80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
60-80% - уровень выше среднего;
50-60% - средний уровень;
30-50% - уровень ниже среднего;
меньше 30% - низкий уровень.
Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблиц 1 и 2, в которые заносятся результаты, полученные после проверки выполнения детьми заданий на занятиях № 1 и № 66 (№68). Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяется динамика роста познавательных способностей ребят.
Тематическое планирование занятий "Развитие познавательных способностей" в 1 классе
| № занятия | Развиваемые способности |
| 1. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) |
| 2. | Развитие концентрации внимания. Графический диктант. |
| 3. | Тренировка внимания. |
| 4. | Развитие мышления. Графический диктант. |
| 5. | Тренировка слуховой памяти. |
| 6. | Развитие мышления. Графический диктант. |
| 7. | Тренировка зрительной памяти. |
| 8. | Развитие мышления. Графический диктант. |
| 9. | Развитие аналитических способностей. |
| 10. | Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
| 11. | Совершенствование воображения. |
| 12. | Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
| 13. | Развитие логического мышления. |
| 14. | Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
| 15. | Развитие концентрации внимания. |
| 16. | Развитие мышления. Графический диктант. |
| 17. | Развитие внимания. Графический диктант. |
| 18. | Развитие слуховой памяти. |
| 19. | Развитие мышления. Графический диктант. |
| 20. | Тренировка зрительной памяти. |
| 21. | Развитие мышления. Графический диктант. |
| 22. | Развитие аналитических способностей. |
| 23. | Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
| 24. | Развитие концентрации внимания. |
| 25. | Развитие логического мышления. |
| 26. | Развитие зрительной памяти. Графический диктант. |
| 27. | Тренировка внимания. |
| 28. | Развитие мышления. Графический диктант. |
| 29. | Тренировка слуховой памяти. Графический диктант |
| 30. | Развитие мышления. |
| 31. | Тренировка зрительной памяти. |
| 32. | Развитие мышления. Графический диктант. |
| 33. | Совершенствование воображения. Графический диктант. |
| 34. | Развитие аналитических способностей. |
| 35. | Совершенствование мыслительных операций. |
| 36. | Развитие логического мышления. Графический диктант. |
| 37. | Совершенствование воображения. |
| 38. | Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
| 39. | Совершенствование воображения. Графический диктант. |
| 40. | Развитие логического мышления. Графический диктант |
| 41. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. |
| 42. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
| 43. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. |
| 44. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
| 45. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
| 46. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
| 47. | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
| 48. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. |
| 49. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
| 50. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. |
| 51. | Графический диктант. |
| 52. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. |
| 53. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
| 54. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
| 55. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
| 56. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. |
| 57. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
| 58. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. |
| 59. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
| 60. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
| 61. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
| 62. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. |
| 63. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
| 64. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
| 65. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
| 66. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. |
Тематическое планирование занятий "Развитие познавательных способностей" во 2 классе
| № занятия | Развиваемые способности |
| 1. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. |
| 2. | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. |
| 3. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
| 4. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. |
| 5. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
| 6. | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
| 7. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
| 8. | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
| 9. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
| 10. | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. |
| 11. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
| 12. | Совершенствование воображения. Ребусы. |
| 13. | Развитие наглядно-образного мышления. Задание по перекладыванию спичек. |
| 14. | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. |
| 15. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
| 16. | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. |
| 17. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
| 18. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. |
| 19. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
| 20. | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
| 21. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
| 22. | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
| 23. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
| 24. | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. |
| 25. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
| 26. | Совершенствование воображения. Ребусы. |
| 27. | Развитие наглядно-образного мышления. Задание по перекладыванию спичек. |
| 28. | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. |
| 29. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
| 30. | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. |
| 31. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
| 32. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. |
| 33. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
| 34. | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
| 35. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
| 36. | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
| 37. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
| 38. | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. |
| 39. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
| 40. | Совершенствование воображения. Ребусы. |
| 41. | Развитие наглядно-образного мышления. Задание по перекладыванию спичек. |
| 42. | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. |
| 43. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
| 44. | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. |
| 45. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
| 46. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. |
| 47. | Развитие способности рассуждать |
| 48. | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
| 49. | Развитие аналитических способностей |
| 50. | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
| 51. | Развитие способности рассуждать. |
| 52. | Развитие логического мышления. Развитие аналитических способностей |
| 53. | Обучение поиску закономерностей. |
| 54. | Совершенствование воображения. Ребусы. |
| 55. | Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. |
| 56. | Развитие концентрации и быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. |
| 57. | Развитие способности рассуждать и аналитических способностей. |
| 58. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. |
| 59. | Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей. |
| 60. | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
| 61. | Тренировка зрительной памяти. Развитие способности рассуждать. |
| 62. | Развитие аналитических способностей. |
| 63. | Тренировка зрительной памяти. Развитие способности рассуждать. |
| 64. | Совершенствование мыслительных операций. Задания по перекладыванию спичек. |
| 65. | Развитие логического мышления. Развитие аналитических способностей. |
| 66. | Обучение поиску закономерностей. Ребусы. |
| 67. | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. |
| 68. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года |
Тематическое планирование занятий "Развитие познавательных способностей" в 3 классе
| № занятия | Развиваемые способности |
| 1. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. |
| 2. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. |
| 3. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. |
| 4. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. |
| 5. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. |
| 6. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
| 7. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. |
| 8. | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. |
| 9. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. |
| 10. | Тренировка слуховой памяти. Игра «Повтори предметы». Развитие мышления. |
| 11. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. |
| 12. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
| 13. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
| 14. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. |
| 15. | Тренировка внимания. Развитие мышления. |
| 16. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Игра «Что изменилось», Развитие мышления. |
| 17. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. |
| 18. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Игра «Продолжи ряд». |
| 19. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. |
| 20. | Развитие аналитических способностей. Выделение существенных признаков. Совершенствование мыслительных операций. |
| 21. | Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
| 22. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
| 23. | Тренировка внимания. Развитие мышления. |
| 24. | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. |
| 25. | Тренировка слуховой памяти. Игра «Повтори сначала». Развитие мышления. |
| 26. | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
| 27. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
| 28. | Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
| 29. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. |
| 30. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. |
| 31. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. |
| 32. | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
| 33. | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
| 34. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. |
| 35. | Тренировка внимания. Развитие мышления. |
| 36. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. |
| 37. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. |
| 38. | Тренировка зрительной памяти. Игра «Что изменилось». Развитие мышления. |
| 39. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
| 40. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
| 41. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. |
| 42. | Тренировка концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. |
| 43. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. |
| 44. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. |
| 45. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. |
| 46. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
| 47. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. |
| 48. | Тренировка внимания. Развитие мышления. |
| 49. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. |
| 50. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. |
| 51. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. |
| 52. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. |
| 53. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. |
| 54. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. |
| 55. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
| 56. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. |
| 57. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. |
| 58. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. |
| 59. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. |
| 60. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. |
| 61. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
| 62. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. |
| 63. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. |
| 64. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. |
| 65. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. |
| 66. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. |
| 67. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
| 68. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года |
Тематическое планирование занятий "Развитие познавательных способностей" в 4 классе
| № занятия | Развиваемые способности |
| Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | |
| Развитие концентрации внимания. | |
| 3. | Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
| Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | |
| 5. | Развитие умения решать нестандартные задачи |
| Тренировка слуховой памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи | |
| 7. | Совершенствование мыслительных операций. |
| 8. | Развитие умения решать нестандартные задачи |
| Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | |
| Развитие логического мышления. | |
| 11. | Обучение поиску закономерностей. |
| 12. | Развитие умения решать нестандартные задачи |
| Совершенствование воображения. | |
| 14. | Развитие наглядно-образного мышления. |
| 15. | Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. |
| Развитие быстроты реакции. | |
| 17. | Совершенствование мыслительных операций. |
| 18. | Развитие умения решать нестандартные задачи |
| 19. | Развитие концентрации внимания. |
| 20. | Совершенствование мыслительных операций. |
| 21. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. |
| Развитие умения решать нестандартные задачи. | |
| 23. | Тренировка слуховой памяти. |
| 24. | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
| 25. | Развитие логического мышления. |
| 26. | Обучение поиску закономерностей. |
| 27. | Совершенствование воображения. |
| 28. | Развитие наглядно-образного мышления. |
| 29. | Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. |
| 30. | Развитие быстроты реакции. Развитие умения решать нестандартные задачи |
| 31. | Развитие концентрации внимания. |
| Совершенствование мыслительных операций. | |
| 33. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. |
| 34. | Тренировка слуховой памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи |
| 35. | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
| 36. | Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи |
| 37. | Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи |
| 38. | Совершенствование воображения. |
| 39. | Развитие наглядно-образного мышления. |
| 40. | Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. |
| 41. | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. |
| 42. | Тренировка концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи |
| 43. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. |
| 44. | Тренировка слуховой памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи |
| 45. | Тренировка зрительной памяти. |
| 46. | Совершенствование мыслительных операций. |
| 47. | Развитие умения решать нестандартные задачи |
| 48. | Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи |
| 49. | Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи |
| 50. | Совершенствование воображения. |
| 51. | Развитие наглядно-образного мышления. |
| 52. | Ребусы. Задания по перекладыванию спичек |
| 53. | Развитие быстроты реакции и мышления. Совершенствование мыслительных операций. |
| 54. | Тренировка концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи |
| 55. | Совершенствование мыслительных операций. |
| 56. | Развитие умения решать нестандартные задачи |
| 57. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. |
| 58. | Тренировка слуховой памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи |
| 59. | Развитие умения решать нестандартные задачи. |
| 60. | Тренировка зрительной памяти. |
| 61. | Совершенствование мыслительных операций. |
| 62. | Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
| 63. | Обучение поиску закономерностей. |
| 64. | Развитие умения решать нестандартные задачи |
| 65. | Совершенствование воображения |
| 66. | Развитие наглядно-образного мышления. |
| 67. | Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. |
| 68. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года |
Учебно – методическая литература для учителя
1. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова (и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.
3. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/Методическое пособие 1-4 классы.- М.: РОСТ книга.