Обработка войлока и мягких материалов из ткани




 

Как можно понять из предыдущих глав, уже несколько тысячелетий назад орнаментированные изделия из дерева составляли едва ли не самый значительный раздел декоративно-прикладного искусства Алтая. Хорошо сохранившиеся в условиях вечной мерзлоты деревянные изделия показывают, что дерево пронизывало буквально все стороны жизни и быта его древних жителей, сопровождая их от рождения до смерти. В последующие после Пазырыка столетия культура декорированного дерева все более занимает ведущие позиции, не уступая другим материалам войлоку, металлу. Иначе и быть не могло. Постоянная жизнь в окружении леса обеспечивала обилие разнообразного материала, а сравнительная простота обработки и легкость технологического процесса, не требующая сложных технических приспособлений, обусловили широкое применение в быту деревянных изделий. Очевидно, не меньшее значение имели и такие качества деревянных предметов, как известная легкость и прочность, которые наилучшим образом отвечали условиям кочевой жизни.

Блюда для разделывания и хранения мяса (тепши), ступки для измельчения зерна (сокы), ложки, черпаки, трубки для перегонки молочной водки (аракы), кровати (агаш-орын), сундуки, лари, шкатулки, ведра (коноки), струнные и духовые музыкальные инструменты (топшуры, икили), столбы-коновязи (чакы) - все эти предметы быта делались из дерева и почти всегда украшались довольно сложным орнаментным узором, выполненным контурной или выемчатой резьбой, сюжетными рисунками или геометрическими узорами. Сохранившиеся до наших времен декоративные предметы столетней или несколько большей давности свидетельствуют о наличии определенных традиций, а также разработанности технологии, своеобразием мотивов орнаментов. Веками выработанное чувство материала определяло мастерские навыки ритмического членения орнаментируемых плоскостей, пропорциональное соотношение частей. Все это можно проследить на украшениях деревянных кроватей (агаш-орын). Сделанные почти без применения гвоздей, кровати были хорошо приспособлены для кочевого быта, так как быстро разбирались и собирались, были легко транспортабельны. Конструкция кроватей в целом была однотипной. Размеры соответствовали росту человека и размерам юрты: длина 170-180 см, ширина 80-100 см, высота примерно 50 см. Верхняя часть образует прямоугольную раму, укрепленную тремя или четырьмя поперечными брусками, на которую настилалось ложе. По своей конструкции и внешней конфигурации алтайские деревянные кровати несколько напоминают башкирские подставки под сундуки, с той лишь разницей, что свои подставки башкиры наряду с резьбой нередко украшали росписью. Алтайцы же росписи на деревянных изделиях почти не употребляли.

Для алтайской резьбы характерны разнообразные виды орнаментации и различные принципы композиционных построений. Фону всегда придается большое значение. Орнамент, как правило, на нем располагается свободно. Геометрическим или зигзагообразным орнаментом украшалась передняя лицевая сторона кровати. Обязательной частью была верхняя доска - карниз, обычно выступающая с головной и ножной части ложа. Из сопоставления образцов резьбы, выполненных в различное время и в разных районах Горного Алтая, можно сделать вывод, что при орнаментировании передней крышки лицевой плоскости, всегда имелся центральный узор растительного, рогообразного или геометрического происхождения. Центральный мотив «открыт» в боковые стороны, которые в свою очередь, дополняют его либо совершенно новым узором, либо вариантами на тему центрального мотива. Нередко отдельным узором украшались боковые стойки кроватей, но при всех вариациях орнаментального узора он всегда очень точно вписывался в форму планшета, очертания которого тоже были не всегда одинаковыми.

Основная техника декорирования подобных изделий - выемчатая резьба. Обязательным предметом алтайского жилища были сундуки, в которых хранились особо ценные вещи. Чтобы в сундуки не проникала сырость, обычно их ставили на специальные бревна - подставки. Как и у кроватей, контурной резьбой украшалась только лицевая стенка сундука. В основе орнаментального оформления деревянных изделий, и в первую очередь кроватей и сундуков, лежит определенная художественная система, связанная с другими видами алтайского прикладного искусства. Сохранившиеся образцы орнаментированных сундуков столетней или несколько меньшей давности показывают, что композиционный строй резного декора основан на законе зеркальной симметрии и многократного повторения отдельных элементов по краям или углам изобразительной плоскости. Среди них главное место занимает классический алтайский рогообразный мотив-кульдя. Наиболее характерным примером композиционного расположения орнаментального узора на сундуках служат лицевая часть двух сундуков, хранящихся в коллекции Республиканского музея. Они показывают, что обычно в удлиненный прямоугольник передней стенки сундука симметрично вписывались два меньших квадрата или соединенных такой же формы перемычкой. Середину обоих квадратов первого сундука занимает рогообразный четырехконечный узор, а второго две окружности, заполненные геометрическим орнаментом, повторяющим форму круга.

искусство декоративный металл тюркский




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: