80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
60-80% - уровень выше среднего;
50-60% - средний уровень;
30-50% - уровень ниже среднего;
меньше 30% - низкий уровень.
Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблиц 1 и 2, в которые заносятся результаты, полученные после проверки выполнения детьми заданий на занятиях № 1 и № 66 (№68). Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяется динамика роста познавательных способностей ребят.
Тематическое планирование занятий "Развитие познавательных способностей" в 1 классе
№ занятия | Развиваемые способности |
1. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) |
2. | Развитие концентрации внимания. Графический диктант. |
3. | Тренировка внимания. |
4. | Развитие мышления. Графический диктант. |
5. | Тренировка слуховой памяти. |
6. | Развитие мышления. Графический диктант. |
7. | Тренировка зрительной памяти. |
8. | Развитие мышления. Графический диктант. |
9. | Развитие аналитических способностей. |
10. | Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
11. | Совершенствование воображения. |
12. | Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
13. | Развитие логического мышления. |
14. | Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
15. | Развитие концентрации внимания. |
16. | Развитие мышления. Графический диктант. |
17. | Развитие внимания. Графический диктант. |
18. | Развитие слуховой памяти. |
19. | Развитие мышления. Графический диктант. |
20. | Тренировка зрительной памяти. |
21. | Развитие мышления. Графический диктант. |
22. | Развитие аналитических способностей. |
23. | Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
24. | Развитие концентрации внимания. |
25. | Развитие логического мышления. |
26. | Развитие зрительной памяти. Графический диктант. |
27. | Тренировка внимания. |
28. | Развитие мышления. Графический диктант. |
29. | Тренировка слуховой памяти. Графический диктант |
30. | Развитие мышления. |
31. | Тренировка зрительной памяти. |
32. | Развитие мышления. Графический диктант. |
33. | Совершенствование воображения. Графический диктант. |
34. | Развитие аналитических способностей. |
35. | Совершенствование мыслительных операций. |
36. | Развитие логического мышления. Графический диктант. |
37. | Совершенствование воображения. |
38. | Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
39. | Совершенствование воображения. Графический диктант. |
40. | Развитие логического мышления. Графический диктант |
41. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. |
42. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
43. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. |
44. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
45. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
46. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
47. | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
48. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. |
49. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
50. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. |
51. | Графический диктант. |
52. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. |
53. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
54. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
55. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
56. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. |
57. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
58. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. |
59. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
60. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
61. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
62. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. |
63. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
64. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
65. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
66. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. |
Тематическое планирование занятий "Развитие познавательных способностей" во 2 классе
№ занятия | Развиваемые способности |
1. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. |
2. | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. |
3. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
4. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. |
5. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
6. | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
7. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
8. | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
9. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
10. | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. |
11. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
12. | Совершенствование воображения. Ребусы. |
13. | Развитие наглядно-образного мышления. Задание по перекладыванию спичек. |
14. | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. |
15. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
16. | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. |
17. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
18. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. |
19. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
20. | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
21. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
22. | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
23. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
24. | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. |
25. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
26. | Совершенствование воображения. Ребусы. |
27. | Развитие наглядно-образного мышления. Задание по перекладыванию спичек. |
28. | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. |
29. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
30. | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. |
31. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
32. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. |
33. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
34. | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
35. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
36. | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
37. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
38. | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. |
39. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
40. | Совершенствование воображения. Ребусы. |
41. | Развитие наглядно-образного мышления. Задание по перекладыванию спичек. |
42. | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. |
43. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
44. | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. |
45. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
46. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. |
47. | Развитие способности рассуждать |
48. | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
49. | Развитие аналитических способностей |
50. | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
51. | Развитие способности рассуждать. |
52. | Развитие логического мышления. Развитие аналитических способностей |
53. | Обучение поиску закономерностей. |
54. | Совершенствование воображения. Ребусы. |
55. | Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. |
56. | Развитие концентрации и быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. |
57. | Развитие способности рассуждать и аналитических способностей. |
58. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. |
59. | Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей. |
60. | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
61. | Тренировка зрительной памяти. Развитие способности рассуждать. |
62. | Развитие аналитических способностей. |
63. | Тренировка зрительной памяти. Развитие способности рассуждать. |
64. | Совершенствование мыслительных операций. Задания по перекладыванию спичек. |
65. | Развитие логического мышления. Развитие аналитических способностей. |
66. | Обучение поиску закономерностей. Ребусы. |
67. | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. |
68. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года |
Тематическое планирование занятий "Развитие познавательных способностей" в 3 классе
№ занятия | Развиваемые способности |
1. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. |
2. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. |
3. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. |
4. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. |
5. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. |
6. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
7. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. |
8. | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. |
9. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. |
10. | Тренировка слуховой памяти. Игра «Повтори предметы». Развитие мышления. |
11. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. |
12. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
13. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
14. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. |
15. | Тренировка внимания. Развитие мышления. |
16. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Игра «Что изменилось», Развитие мышления. |
17. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. |
18. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Игра «Продолжи ряд». |
19. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. |
20. | Развитие аналитических способностей. Выделение существенных признаков. Совершенствование мыслительных операций. |
21. | Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
22. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
23. | Тренировка внимания. Развитие мышления. |
24. | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. |
25. | Тренировка слуховой памяти. Игра «Повтори сначала». Развитие мышления. |
26. | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
27. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
28. | Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
29. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. |
30. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. |
31. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. |
32. | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
33. | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
34. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. |
35. | Тренировка внимания. Развитие мышления. |
36. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. |
37. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. |
38. | Тренировка зрительной памяти. Игра «Что изменилось». Развитие мышления. |
39. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
40. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
41. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. |
42. | Тренировка концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. |
43. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. |
44. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. |
45. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. |
46. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
47. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. |
48. | Тренировка внимания. Развитие мышления. |
49. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. |
50. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. |
51. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. |
52. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. |
53. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. |
54. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. |
55. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
56. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. |
57. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. |
58. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. |
59. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. |
60. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. |
61. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
62. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. |
63. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. |
64. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. |
65. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. |
66. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. |
67. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
68. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года |
Тематическое планирование занятий "Развитие познавательных способностей" в 4 классе
№ занятия | Развиваемые способности |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | |
Развитие концентрации внимания. | |
3. | Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | |
5. | Развитие умения решать нестандартные задачи |
Тренировка слуховой памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи | |
7. | Совершенствование мыслительных операций. |
8. | Развитие умения решать нестандартные задачи |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | |
Развитие логического мышления. | |
11. | Обучение поиску закономерностей. |
12. | Развитие умения решать нестандартные задачи |
Совершенствование воображения. | |
14. | Развитие наглядно-образного мышления. |
15. | Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. |
Развитие быстроты реакции. | |
17. | Совершенствование мыслительных операций. |
18. | Развитие умения решать нестандартные задачи |
19. | Развитие концентрации внимания. |
20. | Совершенствование мыслительных операций. |
21. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. |
Развитие умения решать нестандартные задачи. | |
23. | Тренировка слуховой памяти. |
24. | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
25. | Развитие логического мышления. |
26. | Обучение поиску закономерностей. |
27. | Совершенствование воображения. |
28. | Развитие наглядно-образного мышления. |
29. | Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. |
30. | Развитие быстроты реакции. Развитие умения решать нестандартные задачи |
31. | Развитие концентрации внимания. |
Совершенствование мыслительных операций. | |
33. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. |
34. | Тренировка слуховой памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи |
35. | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
36. | Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи |
37. | Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи |
38. | Совершенствование воображения. |
39. | Развитие наглядно-образного мышления. |
40. | Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. |
41. | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. |
42. | Тренировка концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи |
43. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. |
44. | Тренировка слуховой памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи |
45. | Тренировка зрительной памяти. |
46. | Совершенствование мыслительных операций. |
47. | Развитие умения решать нестандартные задачи |
48. | Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи |
49. | Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи |
50. | Совершенствование воображения. |
51. | Развитие наглядно-образного мышления. |
52. | Ребусы. Задания по перекладыванию спичек |
53. | Развитие быстроты реакции и мышления. Совершенствование мыслительных операций. |
54. | Тренировка концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи |
55. | Совершенствование мыслительных операций. |
56. | Развитие умения решать нестандартные задачи |
57. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. |
58. | Тренировка слуховой памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи |
59. | Развитие умения решать нестандартные задачи. |
60. | Тренировка зрительной памяти. |
61. | Совершенствование мыслительных операций. |
62. | Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
63. | Обучение поиску закономерностей. |
64. | Развитие умения решать нестандартные задачи |
65. | Совершенствование воображения |
66. | Развитие наглядно-образного мышления. |
67. | Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. |
68. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года |
Учебно – методическая литература для учителя
1. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова (и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.
3. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/Методическое пособие 1-4 классы.- М.: РОСТ книга.