Система мойки грузовых танков




В процессе эксплуатации танкера предусмотрена периодиче­ская мойка грузовых танков и грузовых трубопроводов холод­ной забортной водой, а при необходимости и горячей (с тем­пературой 55–65 °С). Мойку танков производят в следующих случаях:

– при осмотре грузовых танков для проверки креплений трубопроводов и конструктивных узлов (через 3 мес.);

– для выборки неоткаченных остатков нефтепродуктов с днища танка (профилактическая мойка через 5–6 мес.);

– при выполнении планового ремонта танкера.

Система мойки грузовых танков предназначена для смыва струями сырой нефти и забортной воды (холодной или в слу­чае необходимости подогретой) со стенок опорожненных гру­зовых танков остатков нефтепродуктов. Системы мойки танков разделяются на системы с переносными моечными машинками, системы со стационарными моечными машинками, комбиниро­ванные (с переносными и стационарными моечными машинка­ми). Система мойки обычно состоит из двух отстойных танков, моечного насоса, подогревателей моющей воды, устройства для подачи моющего состава в воду, трубопроводов моющей воды с арматурой, моечных машинок и контрольно-измерительных приборов. В системе мойки используются зачистные насосы с зачистным трубопроводом. Система с переносными моечными машинками более проста по устройству по сравнению со ста­ционарными, обеспечивает полную отмывку поверхностей тан­ка и простую замену неисправных моечных машинок. Ее недо­статки: значительная трудоемкость моечного процесса и зави­симость его выполнения от состояния моря. Системы с пере­носными моечными машинками целесообразнее применять на танкерах дедвейтом 75 тыс. т с большим количеством грузовых танков и имеющих сложный для промывания корпусный набор. Комбинированную систему мойки танков рекомендуется приме­нять на крупнотоннажных танкерах, у которых полная промывка танков не обеспечивается одними стационарными моечными машинками.

На рис. 100 показана схема системы мойки грузовых тан­ков с помощью переносных моечных машинок. По грузовой па­лубе вдоль судна проложена моечная магистраль 33 с отрост­ками, имеющими раздвоенные патрубки 34 с запорными кон­цевыми клапанами 35, оканчивающимися быстросмыкаемыми соединениями. С помощью быстросмыкаемой гайки гибкий ру­кав 36 с переносной моечной машинкой подсоединяется к кла­пану 35. Рукав с моечной машинкой заводится в танк 31 через моечную горловину 32. Переносная моечная машинка имеет сдвоенные разнонаправленные сопла, выходя из которых мощ­ные струи воды смывают остатки нефтепродуктов с поверхно­стей и набора одновременно двух противоположных стенок танка. Вода для мытья танков забирается из-за борта моечным насосом 23 через трубопровод и подается в двухступенча­тый паровой водоподогреватель 19, где нагревается до 80 °С. Посредством датчика температуры 17 и регулирующего клапа­на 16, изменяющего расход греющего пара на водоподогрева­тель, автоматически поддерживается заданная температура го­рячей воды на выходе из него. С помощью эжекторного уст­ройства к ней добавляется моющий состав. Горячая моющая вода после водоподогревателя второй ступени по трубопрово­ду 20 подводится к моечной магистрали 33. Скопившаяся в ре­зультате мытья грузового танка вода откачивается одним из зачистных насосов 26 по трубопроводу 37 и подается по тру­бопроводу 29 в отстойную цистерну первой ступени 28. В ре­зультате отстоя помывочной воды из нее отделяется основное количество отмытых остатков груза. Когда уровень помывоч­ной воды достигнет колена переливной трубы 15, она перете­чет по этой трубе в отстойную цистерну второй ступени 10. По мере наполнения цистерны 10 будет происходить полный от­стой воды, в результате чего можно будет повторно использо­вать ее в качестве моющей. Продолжительность отстоя состав­ляет для крупнотоннажных танкеров дедвейтом свыше 50 тыс. т не менее 6 ч.

Моечный насос может забирать воду после отстоя из ниж­ней части цистерны 10 по трубопроводу 22 либо забортную воду через кингстон 2 по трубопроводу 7. Из заполненной цис­терны 10 отстойная вода может быть удалена самотеком за борт по переливной трубе 8. На забортном трубопроводе установлен прибор 4, с помощью которого определяется содержание неф­ти в помывочной воде.

На рис. 94 показана система мойки грузовых танков совре­менного морского крупнотоннажного танкера с применением стационарных моечных машинок. Система включает две от­стойные цистерны (ступени I и II) 88 и 1 для сбора и отстоя помывочной смеси, сливные цистерны 30 и 87, два зачистных винтовых электронасоса 18 и 28, водо-водяной эжектор 21, моечно-зачистную магистраль 52 с ответвляющимися трубопрово­дами 66 к стационарным моечным машинкам, установленным в грузовых танках, и подогреватель забортной воды 34. Для помывки поверхностей палубного настила танка применяют гибкие рукава с переносными моечными машинками, которые заводят внутрь танка через малые моечные горловины 65 в верхней палубе. Гибкие рукава присоединяют к концевым кла­панам 73 с помощью быстросмыкаемых гаек. Для выкачивания из грузовых танков, отстойных цистерн 88 и 1 и сливной ци­стерны 87 загрязненных осадочных нефтепродуктов, образую­щихся в результате мойки танков, применяют зачистные насосы 18 и 28 и водо-водяной эжектор 21. Винтовые насосы, ре­зервирующие друг друга, имеют по два всасывающих трубо­провода 13 и 14, разобщаемых поворотными затворами 15 и 16, которые сообщают их с приемным забортным трубопрово­дом 43, трюмными грузовыми магистралями 76, 77, 83 и 84, а также с отстойными 88 и 1 и сливными 30 и 87 цистернами. Напорные трубопроводы винтовых насосов и эжекторы соеди­нены с моечно-зачистной магистралью 52, оканчивающейся отдельным раздаточным трубопроводом 53 на верхней палубе, через который с танкера на специальные суда перекачиваются загрязненные нефтепродукты. Для обеспечения пожарной бе­зопасности танкера во время мойки опорожненных грузовых танков их предварительно заполняют инертным газом. При не­обходимости вентилирования танков во время ручной мойки обслуживающим персоналом свежий воздух подается нагне­тателями, обслуживающими систему инертных газов.

Мойка танков забортной водой осуществляется двумя гру­зовыми насосами, один из которых забирает воду из-за борта через приемный кингстон 45 и нагнетает через палубную гру­зовую магистраль в моечный трубопровод, а из него к стацио­нарным моечным машинкам. Струями воды из вращающихся моечных машинок загустевшие нефтяные отложения смывают­ся со стенок танка. Одновременно другим (штатным) грузовым насосом загрязненная нефтью вода забирается из танка и по­дается по моечному трубопроводу 38 в отстойную цистерну пер­вой ступени 88. По мере наполнения загрязненная вода попада­ет по переливной трубе 86 в отстойную цистерну второй ступе­ни 1. После заполнения отстоявшейся моечной водой цистерны 1 переходят на мойку грузовых танков по разомкнутому цик­лу – со сбросом отстоявшейся воды из цистерны 1 по отливно­му трубопроводу 40 за борт. Для выполнения этой операции открывают один из поворотных затворов 41 на отливном трубо­проводе 40, а затворы 15 и 16 при этом должны быть закрыты. Перекачивание воды за борт производится по трубопроводам 19 и 33 через автоматический клапан 37, который перекрывает выход воде за борт при содержании в ней нефтепродуктов вы­ше допустимого значения. Мойка танков по замкнутому циклу производится при закрытом приемном кингстоне 45 на заборт­ной магистрали 43. Штатным грузовым насосом забирается во­да из отстойной цистерны 1 и по трубопроводу 2 через коллек­тор 3 подается в напорный грузовой трубопровод 19, а из него через сливную магистраль 33, сливной трубопровод 31, моеч­ную магистраль 52, перемычку 53, моечный трубопровод 66 к моечным машинкам. Другим грузовым насосом, подключае­мым к всасывающей магистрали данного танка, производится его зачистка с подачей загрязненной воды в отстойную цис­терну 88. Продолжительность мойки одного танка занимает около 90 мин.

Мойка танков горячей водой производится с использовани­ем одного из винтовых насосов. Насос забирает воду из-за бор­та или из отстойной цистерны 1 и подает ее в подогреватель 34, где она подогревается. Горячая вода аналогичным путем через моечную магистраль 52 подводится к соответствующему танку. Вода подается в танк через одну из его четырех стацио­нарных моечных машинок.

Рассмотрим, к примеру, последовательность проведения мой­ки танков № 4 ЛБ и ПБ холодной забортной водой с исполь­зованием грузовых насосов № 1 и 4. Насос № 1 сообщают с забортным пространством, открывая соответствующие поворот­ные затворы в насосном от­делении на приемном кол­лекторе 4 и всасывающей магистрали 23 и на палуб­ных моечных трубопрово­дах, и затем пускают его. Насос забирает воду через кингстон 45, направляет по трубопроводам 29 и 48 и че­рез перемычку 63 в моечный трубопровод 66. Из него вода подводится к стационарным моечным машинкам, уста­новленным внутри танков.

Струями воды из моечных машинок со стенок танка смывается осевший слой неф­тепродуктов. Затем открыва­ют затворы 5, 6, 12, 32, 36, 81 и пускают насос № 4. На­сос засасывает из танков загрязненную воду и подает ее по трубопроводам 19, 33 и 38 в отстойную цистерну первой ступени 88. По окончании мойки танков оба насоса выключают, а ранее открытые пово­ротные затворы закрывают.

Речные танкеры в отличие от морских, как правило, не име­ют специального оборудования и автономных систем для зачи­стки и мойки грузовых танков. Эти операции на речных танке­рах производятся с помощью специальных плавучих зачистных станций. Станция оборудована всеми необходимыми средства­ми для мойки танков и удаления из них продуктов промывки. К ним относятся водонасосные, компрессорные и вакуум-насос­ные установки, пункты дистанционного управления ими и отс­тойник для продуктов помывки. Вакуум-насосные установки применяются двух типов: периодического и непрерывного цик­лов работы. Более рациональна вакуум-насосная установка вто­рого типа, схема которой показана на рис. 101.

Установка состоит из одного герметичного вакуум-баллона 6, водокольцевого вакуум-насоса 3, откачивающего коловратного насоса 16, эжектора 11 и сети трубопроводов с запорно-перекачивающей арматурой. В верхней части к баллону 6 под­соединяется гибкий трубопровод 8, который заводится в грузо­вой танк 10 танкера, а в нижней части от него отходит отвод­ной трубопровод, разветвляющийся на параллельные трубопро­воды 13 и 14. Эти трубопроводы подсоединены к магистрали 18, по которой продукты помывки отводятся в сборную отстойную цистерну. Из воздухосборника 5 вакуум-баллона 6 непрерывно отсасывается воздух вакуумным насосом 3. За счет создаваемо­го при этом вакуума в баллон засасываются из танка остатки нефтепродуктов или продукты его промывки. Одновременно из баллона коловратным насосом 16 откачиваются продукты по­мывки. В случае откачивания из танков легких нефтепродуктов пользуются эжектором 11, встроенным в трубопровод 13. Рабо­чая жидкость к эжектору 11 подается откачивающим насосом 16 или каким-либо другим насосом плавучей станции. Работа установки с эжектором менее производительна, чем с коловрат­ным насосом, но зато более устойчива, так как колебания уров­ня жидкости в баллоне (из-за неравномерности засасывания продуктов помывки танка) автоматически влияют на изменение производительности эжектора. Переключение работы установки с откачивающего насоса на эжектор или наоборот производит­ся посредством переключающих запорных клапанов 12.

Вакуумная установка периодического цикла работы в отли­чие от установки непрерывного цикла имеет два баллона, ко­торые поочередно заполняются засасываемыми из танков про­дуктами помывки. Переключение установки с одного баллона на другой осуществляется запорными клапанами, действующи­ми автоматически от поплавкового реле, установленного в каж­дом баллоне.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: