Худшие не должны участвовать в размножении - таков принцип любого отбора.




Рост мирового населения между 400 годом до н.э. и 2000 годом Рост мирового населения между 1750 и 2000 годами

ОБ ИСТОРИИ ЕВГЕНИКИ

Евгéника (от греч. ευγενες — "хорошего рода", "породистый") — учение о наследственном здоровье человека и путях улучшения его наследственных свойств.

Идея усовершенствования человеческой "породы" методами селекции (т.е., планируемого скрещивания особей) сама по себе не нова. Люди инстинктивно понимали и понимают, что выбор родителей ребёнка крайне важен как для будущего самого ребенка, так и для выживания социума в целом. Позже евгеника была названа «социальным управлением эволюцией человека ».

 

Представление о врожденном неравенстве людей сформулировано еще Платоном. В своем "Государстве " он рассматривал стратегии получения человеческих индивидов с заданными качествами. Идеальное общество, по Платону, обязано поощрять временные союзы избранных мужчин и женщин с тем, чтобы они оставляли высококачественное потомство.

Платон писал, что не следует растить детей с дефектами, или рожденных от неполноценных родителей. Неполноценным, а также жертвам собственных пороков должно быть отказано в медицинской помощи, а «моральных выродков» следует казнить.

Известно, что такого рода "отбор" проводился в древней Спарте, где уничтожали слабых и больных детей. Результат известен - Спарта не дала ни одного выдающегося мыслителя, художника, артиста, но прославилась сильными и отважными воинами (чего они, собственно, и добивались).

Основоположником ЕВГЕНИКИ как науки(учения об улучшении наследственности человека) считается английский исследователь сэр Фрэнсис Гальтон, двоюродный брат Чарльза Дарвина.

Впервые в 1865 году в статье " Наследственный талант и характер " Гальтон делает очень важное обобщение: психические свойства человека наследуются в той же мере, в какой наследуются свойства физические, а так же пишет о равном вкладе в будущие свойства детей со стороны отца и матери. Тогда же он ввел термин " евгеника " для обозначения науки, «занимающейся всеми факторами, улучшающими врождённые качества расы».

Гальтон изучил биографии около 500 выдающихся людей Англии, о которых он пишет следующее: «ровно половина из числа выдающихся людей имеют одного или более выдающихся родственников». Наследственны, по его мнению, не только способности и талант, но и др. свойства: склонность к пьянству, к бродяжничеству, к туберкулезу, к болезням сердца и к долголетию, а так же моральные и религиозные устои.

Интересно, что родословная самого Фрэнсиса Гальтона прослеживается до Карла Великого.

Гальтон был девятым и последним ребенком и рос вундеркиндом: в полтора года он знал алфавит, в два с половиной научился читать, а в три – писать, в четыре года он знал арифметику, французский язык и стихи по-латыни, а в шесть – всю английскую классическую литературу, включая Шекспира. Прочтя страницу дважды, он повторял ее слово в слово. В восемь лет он читал в подлиннике древнеримских историков.

За 90 лет (1922-1911) своей исключительно плодотворной жизни он, в том числе, первый занялся дактилоскопией - исследовал 5000 кожных пальцевых узоров, доказал их индивидуальность и неизменность в течение жизни. Это открытие стало переворотом в криминалистике - в 1911 году, за год ло его смерти, в Лувре была украдена «Джоконда» и вор был найден по отпечаткам пальцев, после чего этот метод был признан во всем мире.

Гальтон считал, что если для получения новой породы необходим отбор лучших животных-производителей, то тех же результатов можно добиться и целенаправленным подбором семейных пар: лучшие должны выбирать лучших, чтобы в результате рождались здоровые, красивые, одаренные дети.

Он предлагал просвещать население и создавать особые условия для сознательного "размножения генов" выдающихся людей. Гальтон писал: «Люди выдающейся даровитости по отношению к посредственности стоят настолько же высоко, настолько идиоты стоят ниже ее».

Обязанностью государства Гальтон считал создание условий для более раннего вступления в брак достойных членов общества. Так же он полагал, что помощь общественной элите и их семьям гораздо важнее помощи нищим, сентиментальному состраданию бедным он противопоставлял более мужественное желание поддержать одаренных природой людей: люди не равноценны и только контроль рождаемости может уравновесить количественное соотношение между кастами. Главная мысль всех научных изысканий Фрэнсиса Гальтона заключается в том, что роль наследственности значительно важнее роли средовых факторов.

При этом необходимо отметить, что Гальтон оставался демократом: он никогда не был сторонником рабства или, тем более, уничтожения «низших каст»; он подчеркивал, что выдающиеся качества не являются привилегией аристократов.

 

Принято различать позитивную и негативную евгенику.

Цель позитивной евгеники — содействие воспроизводству людей с признаками, которые рассматриваются, как ценные для данного общества.

Цель негативной евгеники состоит в прекращении воспроизводства лиц, имеющих наследственные дефекты, либо тех, кого в данном обществе считают нежелательным.

Своего апогея негативная евгеника достигла в фашистской Германии.В 1923 году Гитлер отбывал заключение в тюрьме и в руки ему попался первый изданный учебник по Генетике (!). Позжее в Майн Кампф Гитлер посвятил генетике целую главу.

В нацистской Германии (1933—11945) использовалась стерилизация и умерщвление по отношению к «неполноценным лицам»: психическим больным, гомосексуалистам, цыганам, славянам. Затем последовало их уничтожение, а также тотальное уничтожение евреев. Только в 1933 году в Германии было стерилизовано 56 244 психически больных, и сначала действительно рождалось меньше детей с отклонениями. Но ровно через пятнадцать лет после прекращения подобных действий (с 1945 года), процент психических больных в Германии стал такой же, какой был раньше.

В послевоенный период во всем мире евгеника стала ассоциироватся с преступлениями нацистской Германии.

Но эти идеи воплощались в жизнь не только в Германии времен Третьего рейха.

В 1911 году в штате Индиана впервые был принят закон о запрещении смешанных браков (белых и негров или мулатов).

В 1915-1916 годах в 25 американских штатах были приняты законы о принудительной стерилизации психически больных, преступников, наркоманов и в одном только в США 1935 году было проведено 21 539 операций по стерилизации умственно отсталых.

Подобные программы осуществлялись в 1920—1930 гг. в ряде штатов США, в 1930—1970 гг. в Швеции и др. Подобные законы существовали и в странах Скандинавии, и в Эстонии. Ряд региональных и национальных правительств поддерживал евгенические программы до 1970-х годов.

 

Худшие не должны участвовать в размножении - таков принцип любого отбора.

И как бы ни были гуманны побудительные мотивы евгеники - сделать человечество более здоровым, красивым, одаренным и, в конечном счете, более счастливым, - для этого необходимо использовать главное правило селекции: чтобы создать новую породу с улучшенными свойствами, нужно выбраковывать примерно 95 % особей, т.е., не допустить их участия в размножении.

 

Но всякое усовершенствование так или иначе начинается с разделения на плохое и хорошее, жизнеспособное и слабое.

И вот тут евгеника напрямую сталкивается с неразрешимыми проблемами, лежащими в области человеческой ЭТИКИ и МОРАЛИ, потому что на уровне человеческого общества такой отбор неизбежно означает дискриминацию.

В самом деле, кто должен решать, что одно отклонение от нормы недопустимо, а другое - вполне приемлемо для будущего?

Доводы "за" и "против" развития евгеники.

Концепция евгеники в отношении человечества в начале ХХI века более актуальна, нежели 100 лет назад. Это связано с ухудшением экологической обстановки на планете как сильным мутагенным фактором. Озоновые дыры, повышение уровня радиации, экологические яды, мутагены и канцерогены в окружающей среде - все это ведет к накоплению в генах людей вредных и ненужных мутаций. Такое накопление мутаций получило название генетического груза.

 

В развитых странах генетический груз растет в результате сохранения маложизнеспособных особей за счет сокращения числа спонтанных абортов (отсеивающих при естественном процессе беременности часть возникших мутационных нарушений), путем, например, перевода беременных в режим «на сохранение» (обычно подразумевается сохранение каждой имеющейся беременности).

 

Второй причиной роста генетического груза является развитие медицины, которое позволяет дойти до репродуктивного возраста лицам, имеющим значительные наследственные заболевания.

Эти заболевания ранее были препятствием к передаче дефектного генетического материала следующим поколениям, т.е., эти люди умирали в детском возрасте.

Социальной компенсацией для лиц, не имеющих шансов на рождение собственного здорового потомства, являются методы искусственного оплодотворения, а также институт усыновления.

НО!! («Гениальность и помешательство» Ломброзо)

С друго стороны, история знает немало примеров, когда великие люди имели физические недостатки или страдали от тяжелых наследственных болезней, в том числе и психических. Нередко не отличались здоровьем и их родители - мать И. С. Тургенева, например, страдала черной меланхолией, а в роду у Л. Н. Толстого были больные эпилепсией и шизофренией.

В прекрасной книге В.П.Эфроимсона «Генетика этики и эстетики» целая глава посвящена взаимосвязи гениальности и наследственной психопатологии на примере Ф. М. Достоевского.

Так же звестно, что некоторые психические болезни, развитие которых связано с тонкой, уязвимой душевной организацией, генетически связаны с одаренностью в музыке, математике, поэзии.

По этому поводу существует современный анекдот. Когда академику И. Г. Петровскому, ректору МГУ, показали список противопоказаний для поступления на механико-математический факультет, он увидел слово "шизофрения" и удивился: "Кто же тогда будет делать математику?"

Ш изофрении - психическое заболевание, одним из признаков которого считается раздвоение личности, имеет очень разнообразные проявления. Распространенность шизофрении в мире 1/100, и этот показатель держится на одном уровне в любом регионе земного шара, несмотря на то, что люди подобного склада не склонны заводиь пары и активно размножаться. Наследование шизофрении, по существу, так и остается загадкой для ученых, поэтому в отношении этого самого распространенного психического заболевания ни о каком отборе нельзя говорить даже теоретически.

Не стоит забывать и о том, что талант (а тем более - гений) - это не присутствие каких-то особых генов, а, как правило, их уникальное, удивительное сочетание, которое не повторяется в поколениях. Интеллект и одаренность полигенны, т.е. определяются большим числом генов. Характер их наследования очень сложен, а проявление этих генов в фенотипе в очень большой степени зависит от условий, в которых рос, развивался и воспитывался ребенок, от культуры, языка (в процессе социализации реализуется программа)...

(Подробнее можно прочитать в учебнике Александрова «Психогенетика»)

В последние годы евгеника получает новое звучание и в связи с экспериментами по клонированию млекопитающих. Хотя во многих странах такие опыты пытаются запретить или держать под строгим контролем, нельзя ручаться, что эксперименты по клонированию клеток человека не состоятся или уже не происходят.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: