Характеристика народных промыслов




 

Истоки народных промыслов и ремесел казахов уходят в глубь веков. Археологические находки свидетельствуют о развитии ткачества у племен андроновской культуры на территории Казахстана. Казахский народ стал преемником духовной и материальной культуры племен, издавна обитавших на территории Казахстана. На развитие культуры казахского народа большое влияние оказали народы Южной Сибири, Средней Азии. Значительных высот достигли традиционные народные ремесла во второй половине XIX - начале XX в.

Прикладное искусство имеет национальные черты. Форма предметов - посуды, мебели, одежды - связана с обычаями и образом жизни народа, с его эстетическими воззрениями. В прикладном искусстве учитываются и возрастные различия людей. В тот период многие аулы не имели возможности приобрести бытовые предметы в городе, сельские жители использовали изделия народных умельцев. Особенно большим спросом пользовались изделия мастеров по изготовлению седел, ювелиров, сапожников и др. Мастера, занимающиеся мелким производством, трудились в своем доме или же у заказчика. Все свои инструменты, сырье они возили с собой и могли кочевать вместе с аулом на жайляу и работать. А мастера по дереву, изготавливающие основу юрты, арбы, большие деревянные изделия, мастера по железу, обработке камня открывали свои мастерские, где изготавливали и продавали свой товар.

Среди казахских мастеров было немало умельцев, занимавшихся обработкой шкур. Подобное ремесло было развито в городах Семипалатинске, Усть-Каменогорске, Омске, Оренбурге, Верном, Таразе, Ак Мечети (Кызылорда). Кожевенное искусство. Большое и важное место в жизни казахов занимали различные предметы из кожи. Из шкур шили различную одежду, из кож: обувь, пояса, сосуды различного назначения, мастерили конскую сбрую, колчан, создавали даже настенное панно, кожаные сундуки (жаглан - шабадан - чемодан) и т.д. Обработкой шкур и кож занималась каждая семья, в основном мужчины, но помогали им и женщины, они и шили одежды. В каждом доме был тон (шуба), дакы, жакы, жаргак (тулуп). Распространенным был пошив ішік из волчьих, лисьих, хорьковых и других звериных шкур. Эти шкуры, шерстью вовнутрь, обшивались сверху плотной домотканой материей - шекпен, сукном - шуга и другими материалами. Мастерицы шили также меховые шапки - борік. На предметы декоративно-прикладного искусства шли кожи домашних животных - лошадей, рогатого скота и верблюдов, очищенных от шерстяного покрова. Особую отрасль составляло тиснение с помощью штампов на коже, и этим занимались мужчины. Мастера изготовляли сосуды для хранения, перевозки и изготовления молочных продуктов: торсык, саба, суйретпе, мес.

Из кож лошадей и крупного рогатого скота изготавливали ведра - шелек, посуда для дойки кобылиц и верблюдов - конек. Было немаловажна роль сапожников - етікші. Толстая кожа, обработанная кустарным способом и шедшая на обувь, называлась - кон. А фабричные кожи, называли, былгары. Мастера шили сапоги - етік, ичиги - масі и кожаные калоши - кебіс. Сосуды и части сапог сшивались сухожильными нитями - тарамыс. Кожаные ремни, пояса мог делать каждый взрослый мужчина, то плести плетки из ремешков мог только специалист - орімші. Плетки - камшы сплетались из 3-4 ремешков до 24-32 ремешков. Все указанные предметы готовились путем очищения шкуры от волоса в специальном растворе (малма, іи), получаемого из перебродившего айран, іркіт (кисломолочные напитки).

Распространенным украшением женского костюма были серебряные застежки с крючками и петлей. Чаще всего их украшали штамповкой, вставными камнями - сердоликом, бирюзой, реже чеканкой, филигранью, гравировкой, сквозной резьбой. У казахов наибольшее распространение имели украшения для кос - шолпы и шашбау. Это подвески к косам, которые делали из серебряных блях и пластинок ювелирной работы со вставками из камня или стекла, иногда из монет разной величины.
Женские украшения - кольца, серьги, браслеты, перстни - были литые, ажурные, кованые, украшенные чернью, гравировкой, чеканкой, штампованным, узором, вставками из камней и стекол, зернью и т.д.

Таким образом, казахские ювелиры создавали великолепные изделия из металла. Ювелирные инструменты переходили из поколения в поколение. Каждый ювелир имел весы. Однако, ювелирное ремесло не выдержав конкуренции с фабричными изделиями, ввозимыми из России, в начале XX века пришло в упадок. Еще в 1901 г. газета «Туркестанские ведомости» писала, что ювелирный промысел «падает, так как многие туземные изделия начинают вытесняться нашими». И лишь благодаря творческой энергии искусных мастеров-ювелиров не угасла древняя традиция этого художественного ремесла.

Ювелирное искусство: Женские украшения не только подчеркивали красоту, оттеняли и разнообразили одеяние, обозначали ее положение в обществе, свидетельствовали о достатке рода, но и несли сакральную функцию, выполняли роль оберегов, амулетов, родовых знаков и т.п.

Как правило украшались (оберегались) виски, лобная часть лица, грудь, запястья, солнечное сплетение.

Украшения были праздничными и повседневными и казашки носили их постоянно с течении всей своей жизни.

Наиболее распространены у казашек серьги и височные украшения в форме полумесяца, кольцевые, с подвесками, сложной конфигурации со вставками из камней, пластинчатые, проволочные и т.д.

Функцию оберега выполняли специальные амулетницы, предназначенные для молитв из Корана - бойтумар и тумарша, которые получили широкое распространение в конце XIX - начале XX веков. Украшения изготавливались в виде полых трубчатых и треугольных изделий с декоративными элементами на лицевой поверхности.

Ювелирные украшения создавались в основном из серебра, которое мастера приобретали у местных торговцев. Ювелирные изделия весьма разнообразны. Изделия народных ювелирных мастеров - зергеров - широко внедрялись в быт в виде всевозможных женских серебренных украшений, мужских и женских поясов, а также седел и конской сбруи. Особенно много, производилось женских серебренных украшений, таких как серьги (сырга), браслеты (билезик), накосные украшения (шолпы, шашбау), перстни (жузик), кольца (сакина), нагрудные украшения (алка), женский головной убор (саукеле), оправленный серебром, позолоченный и украшенный разными драгоценными камнями и т.д. Саукеле - женский головной убор с накидкой в виде платка, который казахские женщины носили со дня свадьбы и до рождения первого ребенка. Спереди шапку украшали рядами кораллов, бус и серебряных бляшек. Формы блях для саукеле были довольно разнообразны, от простых штампованных фигур в виде квадратов, лепестков до объемных позолоченных пластин сложной конфигурации со вставками сердолика. К нижнему краю саукеле прикрепляли два ряда металлических позолоченных фигурных блях с ниткой коралловых бус между ними. Обязательным дополнением к саукеле были длинные подвески, прикрепляемые по бокам убора, доходящие до пояса девушки. Они состояли из нитей кораллов, бирюзы, серебряных, иногда позолоченных пластинок, монет, шелковых кистей и т.д. Число и длина этих подвесок зависели от имущественного положения родителей девушки. В исследуемый период были распространены ювелирные нагрудные украшения (алка, тумарша, бойтумар), которые носили девушки и надевали их в торжественных случаях. Ониржиек состоит из трех подвижных соединенных по вертикали цепочками серебряных пластин прямоугольной формы, реже овальной, к пластинам на ажурных цепочках прикреплялись подвески.

Луки седла (ердінкасы), особенно передние, и все остальные предметы конской сбруи украшались накладными металлическими пластинами, литыми, чеканными и рельефными. В создании ювелирного убранства коня соединялись два вида ремесла: кузнечное и ювелирное. Кузнец ковал стремена (узенгі), узорные облицовки передней и задней луки седла, различные формы пластин, пряжек, блях для пояса и конской сбруи и т.д. По конструкции и технике изготовления седла подразделяются на 5 основных типов: восточный или найманский, центрально- и северо-казахстанский, западный, семиреченский и сырдарьинский. Для первого вида седла характерна широкая и высокая передняя лука. Седла центрального и северного казахстана имеют сходство с седлами найманов, однако, они с более низкой передней лукой. Совершенно своеобразная форма седел Западного Казахстана. Они легкие, с характерной передней лукой - узкой, вытянутой вверх, овальной. Семиреченские седла были с узкими высокими передними луками и назывались шошак бас ер.

Передний лук у седла сырдарьинских казахов имеет форму гусиной головы, и назывался уйрек бас ер. Зергер имел набор форм - калып для изготовления различных ювелирных изделий, таких как білезіккалып (длябраслет), жузіккалып (для печатей и перстней), алкакалып (для штамповки нагрудных украшений). Наряду с серебряными пластинками пояса украшали драгоценными камнями, вставленными в серебряную оправу: рубином (лагылтас), топазом (асылтас), сердоликом (акык), кораллом (маржан), агатом (сынгартас), хрусталем (акшыны), бирюзой (феруза). У знатных встречались пояса кісе (пояс обозначающий статус человека, с различными подвесками) со вставными бриллиантами (гаухартас) и алмазом (алмас). Серебреные изделия иногда опыляли золотом. Разнообразны по форме и декоративному оформлению застежки для женского камзола. В Центральном и Западном Казахстане эти изделия известны под названием ылгек и карсыылгек.

По преданию сердолик символизирует «Око Аллаха», и в основном, именно из этого камня зергеры (ювелиры - каз.) изготавливали подвески - акык.

 

Обработка материалов

 

К нагрудным украшениям относились броши - туйреуыштер. Они очень разнообразны по форме, но чаще всего встречаются круглые броши или фигурные с мелкими подвесками. Украшая женскую повседневную одежду, они являются «украшениями-оберегами». Броши имеют свои региональные названия - туйреуыш, бастырма, танакоз. Их поверхность декорируется традиционными орнаментами и гармонирует с другими ювелирными украшениями.

В традиционном казахском костюме использовалось много разновидностей пуговиц. Они изготавливались из серебра, других металлов, иногда с применением позолоты; украшались полудрагоценными камнями: сердоликом, кораллами, перламутром, бирюзой, а также стеклом и смальтой. Кроме своего прямого назначения они служили декоративным украшением всего ансамбля одежды. На территории Казахстана издревле изготовлялась мелкая пластика из камня, кости.

Косторезное искусство. Создание изделий из кости - древнейший вид трудовой деятельности человека (находки игл, гребней в эпоху каменного века говорят об этом). Резчик по кости - сұйекші имел те же инструменты, что и мастера по дереву и серебру. Создавали интересные по орнаментальным мотивам и композиции предметы домашнего обихода. Изделия, инкрустированные костью, смотрелись живо и оригинально. Материала (костей животных) было предостаточно: лопатки, голень, ребра и челюсти лошадей, верблюдов, крупного скота и овец. В косторезное дело шли также рога, копыто домашних и диких животных. Наилучшими для обработки считались кости упитанных животных. Костей или рога, предназначенные для применения, в течение нескольких часов кипятили. Рога шли на изготовление рукояток кинжалов, плеток и ножей. Из рогов барана выделывали сосуды для хранения табака - шакша. Из рогов крупного рогатого скота изготовляли половник для разливки кумыса - ожау. Особым искусством отличалась инкрустация костяными пластинами различной мебели: кровати, кебеже, сандык, шест-вешалки, асадал, подставки для вещей - жукаяк. В богатых юртах инкрустировались костью двери, основания купольных жердей, а также мутовка для приготовления кумыса - піспек и чашки - тостаган. Особа ценилась казахская домбыра, корпус и дека которой богато инкрустировалось костью. Орнамент наносился при помощи различных зубил - шапкы.

Обработка камня. Камнерезное дело казахов было связано в основном с сооружением различных надгробных памятников. Мастера-камнерезы по спросу изготовливали ручные жерновы из камня. Этим ремеслом занимались специалисты, искусство которых часто передавалось от поколения к поколению. Регион, где наиболее было распространено камнерезное искусство, охватывал Западный Казахстан. Казахи делали следующие надгробные сооружения: - кулпытас - стелы; кошкартас - надгробное сооружение в виде стилизованного изображения барана-самца; кой тас - вертикальный гладкий или резной блок, покоящийся на земле или на пирамидальном возвышении; сандыктас - надмогильное сооружение в виде сундука; саганатам - надмогильное сооружение в виде ограды с открытым верхом; кумбез - мавзолей. Контуры орнамента наносились шилом (біз) или резцом (кыргы) по трафарету, вырубались набором долот (кашау) и заравнивались ножом с коротким лезвием (пышак).

Кузнечное ремесло у кочевников носило скромные размеры, и то было подчинено потребностям кочевой жизни, обеспечивало население предметами хозяйственного и бытового назначения. Большим уважением в народе пользовались кузнецы и их называли уста, дархан, шебер - мастер, умелец, искусник. В народе существовало представление, что кузнецы обладают сверхъестественными силой и способностями. Кузницу называют - дукен или уста дукені. Секреты своего мастерства кузнецы хранили в тайне и передавали по наследству. Кузнецы делали орудие труда: сохи, лемеха, серпы, лопаты, кетмени, ломы, инструменты для ремесленников и охотников; различную домашнюю утварь: кувшины, чайники, подсвечники, подставки для котлов (казан), в виде круга на треноге - ошак, а также узенгі (стремена), жуген (узда), металлические пряжки и кольца для конской сбруи, ножницы для стрижки овец (кырыктык, кайшы), подковы (тага). Инструменты кузнеца - корік (меха), тос (наковальня), ерітетіножау (тигли), балга (набор молотков различных размеров с плоскими или выпуклыми рабочими концами), косеу (кочерга), бургы (бурава), тескіш (пробойники), кашау (долото), турпі (рашпиль), а также имел различные формовки для заготовки гвоздей, волочения проволоки и отливки мелких деталей. Кузнец применял в работе горячую ковку, отливку металла по приготовленным формам, заклепку различных деталей, филигрань и чернение. Умелые кузнецы ковали и отливали сабли и полусабли (кылыш, селебе), трехгранные наконечники копий (жебе), двухгранные и четырехгранные наконечники стрел и даже фитильные ружья (шиті, білтелімылтык).

Металлообрабатывающий промысел занимал значительное место в жизни населения Южного Казахстана. Кузнечное дело - один из широко распространенных видов занятий. Кузнецы делают ножи, копья, чеканы, удила для лошадей, необходимые в быту вещи, а также некоторые виды сельскохозяйственных орудий.

Ножовщики выделывали ножи особой формы, вкладывавшиеся в кожаные ножные. Потребность в таких ножах была велика, неотъемлемым атрибутом национального костюма коренного населения, был и ремесло ножовщиков процветало. Помимо темир-уста (кузнец) обеспечивал инструменты и инвентарем многочисленные отрасли ремесла, строительные промыслы. Из железа изготавливались серпы нескольких типов, железные подковы, ил кольца от цепей, крючья, гвозди, топоры-шоты, для крепления которых к рукоятям делали специальные зажимы. В исследуемый период кузнечное дело оставалось самым распространенным из ремесел, производящих металлические изделия.

Значительное развитие получило производство кетменей.

Ремесло кетменщика, как и другие профессии, переходило по наследству отца к сыну. Существовали крупные и мелкие мастерские, где работали только члены семьи. Они сохраняли характер ремесленных заведений и производили изделия по заказу. В крупных же мастерских использовался труд наемных мастеров. В кетменных мастерских изготавливались также сошники для плугов, серпов, ножи для рубки тутовника, для обработки садов, виноградников и др. Железную руду обрабатывали на местах добычи, здесь же производили плавку металла. В кузницы железо попадало в виде заготовок и железного лома. Существовали крицы двух вид, так называемая спецкрица, неоднородная по составу. Сильно загрязненный шлаками пористый слиток металла - это еще сырой материал. Такую крицу необходимо дополнительно обработать - выжать шлак, сварить железо в монолитный кусок, поддающийся ковке, т.е. получить вторичную крицу, из которой уже можно делать полуфабрикаты: пруты, бруски-заготовки будущих изделий.

Всё это входило в производство кетменщика зачастую кетменщики строили железную дорогу т. к. знали из чего состоит железо и какого качества оно бывает.

Посуда и утварь казахов-скотоводов была приспособлена к подвижному образу жизни: легкая, небьющаяся, из кожи и дерева. Для перевозки бьющейся посуды использовались специальные чехлы «шыныкап», например для чашек - большей частью из войлока, реже - деревянные и плетеные.

Самой разнообразной по форме, размерам и назначению была кожаная посуда: саба, суйретпе, торсык, мес и др. Саба шили из специально обработанной лошадиной шкуры, иногда из шкур крупного рогатого скота. При согуме (заготовке мяса на зиму) для саба специально оставляли шкуры, предпочтительно с хорошо упитанных и здоровых животных. Шерсть со шкур снимали, кожу размягчали квашеным молоком, сывороткой, куртом, затем мыли, сушили и посолив, сохраняли до весны. С наступлением весны ее коптили в специальных коптильнях.

Разнообразны и красочны были деревянные ковши для разливки кумыса (шомиш, ожау), нередко украшенные резьбой, инкрустацией из серебра и кости. Обязательной принадлежностью кухонной утвари был металлический котел (казан), в оседлых районах Казахстана широко использовалась керамическая посуда.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: