Аннотация
На произведение
«Тишина»
Из цикла «Шести поэм на стихи Н. Хикмета»
Муз. В. Салманова
Перевод М. Павловой
Содержание
1. Историко-стилистический..………………………………..………………3
2. Музыкально-теоретический анализ………………………………………..9
3. Вокально-хоровой анализ…………………………………………………17
4. Исполнительский анализ………………………………………………….24
Литература…………………………………………………………………….29
Историко-стилистический анализ
Вадим Николаевич Салманов (1912-1978) - выдающийся советский композитор, автор многих симфонических, хоровых, камерных инструментальных и вокальных произведений. Его оратория-поэма "Двенадцать" (по А. Блоку) и хоровой цикл "Лебедушка", симфонии и квартеты стали подлинными завоеваниями советской музыки.
Произведения В. Салманова являют нам большого, серьезного и искреннего художника, который принимает близко к сердцу и выражает в своей музыке различные жизненные коллизии, неизменно оставаясь верным высокой морально-этической позиции.
Сочинения:
1. Оратория-поэма «Двенадцать» (по Блоку)
2. Кантаты: «Ода Ленину» (1970, для баритона, см. хора, орестра);
«Скифы»
3. Хоровые циклы а капелла:
«Но бьется сердце…» 1959 (6 поэм на слова Назыми Хикмета):
· Тишина
· Лев в железной клетке
· 21.1.1924
· Пятнадцать ран
· Издалека
· В бою мой стих
«Восьмистишия» 1962 (на слова Расула Гамзатова)
· Книга жизни
· Ты хочешь знать
· Старый друг мой
· Как живете-можете
· Куда?
· Вершина
4. Хоровые концерты:
· на русские народные тексты «Лебедушка» (1967, Госпремия, 1-ый образец неофольклорного хорового концерта);
· Хоровой концерт «Добрый молодец» для мужского хора и инструментов;
· Хоровой концерт «К молодым» для хора с органом;
5. Хоры на слова Я. Купалы, С. Есенина, В. Луговского, Ф. Тютчева
· «Русь» - 7 лирических хоров на слова русских поэтов для женского (детского) хора.
Особенности хорового письма В. Салманова
· Свежесть музыкальных средств выразительности (интеллектуальный стиль);
· Оригинальность поэтических текстов;
· Полифоничность;
· Индивидуализация голосов (в инструментальном характере);
· Использование мелодических речитативов;
· Введение внемузыкальных и музыкальных декламаций;
· Использование перекличек;
· Введение приема соло (голос, партия) на фоне других голосов;
· В кульминациях использует удвоения;
· Гармония возникает в результате мелодического движения голосов, кроме обычных трезвучий в качестве устоев втречаются незаполненные «пустые» квинты и аккорды, где терция заменена квартой;
· Использует различные ладовые обороты (пентатоника, фригийский, дорийский);
· Ладовая переменность
· Взаимопроникновение мажора и минора;
· Удобное расположение голосов, а также тесситура и диапазон;
· Введение элементов сонористики (например, аккомпанемент в виде декламации и шепота).
Назым Хикмет Ран (1902 - 1963) – турецкий поэт, прозаик, сценарист, драматург и общественный деятель. Основоположник турецкой революционной поэзии. Коммунист с 1922 года. Лауреат Международной премии Мира (1950).
Лишенный турецкого гражданства, Назым Хикмет еще при жизни стал на родине легендой. На его стихи сложены песни – на разных языках, в разных странах мира. Вечера, посвященные его творчеству, проводятся во дворцах спорта и на стадионах. Его пьесы идут во многих театрах мира. Произведения поэта переиздаются на родине, переводятся на многие языки. О его жизни написаны тома воспоминаний, неисчислимое количество статей, диссертации и даже романы. Он был поразительно красив. Высокий, рыжий, голубоглазый, с орлиным носом и чеканными чертами лица. Он был общителен, хлебосолен, весел и органично талантлив в умении доставлять людям хорошее настроение.
Назым Хикмет Ран родился 20 января 1902 года в Салониках, в аристократической семье. Рано начал писать стихи. Первые публикации были уже в 1917 году. В 1919 году он заболевает плевритом и признается негодным к военной службе. В 1922-1924 годах Назым учился в СССР, в Коммунистическом университете трудящихся Востока на факультете «Экономика и общественная жизнь». Симпатизирующий коммунистам поэт стал заложником политической ситуации в родной стране. Режим Мустафы Кемаля Ататюрка вел политику европеизации, светского государства и сочетал независимость с национализмом. Отношение к СССР в Турции тех времен было настороженным, а к коммунистам – резко враждебным. За свои публикации Хикмет несколько раз был осужден. В общей сложности он провёл в турецких тюрьмах 17 лет. А затем произошло нечто любопытное. Незадолго до конца срока Хикмета перевели в тюрьму города Трабзон на черноморском побережье. Откуда он в 1950 году, едва выйдя на волю, якобы бежал на вёсельной лодке в СССР.
Назым Хикмет ввёл в турецкую поэзию так называемый свободный стих (верлибр), концептуально отмежевавшись от «силлабических поэтов». Первые его стихи написаны в силлабической системе, но позже он стал искать новые формы. На Хикмета повлияли советские футуристы, особенно Маяковский. Вернувшись на родину в 1924 году, он возглавил турецкое авангардное движение, экспериментируя в поэзии, драматургии и написании киносценариев. Отказавшись от силлабической метрики, Хикмет перешёл на верлибр, который позволил ему полнее реализовать вокальные особенности турецкого языка. Элементы османской стихотворной традиции сочетаются в его поэзии с новейшими формами.
Ораторская манера письма и патетичность, присущие его ранним стихам, позднее уступили место глубокой лиричности. Велико влияние Назыма Хикмета на современную турецкую поэзию, где с его именем связано целое направление.
Неотъемлемая содержательная особенность поэзии Хикмета — социально-революционный пафос и мотивы единения с соотечественниками из низших народных слоёв. Одновременно поэт отвергает любые попытки романтизации ориенталистских стереотипов.
Поэт много писал о тяжёлой доле турецкого народа, призывал к борьбе и воспевал революцию, что ярко отображено в следующих сборниках стихов:
· «835 строк» (1929)
· «Варан—3» (1930)
· «1+1=1» (1930)
· «Город, потерявший голос» (1931)
Поэзия Хикмета переведена на многие языки мира (на немецкий язык, например, его стихи переводил известный бард Ханнес Вадер), пьесы ставятся в театрах Европы, Америки и Азии. Многие стихи Хикмета были положены на музыку композитором Зюльфю Ливанели.
По сценариям Назыма Хикмета в СССР сняты фильмы:
· «Двое из одного квартала» (1957)
· «Влюблённое облако» (1959)
· «Мир дому твоему» (1963)
· «Любовь моя, печаль моя» (1978)