МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ




Актуальность исследования связана с тем, что по статистике последних лет только около 15% новорожденных в нашей стране появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.

В качестве проблемы исследования был поставлен вопрос можно лисодействовать развитию речи детей дошкольного возраста на занятиях музыкой.

Предметом работы стало сравнениединамики преодоления речевых трудностей в условии положительной динамики музыкальных занятий.

При выборе методологической основы нашего исследования мы использовали труды отечественной психологии, культурно-исторической психологии, психологии деятельности.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты нашего исследования могут иллюстрировать, что при работе с речевыми трудностями могут быть использованы методики включающие музыкальные упражнения.Специалисты, работающие с речевыми трудностями у детей, могут использовать методики таблиц для прослеживания динамики между успехом в музыкальных методиках и методиках по речевым трудностям.

Замыслом на работу была организация занятий музыкой с детьми для реализации исследовательской работы.За основу мы взяли шахматные занятия по общему развитию, где выделили идею, что невозможноиграть в шахматы,предварительно не различая фигур или полей на доске. Наша идея берет за основание тот факт, что для безошибочного пения или игры на музыкальном инструменте от ребенка требуется умение различать высоту нот и длительность их звучания. Мы предполагали, чтообучая этим умениям,поможем детям самостоятельно играть на музыкальных инструментах и петь.

Планируя наш проект, мы опирались на следующие тезисыЛ.С. Выготского:

· Развитие происходит через интериоризацию культурно-исторических средств, во взаимодействии взрослого и ребенка [4]

· Обучение ведет за собой развитие[5]

· Развитие возможно только в зоне ближайшего развития[2]

· Один шаг в обучении может равняться ста шагам в развитии[6]

 

В проекте предполагалась динамика в преодолении речевых трудностей. Динамику мы хотим показать через фиксацию перехода из зоны ближайшего развития в зону актуального развития ребенка. А именно переход в деятельность ребенка, которую он может осуществлять лишь с помощью взрослого к переходу к деятельности, которую он может выполнять уже самостоятельно и без помощи. Предполагая, что переход, показывающий динамику, происходит в организованной совместной деятельности ребенка и взрослого, когда ребенок изначально мог выполнить задание лишь при помощи взрослого(ЗБР), а в процессе занятий смог выполнить данное задание самостоятельно(ЗАР). Мы предполагаем, что положительной динамике в обучении музыки будет сопутствовать положительная динамика в преодолении речевых трудностей.

Нами были спланированы и проведены 5 индивидуальных занятий. По рекомендации психолого-педагогического консилиума были выбраны трое обучающихся с имеющимися речевыми трудностями. Также психолого-педагогическим консилиумом школы была проведена логопедическая диагностика с целью выявления речевых трудностей (таблица №1). Занятия проводились раз в неделю, в актовом зале детского сада, в котором был расположен рояль, также из музыкальных инструментов были использованы: бубен, маракасы, колокольчики, барабанные палочки, музыкальный треугольник. Первое занятие началось со знакомства с детьми, где было рассказано о замысле совместных занятий. Далее мы давали музыкальные упражнения для определения зоны ближайшего развития по следующим умениям (умение различить высоту звука, умение различить длительность звука, умение повторить ритм, умение спеть песню «в лесу родилась ёлочка» в ритм и темп музыки, взаимодействие одновременных действий, сыграть песню «курочка). Данный уровень умений мы фиксировали в табличку, отмечая зону, на которой находимся в момент обучения. При окончании индивидуальных занятий совместно с ребенком проводилась рефлексия (отвечали на вопрос, что было полезно). Последующее занятие начиналось с вопроса, что запомнилось из предыдущей встрече. Далее возвращались к упражнениям, позволяющим обучить заготовленным умениям. Продвижение мы фиксировали, описывая динамику деятельности в зоне ближайшего развития.

Для работы был спланирован комплекс логоритмических музыкальных упражнений:

Упражнение №1 Ходьба и маршировка в разных направлениях.

Упражнение на развитие чувства ритма, регуляцию мышечного тонуса – умение расслаблять и напрягать определённые группы мышц.

Упражнение с каждым разом усложняется.

- Ребёнок под ритм играющей песни шагает вперед, а затем не развернувшись в другую сторону назад по той же линии.

- Ребёнок под ритм играющей песни шагает вперёд и хлопает в ладоши, а затем так же назад.

- Ребёнок под ритм играющей песни шагает вперёд, хлопает в ладоши и поёт, так же назад.

Упражнение №2 Упражнение на координацию движений.

-Ребёнок под ритм песни поёт, играет на треугольнике, бубне или же маракасах и топает ногами. Если не получается совместить данные движения, то упражнение облегчается. Например, топот ногами или же пение исключается.

Упражнение №3 Повтор движений.

Упражнение на развитие общей моторики, координации, внимательности.

-Педагог садится напротив ребёнка и показывает различные движения, которые ребёнок повторяет. Разгибание и сгибание локтевого сустава, кивание головы, движения руками (вытягивание рук вперед, в стороны, вверх). Взаимодействие движений руками и ногами, например, руки в стороны-ноги вместе.

Упражнение №4 Повтор хлопков.

Упражнение развивает чувство ритма.

- Ребёнок повторяет комплекс хлопков, которые воспроизвёл педагог. Задание с каждым разом усложняется.

Упражнение №5 Повтор ноты.

Упражнение на чувство ритма.

-Ребёнок нажатием клавиши повторяет ритм, воспроизведённый педагогом, учитывая длительность и ритм нот.

Упражнение №6 Пение.

Упражнение на развитие слуха и ритма.

- Ребёнок поёт песню, стараясь попасть голоском в ноты, и передать интонацию, не нарушив ритм песни.

Упражнение №7 Игра на пианино.

Упражнение на развитие чувства ритма, памяти, внимания, мышления, воображения, мелкой моторики.

- Игра и пение песни «Вышла курочка гулять».

Таблица№1«Логопедическая диагностика с целью выявления речевых трудностей»

Разделы диагностики На 03.09.2019г. На 03.02.2020г.
  Алиса 6 лет  
Звукопроизношение Автоматизация звук: Л, Ль. Отсутствует звук Р Дифференциация звуков: Ш-Ж, Л-Ль Постановка: Р
Фонематический слух Развит недостаточно Звуковой анализ и синтез в активной стадии формирования
Слоговая структура Нарушена Не нарушена
Связная речь Лексико-грамматические категории -Не может построить собственные высказывания. -Аграмматизмы при словообразовании. -Пересказ с помощью схем(вопросов) -Аграмматизмыпри согласовании существительных с прилагательными в роде числе и падеже.
Чтение звукобуквенный анализ Чтение слогов. Звукобуквенный анализ не сформирован Чтение слов, простых предложений Звукобуквенный анализ в стадии формирования
  Сергей 6 лет  
Звукопроизношение Автоматизация звук: Ш, Ж, Щ, Л, Ль Отсутствует звук Р-Рь Дифференциация звуков: Ш-Ж, Л-Ль Автоматизация: Р-Рь
Фонематический слух Развит недостаточно Звуковой анализ и синтез в активной стадии формирования
Слоговая структура Нарушена Нарушена в сложных словах
Связная речь Лексико-грамматические категории -Не может построить собственные высказывания. -Множественныеаграмматизмы при словообразовании и словоизменении. -Пересказ с помощью схем(вопросов) -Аграмматизмыпри согласовании существительных с прилагательными в роде числе и падеже.
Чтение, звукобуквенный анализ Чтение слогов. Звукобуквенный анализ не сформирован Чтение слов, простых предложений Звукобуквенный анализ в стадии формирования
  Никита 6 лет  
Звукопроизношение Автоматизация звук: Л, Ль Отсутствует звук Р-Рь Автоматизация: Р Постановка: Рь  
Фонематический слух Развит недостаточно Звуковой анализ и синтез в активной стадии формирования
Слоговая структура Нарушена Нарушена в сложных словах
Связная речь Лексико-грамматические категории -Не может построить собственные высказывания. -Множественныеаграмматизмы при словообразовании и словоизменении. Не правильное употребление предлогов -Пересказ с помощью схем(вопросов) -Аграмматизмы притяжательные прилагательные
Чтение, звукобуквенный анализ Чтение слогов. Звукобуквенный анализ не сформирован Чтение слов, простых предложений Звукобуквенный анализ в стадии формирования

 

Вывод

В начале нашей работы мы предполагали, что приналичие положительной динамики в преодолении трудностей относительно музыкальных заданиях будет замечена положительная динамика по преодолению речевых трудностей (таблица №1).

Подводя итоги, мы можем заключить:

1. Все обучающиеся смогли продвинуться в умении отличить высоту звука. Двое из них в начале занятий могли отличить высоту лишь при помощи педагога, а по окончанию могли отличить звук самостоятельно. Один ребенок в начале занятий испытывал трудности в различении звука даже при помощи взрослой помощи в конце занятий смог отличить самостоятельно.

2. Все обучающиеся смогли продвинуться в умении воспроизведении ритма.

3. Один обучающийся смог продвинуться в умении игры на фортепиано и к концу занятий смог сыграть куплет песни «Курочка».

4. Один обучающийся смог продвинуться по взаимосвязи одновременных действий. К концу занятий обучающийся мог самостоятельно маршировать, совершать поочередно махи маракасами и петь, попадая в ритм мелодии.

5. Один обучающийся смог продвинуться в пении. К концу занятий смог спеть песню «в лесу родилась ёлочка» самостоятельно.

Таким образом, мы приходим к выводу, что все обучающиеся продвинулись из зоны ближайшего развития в зону актуального развития.

Рассматривая таблицу №1,мы можем заключить:

1. Все обучающиеся смогли продвинуться в звукопроизношении. У двух из них дифференциация Ш-Ж, Л-ль, автоматизация звука Р, у другого автоматизация Р и постановка Рь.

2. У всех обучающихся произошёл прогресс в фонематическом слухе.Из недостаточно развитого прогрессировал в звуковой анализ и синтез в активной стадии формирования.

3. Слоговая структура одного обучающегося из нарушенной прогрессировала в ненарушенную. У двух обучающихся нарушенная слоговая структура прогрессировала до нарушения в сложных словах.

4. Все обучающиеся изначально не могли построить собственные высказывания и прогрессировали в умении пересказа с помощью схем (вопросов). Аграмматизмы в словообразовании у двух обучающихся прогрессировали в аграмматизмы при согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже. У одного обучающегося в аграмматизмы притяжательных прилагательных.

5. Все обучающиеся прогрессировали с уровня чтения слогов до чтения слов простых предложений. Звукобуквенный анализ у всех обучающихся из несформированного прогрессировал в стадию формирования.

Исходя из вышесказанного следует, что музыкальные занятия могут повлиять на преодоление речевых трудностей в рамках совместной коррекционной-развивающей деятельности. Положительной динамике в обучении музыки сопутствовала положительная динамика в преодолении речевых трудностей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: