Характеристика декоративно-прикладного искусства татар




 

Поселения и жилища

 

В XIX в. сибирские татары называли собственные поселения юртами (йорт) или аулами (аулы), среди калмаков сохранялись термины «улус» и «аймак», ведущие происхождение от названий социальных институтов. Для селений были характерны приозерный и приречный типы, что связывалось с необходимостью иметь водопой для скота и с традиционным промыслом - рыболовством. Особенностью расположения части поселений было некоторое удаление от пойменных берегов рек или речек. Это связано с прошлой историей поселений местных тюрков - зимники обычно устраивались в стороне от реки на высоких коренных берегах или возвышенностях. Многие сибирско-татарские деревни располагались на важных трактах (Московский, Кузнецкий и др.).

Для большинства поселений была характерна правильная прямолинейная планировка двусторонних улиц, распространившаяся под влиянием русских. В то же время в ряде населенных пунктов прослеживались и специфические черты старинной планировки - кривизна улиц, повороты, тупики и закоулки, некоторая разбросанность жилищ (последняя черта особенно у калмаков). В барабинских аулах жилища располагались вдоль берега одним рядом или беспорядочно. Селения были небольшие, в некоторых проживали всего две-четыре семьи. Но во второй половине XIX в. размеры многих деревень сибирских татар увеличиваются до трех-четырех десятков дворов (иногда до 50 и более). С появлением в них прослоек татар-переселенцев и русских распространилось и деление некоторых селений на края или концы. Почти в каждом селении имелась мечеть, из других общественных зданий встречались почтовые станции, помещения училищ, действовали частные магазины и лавки. У томских и части тоболо-иртышских татар усадьбы по линии улиц огораживалисьзаборами различных видов (плетни, жердевые заборы, частоколы, дощатые - «заплоты»), которых у барабинцев не было совсем. Палисадники отсутствовали, специально озеленением деревень сибирские татары не занимались. За селением на возвышенном месте в роще располагалось кладбище.

В последние десятилетия изменения в облике селений были связаны прежде всего с укрупнением большинства из них. К этому привели переселения туда жителей почти 40% исчезнувших мелких населенных пунктов сибирских татар, приток пришлого населения из числа поволжских татар и русских, а также увеличение численности населения за счет естественного прироста. Исчезло много ветхих построек, появились новые дома и улицы. Около 90% всех частных домов построено татарами в послевоенные годы. Это значительно изменило внешний облик деревень. В последние годы разворачивалось колхозное и совхозное строительство домов, в том числе кирпичных в один-три этажа, с оборудованной кухней, водопроводом, канализацией, ванной, паровым отоплением. Определенная перспектива увеличения в будущем удельного веса таких домов сегодня, в условиях реформ, практически исчезла. Внешний облик селений изменяется также благодаря новым постройкам общественного назначения (административные здания, школы, клубы, библиотеки, больницы или медпункты), создаваемым по типовым проектам. Производственные помещения стараются в наши дни вынести за пределы поселков. Наметилась тенденция располагать общественные здания в центре или ближе к центру, который в некоторых деревнях образуется из небольшой площади и памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Почти все современные поселения планировку. Увеличилось количество зеленых насаждений.

Среди жилищ сибирских татар в прошлом встречались чрезвычайно разнообразные типы: землянки, полуземлянки, дома из дерева, плетеные из прутьев мазанки, саманные и деревянные дома. Для тарских и тобольских татар в наиболее ранний период их истории были характерны жилища из сырцовых кирпичей. Сходными у всех сибирских татар были летние каркасные постройки конусообразной формы. В XVIII - начале XX в. преобладали срубные избы, покрытые тесом, дранкой или, как у барабинских татар, берестой и дерном. Некоторые татары еще и в XIX столетии жили в бревенчатых юртах без настила пола, известных им до прихода русских. Крыши у мазанок барабинцев и частично томских татар были плоские, засыпанные сверху слоем земли. Саманные постройки и дома из дерна были известны барабинским татарам. Часто они обмазывались с двух сторон глиной. Крыши иногда крылись соломой. В некоторых аулах барабинцев покрытие крыши даже дерном считалось признаком благополучия.

Переход к русским типам жилищ, в том числе к пятистенным и крестовым домам с двускатной или четырехскатной крышей, наблюдался всюду, но особенно заметен был у тюменских и томских татар. Богачи строили двухэтажные деревянные, а в селениях бухарцев близ городов и каменные дома. Для старинных домов тоболо-иртышских татар было характерно высокое открытое крыльцо, у томских и барабинских татар оно часто отсутствовало вообще или заменялось крутой лестницей. Сени строились редко. У томских татар встречались жилища, состоящие из двух изб и связанные между собой сенями - одна половина являлась чистой, во второй размещались кухня и детская. Преобладающим способом рубки углов была рубка в чашу, но встречались рубки в охлупь и в охряпку. Внутри стены отесывались, иногда обмазывались глиной и в редких случаях белились. Окна стеклились, однако иногда для этой цели использовалась обработанная баранья или коровья брюшина. В более ранних типах жилищ окна на улицу не выходили, а имелись только со стороны двора. На дверь набивали травяную плетенку либо кошму с холстом, иногда шкуру, изношенную одежду, у барабинцев дверь нередко прикрывалась тростниковой циновкой.

Во внутренней обстановке татарских жилищ видное место занимали нары. Они располагались вдоль одной, двух или даже трех стен. На них готовили пищу, ели, спали, принимали гостей. У барабинцев на летний период их иногда убирали, тогда ели и спали на полу. На нарах стояли сундуки и сложенные «горой» (почти до потолка) перины, одеяла, подушки. Доски нар покрывали коврами, войлоком, циновками. На время еды на них ставили столики. Почетное место в жилище находилось обычно на стороне, противоположной двери, менее почетное ближе к порогу. Над нарами на горизонтальном деревянном шесте развешивалась праздничная одежда татар. У некоторых татар в домах появились заимствованные от русских полати, лавки, табуреты, столы. В домах богачей встречалась мебель городского типа. Стены ничем не украшали, лишь над нарами вешали изречения из Корана с видами мечетей. Своего рода украшениями были занавески (кушага), которые натягивали около полок или вдоль нар. На пол иногда стелили домотканые половики.

Печь находилась обычно либо сбоку, либо в центре жилища и занимала большую площадь. Всем сибирским татарам были известны чувалы, сделанные из жердей, поставленных вертикально в форме квадрата или круга и обмазанных глиной. Часто они комбинировались с глинобитной топкой, в которую вмазывался котел, а также с печью русского типа (наблюдалась и тройная комбинация печи). Использовали татары глинобитные и кирпичные печи русского типа в чистом виде (без дополнительных очагов). Богатым татарам для отопления домов служили голландские печи. Для выпечки хлеба применялись узкие печи летнего типа, устанавливаемые на специальных помостах во дворах.

Исчезают плоские крыши, более широкое распространение получают у барабинских татар двускатные, а у томских и тоболо-иртышских - четырехскатные стропильные крыши. Частично сохраняются самцовыеперекрытия. Хотя дерево (а у барабинцев и дерн) продолжает широко применяться при сооружении крыш, его заменяют шифер и железо (их доля в домах томских татар составляет, например, до 70%). Земляные и глинобитные полы окончательно вытеснены деревянными. Увеличилось количество окон и их размеры. Определенное распространение получили застекленные веранды. Украшения с внешней стороны домов карнизами и наличниками окон с орнаментами стали распространенным явлением (до революции они чрезвычайно редко встречались у барабинских, ясколбинских и некоторых других групп татар). Вместе с тем нередко наблюдается упрощенность орнаментальных мотивов.

Внутри жилища возросло число комнат. Наиболее частым сочетанием является наличие кухни, гостевой и спальни. Традиционные печи-чувалы почти повсюду заменены русскими печами, современными плитами. Интерьер татарских домов значительно приблизился к городским образцам. Нары полностью не исчезли, но в подавляющем большинстве домов они заменены кроватями и диванами. Редко употребляют сейчас и низенькие столики для приема пищи. В домах сибирских татар распространилась фабричная мебель - серванты, шифоньеры, книжные шкафы и др. На окнах в домах повешены тюлевые занавески, на дверях - шторы. Часто можно увидеть радиоприемники (например, у томских татар в 69% домов), телевизоры, холодильники. К новым чертам в украшении комнат относятся репродукции с картин, барельефы писателей и композиторов, цветы, люстры и др.

В ряде населенных пунктов сохраняются традиционные черты во внутреннем интерьере домов, хотя и они видоизменяются. Бытующие еще нары уменьшились в размерах и служат в основном для отдыха на них днем (ночью спят на кроватях) и принятия пищи. В последнем случае к ним либо придвигается стол обычных размеров, либо на нары ставятся низкие столики. В томской группе только 3,6% опрошенных татар показали, что они принимают пищу сидя на нарах с подогнутыми ногами. Нередко около кровати вешают занавески из ярких тканей, сохраняют сундуки для вещей, на них складывают постельные принадлежности «горой».

 


Утварь

 

В конце XIX - начале XX века в домашней утвари заметна была роль изделий местного изготовления. Распространены были деревянные люльки, прялки, ткацкие станки. Материалом для изготовления кухонной посуды служили дерево (чаши, корыта, совки, тазы, бочонки, солонки, ведра, кадки, чашки, ложки, ступки и др.), береста (туеса, коробки), тальниковые прутья (корзины). Металлическую утварь (котлы, чайники, кумганы, сковороды, ножи, вилки, чугунки и др.), как правило, покупали, иногда сами выделывали тазы и кумганы.

В настоящее время в домашней утвари самодельные изделия почти вытеснены покупными. Наряду с люльками появились кроватки и детские коляски. Исчезли многие виды деревянной посуды. Изредка употребляют котлы, но чаще заменяют их покупными кастрюлями. Набор посуды каждой татарской семьи состоит из алюминиевых, эмалированных, стеклянных, фарфоровых и пластмассовых изделий. Обычными в домах татар стали столовые и чайные сервизы. Вместо самоваров, топящихся дровами, применяются электрические самовары и чайники. Новым в наборе кухонной утвари являются машинки для консервирования банок, приспособления для изготовления тортов, мясорубки и т.п. Из старой утвари встречаются в употреблении кринки, деревянные чары, корытца, туеса, корзины.

Средства передвижения. Традиционными средствами передвижения сибирских татар были лыжи и лодки разных типов. Скользящие лыжи (цанга, чанга) делились на подволоки (подшитые мехом) и голицы. У томских и барабинских татар в прошлом бытовали относительно широкие подшитые лыжи длиной 170-200 см и шириной 18-22 см с выгибом под ступательной площадкой, с острым носком и менее острым задником. Отличительной чертой таких лыж барабинцев являлся снеговой мешок.

Томским татарам были известны также подволоки саяно-ал-тайского типа - длиной 150-180 см, шириной 12-18 см, прямые, с острым носком и срезанным по прямой линии задником. Такого рода лыжи у барабинцев были гораздо шире. Изготовлялись они чаще из осины и березы, а также из сосны, ели, кедра и черемухового ствола. Материалом покрытия скользящей части служили лосиные, лошадиные и оленьи камусы, иногда лыжи подшивались собачьими шкурами.

Что касается тоболо-иртышских татар, то подволоки у них встречались реже. У сибирских татар были голицы разных типов. Широкое распространение у барабинских и томских татар получили прямые лыжи с бортиками по краям ступательной площадки, лыжи с приподнятой ступательной площадкой либо с набитой на нее дощечкой (такого типа отмечены были и подволоки). Голицы с бортиками были известны и тоболо-иртышским татарам. У них нашли распространение очень длинные и очень узкие неподшитые прямые лыжи с острым носком и прямо обрезанным задником. Томские татары использовали также голицы с очень округлыми, плавно переходящими в линии краев носком и задником, а также голицы, совпадающие по конструкции с подшитыми лыжами саяно-алтайского типа. Для транспортировки груза - капканов, ловушек, добычи - барабинские и томские татары использовали ручные прямокопыльные нарты (цанак, чаганак), которые тянулись охотниками с помощью лямки. Есть сведения, что в XVI - первой половине XIX в. у сибирских татар имелись нарты, запрягаемые собаками, а у ясколбинцев - оленями и лошадьми. Среди всех групп сибирских татар были распространены долбленые лодки (кама) остроконечного типа - обласки, изготовлявшиеся из осины, реже из тополя. Отличительными особенностями долбленок сибирских татар (по сравнению, например, с лодками их соседей - селькупов и хантов) являлись более широкий развод бортов, значительно меньшая высота подъема носа и кормы над линией бортов, частое применение кривых ребер, обрезанные концы лодки. Нередко для увеличения грузоподъемности к долбленке прикрепляли набойки (бортовые доски). У некоторых лодок томских татар корма и нос обрубались в форме выступов, напоминающих головки. Томским, барабинским и ялуторовским татарам известны были, кроме того, колодообразные долбленые лодки. При плавании на них употребляли шесты и двухлопастные весла, а при плавании на остроконечных долбленках однолопастное весло. Во многих татарских хозяйствах имелась дощатая лодка русского типа (кедровка и др.).

Вместе с тем в XIX - начале XX в. системе средств передвижения сибирских татар ведущее место занимал санный и тележный транспорт (сани-розвальни, кошевые, четырехколесные телеги и двухколесные таратайки). Распространена была и верховая езда на лошадях. Барабинские татары делали деревянные седла, обшитые кожей, а бухарцы инкрустировали их костяными пластинками.

В наше время во многих деревнях сибирских татар лодки находят еще достаточно широкое применение в занятиях рыболовством, охотой, собирательством, в поездках на сенокосные участки. Часто лодки изготавливают в самих этих деревнях местные татары. Наряду с дощатыми лодками используются долбленые лодки остроконечного типа. Колодообразные лодки сохраняются у ялуторовских татар. Почти полностью исчезли подшитые лыжи, ныне их имеют лишь некоторые охотники. Калмаки в томской группе иногда используют для их изготовления покупные лыжи и крепления. Чаще охотниками применяются лыжи-голицы, которые они сами и делают. Почти совсем не изготавливаются сейчас местным населением ручные нарты. Вместе с тем у сибирских татар неизмеримо возросла роль современных технических видов транспорта. Лодочные моторы устанавливаются не только на дощатых лодках (или покупных дюралюминиевых), но иногда и на долбленках, для чего последние делаются более широкими и больших размеров, а корма у них в этом случае несколько обрезается по прямой линии для установки мотора.

Об одежде различных групп сибирских татар XIX - первой половиныXXв. сведения не равноценные. (см. рис. 3)

В РЭМ хранится коллекция предметов быта тарских татар, поступившая в 1904 г. от Ю.О. Горбатовского. Все предметы датируются второй половиной XVIII - началом XX в. В составе этой коллекции татарский халат среднеазиатского покроя, сшитый из полосатого шелка и украшенный аппликациями - фигурами цветов из кусочков ткани; головные уборы: кавац - мужская бархатная шапочка с тульей из полоски прямоугольной формы и с круглым верхом, колпак - праздничная женская шапка из голубой парчи и красного бархата с высоким вытянутым верхом, расшитая цветами из шелковых лент, золотой и серебряной канители и украшенная бусами и медными бляшками; шейное украшение чилбыриз цветных лент, тесьмы, бляшек, серебряных цепочек и камней; пять серебряных и одна коралловая пуговицы. Возможно, такого рода одежда, головные уборы и украшения имели распространение и у других татар Тоболо-Иртышского бассейна. Но в одежде тоболо-иртышских татар имелись и групповые различия. В одном фольклорном сюжете ясколбинских татар описываются кожаные башмаки с деревянной подошвой. Д.Г. Мессершмидт писал в первой четверти XIX в. о курдакско-саргатских татарах, что у них он видел женские остроконечные обшитые монетами шапки, которые не носили тогда тобольские татары.

Национальные особенности в одежде сибирских татар в середине XIX - началеXXв. сохранялись довольно четко, особенно у сельских жителей. В то же время татары заимствовали отдельные виды русской одежды. Нижней мужской одеждой были шаровары - штаны и длинная рубашка (кинек, кулмек).

Из других видов одежды сибирским татарам были известны чапаны - халаты, покрой которых совпадал с покроем халатов такого типа у среднеазиатских народов, кое-где казакины - одежда типа камзола, но с рукавами до кистей рук, сырмаки (сырмал) - ватная безрукавка, иногда сшитая на меху. Зимой носили шубы из овчин или заячьих шкурок (богачи - из лисьих шкурок), без воротника или с отложным воротником, обшитые сверху сукном, нанкой или дабой. Для мужчин шились полушубки, в том числе и так называемые борчатки. При дальних поездках зимой татары надевали тулупы, сшитые из волчьих или лисьих шкур, армяки (сверху тулупов) и дохи. Зимняя одежда стягивалась часто кожаными или пестрыми шерстяными поясами.

Голову мужчины обычно брили и носили в качестве головных уборов летом тюбетейки (называли их капач, кибач, тубятяй, аракчин) полусферические и с плоским верхом, суконные и войлочные шапки (бурек) округлой формы. Томские татары шили войлочные и суконные шапки с полями в виде шляпы с пришитой на отвороте кожаной полоской. В зимнее время мужчины носили меховые шапки (кабац, кавац) округлой формы с матерчатым верхним покрытием, стеганые шапки (казанка) с обшивкой по краю мехом колонка, белки или бобра. Томским и бара-бинским татарам известна была шапка тумак (малахай) с ушами и лопатообразным выступом сзади. В томской и тарской группах носили шапки тагыя, сшитые из четырех треугольных полос и отороченные по тулье мехом. В началеXX в. все эти виды зимних головных уборов начинали активно вытесняться шапкой-ушанкой стандартного для того времени типа. Служители ислама носили белую, а татары, побывавшие в Мекке зеленую чалму.

Мужская обувь состояла из шерстяных чулок, чарков - короткой кожаной обуви, сапог (ичеги) с мягкой или твердой подошвой. На сапоги надевались кожаные калоши с каблуком, зимние калоши скатывались из шерсти. В некоторых деревнях носили сапоги с толстой двойной подошвой, с двойным носком и двумя швами по голенищу - сапоги так называемого монгольского типа. Кроме того, мужчины надевали кожаные башмаки, сапоги-бродни, а зимой валенки. При ношении чарков татары использовали для подстилки сушеную траву.

Женщины носили широкую рубаху (кинек) с прямым разрезом посередине, стоячим воротником (низким и мягким, а в томской группе с берестяной прокладкой), прямыми или сужающимися к кистям рукавами, с ластовицей или без нее. Некоторое распространение имели женские нагрудники, сшитые из плюша и украшенные бусами, бисером, лентами и т.п. Праздничные рубахи шились из шелковых тканей, воротник их украшался вышивкой золотыми и серебряными нитями и пуговицами. Нижние штаны (штан) были ситцевые и холщовые, верхние широкие шаровары (кое-где их называли чалбар, чамбар) шили из домашних холстов, шерстяных тканей, атласа и др. В качестве верхней одежды татарки носили камзолы, по покрою не отличавшиеся от мужских, но украшавшиеся позументом, шелковыми лентами, шнурком, бляшками, монетами, иногда вышивками, а некоторые татарки оторачивали их мехом выдры. Поверх камзола женщины надевали бешметы, а зимою прямоспинные или сшитые в талию шубы (тон) из овчины или лисьих шкурок, пальто с низким воротником. Среди томских татарок были распространены халаты прямого туникообразного покроя (цапан).

Из женских головных уборов специфически местной являлась налобная повязка (сарауц, сараоч), украшенная вышивкой золотом или золотым галуном и завязанная сзади. Она надевалась невестой в день свадьбы. В широком ходу были платки и шали. Своеобразным головным убором типа колпака являлись калфаки двух видов: одни большие, в виде мешка, часто вязаные (при надевании конец закидывался набок или назад), другие - более плоские и округлые сверху, с твердым околышем. В начале XX в. последнего вида калфаки стали делать очень небольших размеров, покрывали их платком или тюлем.

В настоящее время в одежде, головных уборах и обуви сибирских татар, в составе тканей, используемых для шитья одежды, произошли перемены. Уменьшилась доля одежды, пошив которой производится на дому. Основная часть покупается жителями сибирско-татарских деревень в готовом виде или иногда шьется по заказу в ателье и пошивочных мастерских. Все это привело к тому, что подавляющее большинство татарского населения ныне носит одежду городского типа. Даже обрядовая одежда главным образом составляется из покупных видов. Часть одежды татарские женщины изготовляют сами.

 


Заключение

 

Проведенное исследование позволяет утверждать, что в конце XIX - начале XX вв. в России получили повсеместное развитие декоративно-прикладное искусство как форма существования традиции в условиях модернизации социально-экономических и культурных устоев общества. Трансформация традиционных этнических культур порождала новые формы существования искусства.

В традиционной культуре искусство неотделимо от всех других ее сфер. В нем отражается весь комплекс хозяйственных, эстетических, религиозных, нормативных, мировоззренческих параметров, вся целостность этнической культуры. Его характеризуют такие параметры, как: устойчивость на основе преемственности, синкретизм, каноничность, вариативность, анонимность, мифологичность, связь с ритуалом. Помимо всех прочих функций, аутентичное искусство играет этнодифференцирующую и этноинтегрирующую роль, создавая художественными средствами образ этнической группы.

В процессе перехода к современному обществу социально-экономические и культурно-политические изменения приводят к тому, что традиционная культура трансформируется под воздействием проникающих в ее ткань инноваций. Формой существования народной культуры и искусства в этих условиях становятся декоративно-прикладное искусство.

Факторами, влияющими на его становление и эволюцию, являются: наличие сырьевых ресурсов, сложившиеся традиции ремесленного производства; развитие мелкой промышленности, сопутствующее малоземелью; тесное взаимодействие различных сторон культуры города и деревни; расширение рынка; формирование социальной среды для производства и потребления изделий промыслов, имеющих преимущественно эстетическое назначение; формирование национального и трансформации этнического самосознания; поиск новых путей выражения идентичности локальных, региональных и гражданских сообществ.

Развивая традиции аутентичных ремесел, народные художественные промыслы возникают на перекрестке культур: городской и сельской, местной и привнесенной, этнической и модернизированной. Их стилистику часто определяет синтез традиций, более выраженная вариативность и индивидуальность творчества.

Становление декоративно-прикладное искусства в России происходит во второй половине XIX в. в рамках развития кустарной промышленности, всемерно поддержанной государством. В Сибири первые опыты в этом направлении предпринимаются в конце XIX в. В границах Саяно-Алтая на рубеже XIX-XX вв. существовали предпосылки для формирования декоративно-прикладное искусства, но развитой специализации по производству художественных изделий не существовало. Эта ситуация объяснялась: сложностями социально-экономического развития Сибири, ориентацией кустарных промыслов преимущественно на удовлетворение утилитарных потребностей населения, сохранением художественного ремесла и традиционного декоративно-прикладного искусства в его аутентичной форме в рамках целостных традиционных культур.

Сущностные характеристики традиционного художественного творчества народов Сибири (глубина содержания, символизм, декоративность, синкретизм, единство утилитарной и сакральной сфер и пр.) рассматривались творческой и научной элитой края как основа формирования «сибирского стиля» в искусстве. Попытки обоснования самобытности искусства Сибири были созвучны обоснованию региональной идентичности. Её осмысление опиралось на идеологию преобразования азиатской провинции России в один из уникальных культурных центров огромного государства.

 


Список литературы

 

1. Аяган, Б.Г. Тюркские народы: энциклопедический справочник.-Алматы:Қазақэнциклопедиясы. 2004. - 382 с.

2. Культура и традиции коренных народов Северного Алтая. СПб., 2008 - 145 с.

. Кыпчакова Л.В. Исследования по этнографии алтайцев в 1950-1980 гг. // Гуманитарные исследования в Горном Алтае. - Горно-Алтайск, 1987. - С. 84-102.

. Назаров И.И. Этнографические коллекции Музея археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета Этнография Алтая и сопредельных территорий: М-лымеждунар. научн-практ. конф. Барнаул, 2005. Вып. 6. С. 214-215.

. Николаев В.В. Материалы по традиционной семейной обрядности кумандинцев (по итогам полевых исследований 2001-2002 гг.) // Культура Сибири и сопредельных территорий в прошлом и настоящем: Мат-лы 43-й всеросс. археол-этнограф. конф. Молодых ученых. - Томск, 2003 - 98 с.

. Потапов Л.П. Охотничий промысел алтайцев (отражение древнетюркской культуры в традиционном охотничьем промысле алтайцев). СПб.: МАЭ, 2001. 168 с.

. Ткаченко А.А. Тюркские народы: возрождение или развитие. // ЭО. - 1996. - №4. - С. 71.

. Тощакова Е.М. Традиционные черты народной культуры алтайцев (XIX - начало XX в.). - Новосибирск, 1978. - 160 с.

. Тюркские народы Сибири / отв. ред. Д.А. Функ, Н.А. Томилов; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН. - М.: Наука, 2006. - 678 с.

. Тюркские народы Восточной Сибири / сост. Д.А. Функ; отв. ред.: Д.А. Функ, Н.А. Алексеев; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. - М.: Наука, 2008. - 422 с.

. Этнография Алтайского края: научно-методические материалы. - Барнаул, 1994. - 152 с.

. Этнография Алтая и сопредельных территорий. - Барнаул: Изд-во Барнаульского педуниверситета, 1998 - 264 с.

13. Эдоков А.В Декоративное искусство Горного Алтая с древнейших времен до наших дней. - Горно-Алтайск б.и, 2006. - 180 с.

. Иванов С.ВСкульптура алтайцев, хакасов, и сибирских татар XVIII - первой четверти XX в. Л… Наука, 1979. - 194 с.

. Кыпчакова Л.В. Исследования по этнографии алтайцев в 1950-1980 гг. // Гуманитарные исследования в Горном Алтае. - Горно-Алтайск, 1987, - С. 84-102.

. Валеев Ф.Т.О. этнокультурных связях западносибирских татар с другими народами во второй половине XIX начале XX в. (По данным одежды Тарских сибирских и тюменских татар) // Этнокультурные явления в Западной Сибири. - Томск, 1978. -340 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: