Танкеры, перевозящие нефть или вязкие нефтепродукты, оборудуют системой подогрева груза, находящегося в грузовых танках. Система обеспечивает понижение вязкости груза, т. е. повышение его текучести, благодаря чему резко повышается производительность грузовых насосов при перекачивании груза и сокращается продолжительность погрузо-разгрузочных операций на танкере. Системы подогрева обязательны для танкеров, перевозящих крекинг-мазуты, мазуты марки 80 и парафинистые, обладающие высокой вязкостью. Для нормального перекачивания груза необходим подогрев мазутов до 60–70°С.
К системам подогрева предъявляются следующие основные требования:
1. Продолжительность подогрева груза до заданной температуры должна составлять не более 12 ч.
2. Подогреватели системы должны обеспечивать равномерный подогрев груза во всех танках.
3. Конструкция подогревателя должна обеспечивать свободный сток из подогревательных труб образующегося конденсата, а также продувание их сжатым воздухом.
4. Подогреватели должны быть надежны в эксплуатации и располагаться в грузовых танках в местах, удобных для их ремонта.
Система подогрева состоит из трубчатых подогревателей, укладываемых выше днища танкера на 100–200 мм, по которым проходит пар давлением 0,3–0,5 МПа. Пар в систему подводится от парогенераторов танкера. В зависимости от вида труб и их расположения относительно ДП танкера существует несколько разновидностей систем подогрева. Подогревательные трубы могут быть выполнены в виде секций или змеевиков, размещаемых вдоль или поперек судна. Исходя из этого на морских танкерах "применяются следующие системы подогрева: продольно-секционная, поперечно-секционная, продольно-змеевиковая и поперечно-змеевиковая.
Продольно-секционная система состоит из продольных секций прямых труб, расположенных вдоль судна по всей длине каждого грузового танка. С целью сокращения времени подогрева груза до 6–10 ч могут быть применены двухрядные продольно-секционные системы, в которых к нижнему ряду секций добавляется еще верхний, размещаемый выше днищевого набора танкера. Для надежного стока конденсата продольные подогревательные секции устанавливают в танках с уклоном в корму.
Поперечно-секционная система имеет поперечные секции труб, укладываемые в грузовых танках между флорными шпангоутами, соединительные трубы между которыми проходят поверх днищевого набора. Для обеспечения надежного стока конденсата из поперечных подогревательных секций их укладывают с уклоном в сторону одного из бортов судна, а при разгрузке создают искусственный крен в том же направлении. При использовании поперечно-секционной системы не надо устраивать вырезы в наборе корпуса судна.
Продольно- и поперечно-змеевиковые системы аналогичны по устройству секционным системам, но в них вместо секций установлены змеевики. Секционные системы в отличие от змеевиковых имеют короткие греющие трубы, вследствие чего более эффективно отдают теплоту грузу, но неравномерно продуваются сжатым воздухом. Змеевиковые системы более просты по устройству, хорошо продуваются сжатым воздухом, но сток конденсата в них затруднен и поэтому теплопередача ухудшена.
На рис. 102 показана схема устройства продольно-секционной системы подогрева груза на морском танкере. В каждом грузовом танке расположен с уклоном в корму продольно-секционный подогреватель 11. За его кормовым коллектором 13 установлен конденсатоотводчик 10, препятствующий выходу из подогревательных труб 12 несконденсировавшегося пара и обеспечивающий его полную конденсацию. В качестве конденсато-отводчиков могут применяться простейшие конденсационные горшки или конденсатоотводчики, рассмотренные в системе парового отопления (см. рис. 75). Свежий пар к распределительному коллектору 3 подводится по магистрали 1 от парогенератора. По распределительным трубам 5 он поступает к подогревателям 11. Конденсат от конденсатоотводчиков 10 отводится по трубам 15 и собирается в коллекторе 7, откуда по магистрали 6 возвращается в парогенератор.
Система подогрева груза со змеевиковыми подогревателями приведена на рис. 103. Из палубной магистрали 3 свежий пар по стоякам 6 подводится к змеевиковым подогревателям 8, на выходе из которых установлены конденсатоотводчики 9. Конденсат из подогревателей отводится по трубопроводам 10 в коллектор 12, из которого по магистрали 13 направляется в парогенератор для получения пара.