Геометрия общения
Этап | Содержание | Деятельность | Слайд | Время | Примечания |
Добрый день. Вашему вниманию будет представлен фрагмент занятия с родителями, имеющими детей подросткового возраста. И если вдруг у вас нет опыта родительства, то я прошу вас обратиться к своему житейскому опыту и представить, как бы ответили ваши друзья, знакомые, родственники имеющие детей такого возраста Великий французский архитектор Корбюзье как-то воскликнул: «Всё вокруг геометрия!» В течение 15 минут при помощи самых простых геометрических фигур каждый из вас обратится к родительскому опыту и сделает открытие об особенностях своего общения с ребенком. | 1. Титульный, название МК | 20 сек. | Участникам нужно заранее раздать бейджи, на которых крупно будут написаны их имена | ||
2. | Перед вами маркер и планшет со стикерами трех цветов: зелеными, розовыми и белыми. На стикерах зеленого цвета напишите не более 5 тем, которые вы ежедневно инициируете в общении со своим ребенком. 1 стикер – 1 кратко сформулированная тема. На выполнение этого задания 1 минута. Представьте, что вы вечером, после рабочего дня, пришли домой и увидели своего ребенка. О чем вы с ним беседуете? Что вам интересно? Какие вопросы задаете? Сколько времени в день вы тратите непосредственно на общение с ребенком? На белом стикере запишите число. Спасибо. | Переворачиваю песочные часы, участники пишут Пока пишут, готовлю 1 круг | 2. Задание 1 и инструкция 3. Задание 2 и инструкция | 3 мин. |
3. | Давайте представим содержание нашего общения с ребенком в виде круга, разделенного на 8 секторов: − школьные «дела» − дом/семья − здоровье/красота/спорт − окружение/друзья − будущее/планы − досуг/впечатления/хобби − личностный рост/саморазвитие − смысл жизни. Эти 8 секторов охватывают разные стороны отношений ребенка с собой и окружающим миром. Возьмите с собой планшеты, подойдите к вашему флипчарту и разместите стикеры зеленого цвета в секторах круга. Рядом с кругом, наклейте стикер с числом. Давайте сначала обратим внимание на время. Сколько же времени мы тратим непосредственно на общение с ребенком? Обобщаю. Статистика. А теперь давайте посмотрим, а на обсуждение каких сфер и тем мы тратим наше время? − Что первое бросается в глаза? Какие сферы жизни в основном затрагивает ваше общение? В каких сферах больше всего стикеров? − Какие сферы остаются без нашего внимания? − А что из этого интересно нашим детям? Спасибо, давайте зафиксируем этот промежуточный результат и продолжим. На стикерах розового цвета напишите 5 тем, которые интересны вашим детям. Как и в первом задании 1 стикер – 1 кратко сформулированная тема. У вас 1 минута. | Участники размещают и садятся. Участники высказываются. | 4. Круг с подписанными сферами 5. Алгоритм ответа (вопросы) | 10 мин. | |||
Вспомните, что интересно вашим детям? О чем они говорят с горящими глазами? Чем они увлекаются? Какие у них хобби и интересы? Кто написал, может подойти и разместить в секторах круга розовые стикеры – темы, которые интересны вашим детям. Давайте проанализируем, что у получилось. − Что первое бросается в глаза? В каких сферах жизни сосредоточены интересы Ваших детей? − А какие сферы остались без стикеров? − А в чем из этого компетентны мы? Давайте сравним 2 круга. Что получается? Что мы говорим о том, что интересно нам, а дети хотели бы говорить совсем о другом. Мы мало говорим о том, что интересно нашим детям. Иногда мы видим, что темы, которые инициируют родители, совпадают с интересами детей. Привожу примеры из 1 и 2 круга (например, друзья). Многие ли из нас искренне интересуются и разделяют увлечения своих детей? И тогда мы не может поддержать разговор, не можем удивить своих детей познаниями в той сфере, которая им интересна. Подойдите и отклейте одну тему, которая интересна вашему ребенку, а вы что знаете в этой теме, но готовы прокачать. Стикер - ваша точка роста в геометрии общения с ребенком. С чем вы уходите? Что будете прокачивать? Некоторые сферы отношения ребёнка с собой и миром остаются вне нашего общения. Но при этом они не перестают быть важными для детей. Кто говорит с детьми на эти темы, если не мы? | Участники высказываются. | 6. Алгоритм ответа (вопросы) 7.Фразы | 1 мин. | ||||
Часто рутинное течение жизни не дает нам узнать своего ребенка глубже или с неожиданной стороны. Но если вы сможете выйти за рамки обыденного общения и дежурных фраз и вместо стандартного «Как дела в школе?» зададите вопросы, которые инициируют общение, то вы точно узнаете много нового и интересного о дочери (или сыне), а может быть, и о самих себе. Я подготовила для вас вопросы, которые позволят вам узнать о своих детях больше. | |||||||
4. | Сегодня мы расширили знания об особенностях нашего общения с детьми. Вот они, в кругу. Но как известно, чем больше круг знаний, тем больше окружность непознанного. Стикер с которым вы уходите– ваша точка роста в геометрии общения с ребенком. И таких точек много. А многоточие – это всегда приглашение к разговору. Попробуйте сегодня начать разговор с ребенком с одной из этих тем. Благодарю вас за содержательное общение. | ||||||
Самоанализ: Вашему вниманию был представлен мастер-класс, в основе которого лежит фрагмент занятия с родителями детей подросткового возраста. Занятие входит в цикл встреч «Родительского клуба», посвященного развитию у родителей навыков эффективной детско-родительской коммуникации. Цель данного мастер-класса – организовать рефлексию опыта общения участников со своими детьми. Для этого мне было необходимо: - создать условия для эмоционального личностного включения участников в обсуждаемую тему; - организовать деятельность, которая позволит участникам «увидеть» особенности общения с ребенком; - наметить векторы изменения качества общения участников со своими детьми. Для решения этих задач мною были адаптированы и использованы элементы технологии «Круг баланса». Дальше оценка взаимодействия с конкретными участниками по каждой задаче: решена - не решена. Особенности. (1-2 предложения). |