эта тенденция имеет глобальный характер. Отчасти это связано с общеизвестной инерционностью образовательной системы. Но в России эта проблема стоит особенно остро по причине низкого уровня оснащенности современными средствами информатики учебных заведений.
Еще одна крупная проблема данного направления заключается в том, что для обеспечения активизации и эффективного использования информационных ресурсов общества необходимо осуществить "электронизацию" информационных фондов. По мнению академика А. Ершова именно "в загрузке и активизации информационного фонда человечества в глобальной компьютерной сети, собственно, и заключается задача информатизации в ее техническом содержании".
Как показывает мировой опыт, успешное продвижение к информационному обществу определяется геополитическими целями и приоритетами различных стран (США, стран Европы и др.). В современных условиях это продвижение становится важным политическим фактором ведущих стран, является основой национальной политики.