Историко-стилистический анализ




Аннотация

На произведение

«Тишина»

Из цикла «Шести поэм на стихи Н. Хикмета»

Муз. В. Салманова

Перевод М. Павловой

 

Содержание

1. Историко-стилистический..………………………………..………………3

2. Музыкально-теоретический анализ………………………………………..9

3. Вокально-хоровой анализ…………………………………………………17

4. Исполнительский анализ………………………………………………….24

Литература…………………………………………………………………….29

 

 

Историко-стилистический анализ

Вадим Николаевич Салманов (1912-1978) - выдающийся советский композитор, автор многих симфонических, хоровых, камерных инструментальных и вокальных произведений. Его оратория-поэма "Двенадцать" (по А. Блоку) и хоровой цикл "Лебедушка", симфонии и квартеты стали подлинными завоеваниями советской музыки.

Произведения В. Салманова являют нам большого, серьезного и искреннего художника, который принимает близко к сердцу и выражает в своей музыке различные жизненные коллизии, неизменно оставаясь верным высокой морально-этической позиции.

Сочинения:

1. Оратория-поэма «Двенадцать» (по Блоку)

2. Кантаты: «Ода Ленину» (1970, для баритона, см. хора, орестра);

«Скифы»

3. Хоровые циклы а капелла:

«Но бьется сердце…» 1959 (6 поэм на слова Назыми Хикмета):

· Тишина

· Лев в железной клетке

· 21.1.1924

· Пятнадцать ран

· Издалека

· В бою мой стих

 

«Восьмистишия» 1962 (на слова Расула Гамзатова)

· Книга жизни

· Ты хочешь знать

· Старый друг мой

· Как живете-можете

· Куда?

· Вершина

4. Хоровые концерты:

· на русские народные тексты «Лебедушка» (1967, Госпремия, 1-ый образец неофольклорного хорового концерта);

· Хоровой концерт «Добрый молодец» для мужского хора и инструментов;

· Хоровой концерт «К молодым» для хора с органом;

5. Хоры на слова Я. Купалы, С. Есенина, В. Луговского, Ф. Тютчева

· «Русь» - 7 лирических хоров на слова русских поэтов для женского (детского) хора.

 

Особенности хорового письма В. Салманова

 

· Свежесть музыкальных средств выразительности (интеллектуальный стиль);

· Оригинальность поэтических текстов;

· Полифоничность;

· Индивидуализация голосов (в инструментальном характере);

· Использование мелодических речитативов;

· Введение внемузыкальных и музыкальных декламаций;

· Использование перекличек;

· Введение приема соло (голос, партия) на фоне других голосов;

· В кульминациях использует удвоения;

· Гармония возникает в результате мелодического движения голосов, кроме обычных трезвучий в качестве устоев втречаются незаполненные «пустые» квинты и аккорды, где терция заменена квартой;

· Использует различные ладовые обороты (пентатоника, фригийский, дорийский);

· Ладовая переменность

· Взаимопроникновение мажора и минора;

· Удобное расположение голосов, а также тесситура и диапазон;

· Введение элементов сонористики (например, аккомпанемент в виде декламации и шепота).

 

 

Назым Хикмет Ран (1902 - 1963) – турецкий поэт, прозаик, сценарист, драматург и общественный деятель. Основоположник турецкой революционной поэзии. Коммунист с 1922 года. Лауреат Международной премии Мира (1950).

Лишенный турецкого гражданства, Назым Хикмет еще при жизни стал на родине легендой. На его стихи сложены песни – на разных языках, в разных странах мира. Вечера, посвященные его творчеству, проводятся во дворцах спорта и на стадионах. Его пьесы идут во многих театрах мира. Произведения поэта переиздаются на родине, переводятся на многие языки. О его жизни написаны тома воспоминаний, неисчислимое количество статей, диссертации и даже романы. Он был поразительно красив. Высокий, рыжий, голубоглазый, с орлиным носом и чеканными чертами лица. Он был общителен, хлебосолен, весел и органично талантлив в умении доставлять людям хорошее настроение.

Назым Хикмет Ран родился 20 января 1902 года в Салониках, в аристократической семье. Рано начал писать стихи. Первые публикации были уже в 1917 году. В 1919 году он заболевает плевритом и признается негодным к военной службе. В 1922-1924 годах Назым учился в СССР, в Коммунистическом университете трудящихся Востока на факультете «Экономика и общественная жизнь». Симпатизирующий коммунистам поэт стал заложником политической ситуации в родной стране. Режим Мустафы Кемаля Ататюрка вел политику европеизации, светского государства и сочетал независимость с национализмом. Отношение к СССР в Турции тех времен было настороженным, а к коммунистам – резко враждебным. За свои публикации Хикмет несколько раз был осужден. В общей сложности он провёл в турецких тюрьмах 17 лет. А затем произошло нечто любопытное. Незадолго до конца срока Хикмета перевели в тюрьму города Трабзон на черноморском побережье. Откуда он в 1950 году, едва выйдя на волю, якобы бежал на вёсельной лодке в СССР.

Назым Хикмет ввёл в турецкую поэзию так называемый свободный стих (верлибр), концептуально отмежевавшись от «силлабических поэтов». Первые его стихи написаны в силлабической системе, но позже он стал искать новые формы. На Хикмета повлияли советские футуристы, особенно Маяковский. Вернувшись на родину в 1924 году, он возглавил турецкое авангардное движение, экспериментируя в поэзии, драматургии и написании киносценариев. Отказавшись от силлабической метрики, Хикмет перешёл на верлибр, который позволил ему полнее реализовать вокальные особенности турецкого языка. Элементы османской стихотворной традиции сочетаются в его поэзии с новейшими формами.

Ораторская манера письма и патетичность, присущие его ранним стихам, позднее уступили место глубокой лиричности. Велико влияние Назыма Хикмета на современную турецкую поэзию, где с его именем связано целое направление.

Неотъемлемая содержательная особенность поэзии Хикмета — социально-революционный пафос и мотивы единения с соотечественниками из низших народных слоёв. Одновременно поэт отвергает любые попытки романтизации ориенталистских стереотипов.

Поэт много писал о тяжёлой доле турецкого народа, призывал к борьбе и воспевал революцию, что ярко отображено в следующих сборниках стихов:

· «835 строк» (1929)

· «Варан—3» (1930)

· «1+1=1» (1930)

· «Город, потерявший голос» (1931)

 

Поэзия Хикмета переведена на многие языки мира (на немецкий язык, например, его стихи переводил известный бард Ханнес Вадер), пьесы ставятся в театрах Европы, Америки и Азии. Многие стихи Хикмета были положены на музыку композитором Зюльфю Ливанели.

По сценариям Назыма Хикмета в СССР сняты фильмы:

· «Двое из одного квартала» (1957)

· «Влюблённое облако» (1959)

· «Мир дому твоему» (1963)

· «Любовь моя, печаль моя» (1978)

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: