Историческая наука в годы второй




Историческая наука в годы второй


 

мировой войны. С начала второй миро­вой войны историки, воодушевленные первыми крупными успехами Германии, с удвоенной энергией принялись обосновы­вать и развивать идею немецкой культур­ной миссии в Европе. В 1940 г. в "Истори­ческом журнале" появилась программная статья В. Франка "Немецкие науки о духе во время войны", где было заявлено, что после победы Германии в новой "Великой империи" науки о духе займут в табели о рангах приоритетное положение. Они призваны, по словам Франка, отбросить все прежние никчемные ценности и соз­дать современные ориентиры, воспиты­вающие совершенно нового человека гря­дущего.

Историки стремились также осмыслить опыт прошлой войны, чтобы избежать ее ошибок. В 1939 г. появилась капитальная двухтомная работа А. Вегерера "Начало мировой войны", "в которой подробней­шим образом излагались все перипетии июльского кризиса 1914 г. Но из такого скрупулезного исследования автор делал ничего не говорящий вывод о том, что войну предопределила "судьба". Единст­венными виновниками войны Вегерер объявил Сербию и подстрекавшую ее Рос­сию, отметив, впрочем, что большая доля ответственности лежит на провокационно ведущей себя Франции. Примечательным образом автор не упоминал о роли Вели­кобритании, что было связано с надежда­ми гитлеровской верхушки на возможное установление союза с Англией.

В противоположность этому Риттер в книге "Государство силы и утопия"36 за­нял четкую антианглийскую позицию, которая настолько отвечала духу нацист­ской пропагандистский машины, что, не­смотря на войну, книга в 1943 г. вышла сразу третьим и четвертым изданиями. Риттер исходил из геополитической трак­товки принципиальной противоположно­сти германского "континентального" и британского "островного" мышления.


 


34 Neumann F. Behemoth. The Structure and Prac-zice of National Socialism. London, N. Y., 1942.

Ibid., p. 214.


 

36 Ritter G. Machtstaat und Utopie. Munchen-Berlin, 1940.



верия и опасения всей Европы в отноше­нии Пруссо-Германской империи. В итоге, Германия оказалась центром раздражения, и август 1914 года был естественным следствием всего развития.

В 1942 г. одновременно в Лондоне и Нью-Йорке вышла одна из интереснейших работ, посвященных национал-социалистскому режиму - "Бегемот", соз­данная социал-демократом Францем Нойманом (1900-1954)34: На немецком языке книга была опубликована только много лет спустя, в 1977 г.

Это была попытка проследить взаимо­связь политического и социально-экономического структурного развития, приведшего к национал-социализму как явлению капиталистического общества. Написанная на базе большого фактическо­го материала, обширной статистике и прессе книга Поймана трактовала Третью империю как результат развития экономи­ки и общества в эпоху монополистическо­го капитализма. По своей социально-экономической природе нацизм представ­лял собой, по оценке Поймана, тоталитар­ный монополистический капитализм. Он (капитализм) являлся одним из четырех структурных элементов нового режима;

тремя другими выступают нацистская партия, армия и государственный аппарат. Между этими элементами существуют значительные противоречия, но, в конеч­ном счете, они представляют собой звенья единого целого. Важен был основной вы­вод автора - в нацистской Германии нет революционного разрыва с прошлым, как утверждала официозная пропаганда, в ней существует "частно-капиталистическая экономика, регулируемая тоталитарным государством"35. Образно само название книги Поймана, оставившей глубокий след в историографии фашизма, "Бегемот" - сильное, тупое и злобное животное как символ германского нацизма.

Историческая наука в годы второй


 

мировой войны. С начала второй миро­вой войны историки, воодушевленные первыми крупными успехами Германии, с удвоенной энергией принялись обосновы­вать и развивать идею немецкой культур­ной миссии в Европе. В 1940 г. в "Истори­ческом журнале" появилась программная статья В. Франка "Немецкие науки о духе во время войны", где было заявлено, что после победы Германии в новой "Великой империи" науки о духе займут в табели о рангах приоритетное положение. Они призваны, по словам Франка, отбросить все прежние никчемные ценности и соз­дать современные ориентиры, воспиты­вающие совершенно нового человека гря­дущего.

Историки стремились также осмыслить опыт прошлой войны, чтобы избежать ее ошибок. В 1939 г. появилась капитальная двухтомная работа А. Вегерера "Начало мировой войны", "в которой подробней­шим образом излагались все перипетии июльского кризиса 1914 г. Но из такого скрупулезного исследования автор делал ничего не говорящий вывод о том, что войну предопределила "судьба". Единст­венными виновниками войны Вегерер объявил Сербию и подстрекавшую ее Рос­сию, отметив, впрочем, что большая доля ответственности лежит на провокационно ведущей себя Франции. Примечательным образом автор не упоминал о роли Вели­кобритании, что было связано с надежда­ми гитлеровской верхушки на возможное установление союза с Англией.

В противоположность этому Риттер в книге "Государство силы и утопия"36 за­нял четкую антианглийскую позицию, которая настолько отвечала духу нацист­ской пропагандистский машины, что, не­смотря на войну, книга в 1943 г. вышла сразу третьим и четвертым изданиями. Риттер исходил из геополитической трак­товки принципиальной противоположно­сти германского "континентального" и британского "островного" мышления.


 


34 Neumann F. Behemoth. The Structure and Prac-zice of National Socialism. London, N. Y., 1942.

35 Ibid., p. 214.


 

36 Ritter G. Machtstaat und Utopie. Munchen-Berlin, 1940.



(1945). "Новый курс" Рузвельта, опирав­шегося на широкую демократическую коалицию, осуществил посредством раз­ностороннего государственного регулиро­вания серию прогрессивных социальных реформ в интересах американского наро­да, способствовавших существенному преобразованию классического капита­лизма. Вместе с тем по мере развертыва­ния социальных мероприятий "нового курса" многие деятели либеральной и да­же радикальной интеллигенции, среди них и критически мыслящие историки, стали усматривать в политике Рузвельта средст­во ликвидации всех бед капитализма; По­добная оценка "нового курса" не могла не повлиять на их ретроспективное видение американского прошлого: успехи либе­рально-реформистской политики Рузвель­та и нью-дилеров высветили в их сознании исторический путь США как прогресси­рующее утверждение идеалов демократии и "социально-ответственного государст­ва". Во второй половине 30-х годов про­исходит переход с критических на аполо­гетические позиции в освещении истории США таких признанных лидеров либе­ральной историографии как Ч. Бирд, А. Шлезингер-старший, Л. Хэкер.

Состояние исторической науки. Для межвоенного периода характерна проти­воречивость методологических основ ис­торической науки. Релятивизм, отрицание объективности исторического познания, проявившиеся в выступлениях отдельных историков еще в начале 1900-х годов, по­лучили дальнейшее развитие. Значитель­ную роль при этом играла философия прагматизма.

Одним из наиболее влиятельных вари­антов прагматизма стал так называемый инструментализм, создателем которого был видный американский философ Джон Дьюи. Гносеология Дьюи основана на рассмотрении научных понятий лишь как "инструментов", истинность которых все­цело определяется их практической по­лезностью. Констатируя неизбежную за­висимость исторической науки от полити­ческих течений современности, Дьюи ин­


терпретирует это с позиций релятивизма и делает вывод о невозможности объектив­ного исторического познания прошлого.

Видные американские историки обра­щаются также к идеям европейских нео­кантианцев - В. Виндельбанда, Г. Риккерта и других, выдвинувших положение о принципиальном различии между методо­логией естественных и общественных на­ук и утверждавших, что в истории невоз­можно установление общих законов, что цель познания - лишь описание отдельных неповторяющихся событий.

В своих выступлениях в 20-х годах и президентском обращении к Американ­ской исторической ассоциации в 1931 г. известный историк К. Беккер выдвинул тезис, что представления любого человека об истории ничем принципиально не от­личаются от научной истории и что объек­тивной истории быть не может вообще, ибо история - это "акт мысли", которая творит историю сообразно интересам со­временности. Подобные взгляды были развиты влиятельными историками - пре­зидентами Американской исторической ассоциации Ч. Бирдом, Г. Боултоном, У. Доддом. Они подвергли критике истори­ческую терминологию, объявили "симво­лами", продуктами сознания историка та­кие понятия, как закономерность общест­венного развития, причинность явлений и т.д.

Результатом скептического отношения к возможностям познания явилось также возрождение взглядов на историю как на искусство, в котором решающая роль принадлежит творческому воображению историка. Видное место в исторической литературе занял жанр литературно-исторической биографии.

И все же ведущие позиции в американ­ской исторической науке сохраняла мето­дология позитивизма. Релятивизм еще не внедрился в практику исторических ис­следований, и позитивистская теория мно­гих "равноправных факторов" определяла подход большинства историков к изуче­нию прошлого. В конце 20-х и начале 30-х годов экономическая и социальная исто-



рия заняла важное место в американской историографии. Усиление внимания к этой проблематике происходило под влиянием целого ряда факторов - эконо­мического развития страны, роста рабоче­го движения и внутренней эволюции по­зитивистского направления.

Новые внутри- и внешнеполитические задачи, вставшие перед американским обществом, привели к расширению соци­альной функции исторической науки. Зна­чительно укрепились ее организационные основы. Активизирует свою деятельность Американская историческая ассоциация; в этот период к ней примыкают объедине­ния местных исторических обществ, число которых возросло к 1945 г. до 833. На ежегодных общих собраниях ассоциации и на заседаниях ее секций обсуждались важнейшие проблемы новой и новейшей истории США и методологические вопро­сы. Свидетельством роста авторитета Ис­торической ассоциации было участие ее представителей в работе Совета по иссле­дованиям в области социальных наук и Американском совете научных обществ.

Стремление оказывать влияние на ши­рокие круги читателей и специализация научных интересов привели к появлению ряда сводных работ по истории США, в создании которых приняли участие боль­шие группы ученых. Важнейшие из них -"Хроники Америки" (50 т., 1918-1921) и "История американской жизни" (12 т., 1927 -1948)', уделившая много места со­циальной и культурной истории.

После первой мировой войны в США значительно выросло число исторических журналов. С 1918 г. начал выходить жур­нал "Испано-американское обозрение", ("Hispanic-American Historical Review") посвященный истории Латинской Амери­ки, с 1929 г. - "Журнал новой истории", ("Journal of Modern History") целью кото­рого было стимулировать изучение новой истории европейских стран, с 1935 г. -"Журнал истории Юга" ("Journal of Southern History") и др. К 1945 г. в США издавалось 86 исторических журналов.

' "The Chronicles of America Series", ed. by A. Johnson, w. 1-50. New Haven, 1918-1921;"History of American Life", ed. by D. Fox, A. M. Schlesinger, w. 1-12. New York, 1927-1948.


 

Под влиянием общественно-политической практики и в результате развития исторической науки расширялась проблематика исторических исследова­ний.

Рост конкретно-исторических знаний был во многом связан с расширением ис-точниковой базы американской историо­графии, совершенствованием методики изучения и публикации источников, улучшением постановки архивного дела. Широкий размах получили энциклопеди­ческие издания и справочно-библиографическая служба2. В связи с практическими нуждами правительства США важнейшими центрами хранения рукописей и документов стали Нацио­нальный архив в Вашингтоне, основанный в 1934 г. и рукописный отдел Библиотеки конгресса. Богатые коллекции документов были сосредоточены при крупных универ­ситетах (при Висконсинском - документы по истории рабочего движения, Йельском и Стэнфордском университетах по исто­рии первой мировой войны и т.д.) и мест­ных исторических обществах. В период между двумя мировыми войнами в США были предприняты крупные издания до­кументов (важную роль в этом деле играла Национальная комиссия по историческим публикациям).

Либерально-реформистское ("про-грессистское") направление. Одно из

2 "Dictionary of American Biography", ed. by A. Johnson, w. 1-22. New York, 1928-1944; "Dic­tionary of an American History", ed. J. Adams, w. 1-5. New York, 1940; "Encyclopedia of the Social Science", ed. E. Selign, w. 1-15, New York, 1930-1934. Были изданы путеводители по американским и иностранным историческим архивам, путеводители по исторической литературе ("Guide to Historical Literature", ed. G. Dutcher, New York, 1931; "Guide to the Dip­lomatic History of the United States, 1775-1921", ed. by S. Bemis, G. Griffin. Washington, 1935).



ведущих мест в исторической науке заня­ло либерально-реформистское направле­ние, за которым закрепилось название "прогрессистской школы". Прогрессист-ская школа, с момента возникновения на рубеже XIX-XX вв. сосредоточившаяся на изучении экономических факторов и со­циальных конфликтов в истории США, достигла научной зрелости в 20-40-е гг., когда она стала признанным лидером ли­берально-демократической историогра­фии. Историки-прогрессисты Ч. О. Бирд, Л. М. Хэкер, А. М. Шлезингер-старший, Дж. Т. Адаме, К. Ван Вудворд создают крупные обобщающие труды по истории США. Эти труды имели серьезные отли­чия от общих работ по американской ис­тории, принадлежавших перу Дж. Бэн-крофта, Дж. Скулера, Дж. Мак Мастера и других ведущих историков XIX - начала XX в.: если последние стремились вме­стить в многотомные сочинения все имевшиеся в их распоряжении сведения по американской истории, воздвигая "Монблан" фактов, то историки-"прогрессисты" использовали фактиче­скую ткань для теоретического осмысле­ния исторического опыта США. Их исто­рическому синтезу был присущ ряд важ­ных нововведений.

Создавая синтетические полотна аме­риканской истории, историки-прогрессисты активно размышляли над связью прошлого США со всемирно-историческим процессом. Многие среди них ограничивались раскрытием непо­средственных отношений между истори­ческим развитием Америки и Европы, та­ких, например, как зависимость истории США колониального периода от процесса формирования капиталистических отно­шений и ранних буржуазных революций в Западной Европе, в первую очередь, в Англии. Но ведущие историки-прогрессисты пытались пойти дальше:

формулировали задачу выявления единой внутренней логики, общих закономерно­стей исторического развития США и все­мирно-исторического процесса. Так, Дж. Джеймсон стремился выявить типологи­


ческую общность Американской и Фран­цузской революций конца XVIII века; А. Шлезингер-старший охарактеризовал де­мократический подъем и приход к власти партии Э. Джексона в США в 1820-ые гг., революцию 1830 г. во Франции и установ­ление в ней буржуазной монархии, парла­ментскую реформу 1832 г. в Англии как общеисторическую фазу восхождения буржуазии; Ч. Бирд рассмотрел Граждан­скую войну в США 1860-х гг. как кон­кретно-историческую форму буржуазной революции.

Идею единства американского истори­ческого развития и всемирной истории наиболее последовательно развил А. Шле­зингер-старший. Этот историк, заявивший о себе в 1918 г., монографией "Колони­альные купцы и Американская револю­ция", обратился затем к обобщающим трудам, главным среди которых стала "Политическая и социальная история Со­единенных Штатов"3. "Чем дольше я изу­чаю историю Соединенных Штатов, - пи­сал Шлезингер, - тем больше убеждаюсь в единстве человеческой истории. Пять ве­дущих тенденций американского развития ни в коем случае не характеризуют уни­кальности Соединенных Штатов, а в рав­ной степени присущи истории Западной Европы рассматриваемого периода". В качестве пяти ведущих тенденций амери­канского и европейского исторического развития им были названы факторы, ха­рактеризующие становление и утвержде­ние буржуазного строя. Хотя выбраны они были весьма произвольно (наряду с, несо­мненно, важными, такими как введение машинного производства или образование нации, назывались и более частные факто­ры, например, развитие общественных школ, гуманитарные реформы, улучшение положения женщин и детей) и хотя Шле­зингер следовал позитивистской концеп­ции "равенства факторов", необычным было то, что он исходил из единства евро­пейской и американской истории, подчи-

3 Schlesinger A. М. Political and Social History of the United States. 1829-1925. N. У., 1925.



ценности ее определенным общеисториче­ским закономерностям. Это отличало его от историков, следовавших теории "аме­риканской исключительности".

Вместе с тем единство всемирно-исторического процесса толковалось ис­ториками-прогрессистами скорее с романтическо-идеалистических позиций:

высший смысл американской истории, как и истории других стран, заключался, со­гласно их концепции, в противоборстве "аристократического" и "демократическо­го" принципов, в движении от несвободы к свободе и равенству. И уже в противоре­чии с этой концепцией находилось после­довательное применение ими социально-экономического анализа при изучении конкретных проблем американской исто­рии. При этом историки-прогрессисты разделяли американское общество на два основных класса - привилегированную господствующую верхушку, с одной сто­роны, и приниженные социальные классы и слои от средней и мелкой буржуазии до пролетариата - с другой. Двучленную схе­му классового размежевания американ­ского общества на привилегированное меньшинство, присваивающее себе эко­номические, социальные и политические блага, и демократическое большинство, выступавшее за их перераспределение на справедливой основе, историки-прогрессисты использовали при изучении всех без исключения этапов американской истории.

В историческом синтезе прогрессист-ских историков были выделены три круп­ных периода американской истории: "ран­ний" - от образования колоний в Северной Америке до конца XVIII века; "средний" -до 1860-х гг.; "поздний" - до современных им событий. Каждый период американ­ской истории имел стержнем социальные конфликты между "верхами" и "низами", а венцом - общественно-политическое по­трясение. Кульминацией первого этапа исторического развития США была при­знана Война за независимость 1775-1783 гг., охарактеризованная как социально-политическая революция, второго - Граж­


данская война 1861-1865 гг., которая была определена как вторая американская рево­люция, наконец, в качестве финала третье­го этапа подразумевалась победа антимо­нополистических сил над всевластием монополий. Прогрессистская школа пер­вой в историографии США дала разносто­ронний анализ революционной, леворади-кальной и демократической традиций в американской истории, борьбы фермерст­ва, массовых антитрестовских движений, системы и методов социального господ­ства элиты на разных этапах прошлого США. Вместе с тем прогрессистским кон­цепциям были присущи противоречия и упрощения, обусловленные не в послед­нюю очередь методологическим эклек­тизмом. Признавая важную роль со­циальной борьбы в истории США, про­грессисты отводили в ней ведущую роль либерально-демократическим течениям среднего класса. Прогрессисты исходили из возможности безграничного развития демократии в Америке, а недвусмысленно характеристикой их мировоззрения было то, что многие из них восприняли "новый курс" Ф. Д. Рузвельта 30-х гг. в качестве третьей, "антимонополистической рево­люции" в США. Используемый ими метод "экономической интерпретации истории" применялся, как правило, при изучении непосредственных материальных мотивов различных профессиональных и имущест­венных групп, но не подкреплялся обоб­щающим анализом капиталистического способа производства.

Наибольших научных результатов ис­торики-прогрессисты добились в изучении "раннего" и "среднего" периодов амери­канской истории. В их исследованиях ко­лониального этапа (1606-1776 гг.) была раскритикована апологетическая концеп­ция о развитии американского общества как изначально образцовой демократии среднего класса. Прогрессистские истори­ки обнаружили разнообразные пережитки феодализма в центральных и южнь1х ко­лониях, показали', что недемократические принципы получили выражение в полити­ческом устройстве и религиозной жизни.



Принципиальное значение в развитии про-грессистской концепции колониальной истории США имела монография Дж. Адамса "Провинциальное общество"4. Джеймс Т. Адаме (1878-1949) доказал, что на всем протяжении колониальной истории шла социально-экономическая дифференциация общества, а возможности социальной мобильности оставались огра­ниченными.

В серии работ историков-прогрессистов (М. У. Джернигана, Л. Э. Смита и др.) впервые была исследована история законтрактованных белых слуг, европейских бедняков, продававших себя лендлордам и плантаторам Северной Аме­рики на срок от трех до семи лет. Они по­казали, что колониальная экономика в немалой мере основывалась на принуди­тельном труде негров и белых. К 1770 г. в качестве законтрактованных слуг (сервен-тов) было ввезено не менее 250 тыс. белых мужчин, женщин и детей и, кроме того, еще 250 тыс. негров-рабов. Смит с полным основанием утверждал, что от половины до двух третей всех белых иммигрантов составляли законтрактованные слуги, сер-венты по обязательству или осужденные преступники. Острые социальные контра­сты колониального периода,, послужили, по заключению историков-прогрессистов, важнейшей причиной революции 1775-1783гг.

В пику "имперской школе" историки-прогрессисты не уделяли сколько-нибудь пристального внимания антиколониаль­ному аспекту Американской революции. По их убеждению, важнейшую и даже главную сторону революции составлял вопрос о внутриполитических преобразо­ваниях в Северной Америке, по этой при­чине она характеризовалась как "внутрен­няя революция". Наибольший авторитет среди прогрессистских исследований революции завоевал Дж. Ф. Джеймсон. Джон Ф. Джеймсон (1850-1937) первым в историографии США поставил задачу

4 Adams J. Т. Provincial Society. 1690-1763. N. Y.,1927.


 

раскрыть типологическую общность Аме­риканской и Французской революций конца XVIII в. Исследование Джеймсона заключало в себе ряд необычных для не­марксистской историографии оценок Американской революции. Вопреки уко­ренившейся в историографии США оцен­ке Американской революции как полити­ческой и антиколониальной, а Француз­ской - как социальной, заменившей "ста­рый порядок" (феодальный) "новым" (буржуазным), Джеймсон называл обе революции социальными.

Социальный характер двух революций проявился, по Джеймсону, в том, что обе они в отличие от верхушечных "дворцо­вых" революций" были вызваны к жизни широкими движениями народных масс, являлись, по его определению, "популист­скими революциями". Обе революции преследовали цель изменить обществен­ные системы, имевшие схожие черты, отягченные феодальными правами в сис­теме землепользования, эксплуатацией подневольного труда, государственными религиями, аристократическими полити­ческими устройствами. К глубинным со­циальным преобразованиям революции Джеймсон относил уничтожение феодаль­ной фиксированной ренты (квит-ренты), отмену майората и неотчуждаемости зе­мельной собственности, конфискацию земель лоялистов и распродажу их не­большими участками5. Другой известный прогрессистский историк М. Дженсен рас­крыл глубину демократических политиче­ских требований низов в Американской революции, их воздействие на преобразо­вания в политической, религиозной, пра­вовой сферах6. Для многих прогрессист­ских историков было свойственно вместе с тем стремление утверждать, что демо-

5 Jameson J. F. The American Revolution

Considered as a Social Movement. Princeton,

1926.

6 Jensen М. The Articles of Confederation: An

interpretation of the Social-Constitutional History

of the American Revolution. 1774-1781, Madison,

1940.



кратические преобразования революции были ограничены на ее завершающем эта­пе, что получило отражение в конститу­ции 1787 г.

При изучении "среднего периода" аме­риканской истории прогрессисты сосредо­точивались на трех ее ключевых момен­тах: джефферсоновской демократии, охва­тывавшей первые 16 лет XIX в. (особенно президентство самого Джефферсона), джексоновской демократии и Граждан­ской войне. "Золотым веком" демократи­ческих реформ в США при этом призна­валось президентство Э. Джексона (1829-1837 гг.). Свое классическое воплощение прогрессистская концепция джексонов­ской демократии получила в монографии А. Шлезингера-младшего, увидевшей свет в 1945 году7. Рассматривая джексонов-скую демократию как продукт двух соци­альных факторов - уравнительно - инди­видуалистического духа западной грани­цы и рабочего движения восточных шта­тов, Шлезингер-младший в наиболее пол­ной мере по сравнению с предшественни­ками выявил активную роль рабочих в демократических преобразованиях 30-х гг. XIX в. Привлеченный им для освещения этого вопроса богатейший фактический материал служил обоснованию характер­ного для прогрессиста, но уязвимого для критики вывода о глубоко народном, "ан­тикапиталистическом" характере джексо­новской демократии (вопрос о ее социаль­ной сущности Шлезингер-младший под­менял вопросом о ее массовой базе). Он доказывал также, что ни профсоюзы, ни весьма многочисленные рабочие партии 20-30-х гг. прошлого века не были в со­стоянии выразить интересы пролетариата и что это оказалось под силу только демо­кратической партии во главе с Э. Джексо­ном. Политический характер выводов Шлезингера-младшего в наибольшей сте­пени выявлялся в заключительных главах, протягивавших нить между реформами Э. Джексона и Ф. Д. Рузвельта и идеализиро-

7 Schlesinger A. M., Jr. The Age of Jackson. Bos­ton, 1945.


 

вавших либерально-реформистские мето­ды общественных преобразований на ос­нове широкой левоцентристской коалиции под руководством демократической пар­тии США.

Новые подходы были развиты в иссле­дованиях прогрессистских историков, по­священных истории рабства и Граждан­ской войны. Родоначальник прогрессист-ской школы Ф. Д. Тернер считал рабство побочным продуктом социально-экономического развития США и не при­давал его изучению самостоятельного значения, другие историки-прогрессисты в начале XX в. так же не уделили внимания эпохе Гражданской войны. Фактически только в 20-е годы эта проблематика была поставлена во весь рост прогресси-стскими авторами, при этом наиболее ори­гинальные и плодотворные концепции были развиты Чарлзом О. Бирдом (1874-1948) и Артуром M. Шлезингером- старшим (1888-1965). В их трудах раскрыт глубокий исторический парадокс: разви­тие связей плантационного рабства с ка­питалистическим рынком сопровождалось усилением его несовместимости с про­мышленным капитализмом Северо-Востока. Историки-прогрессисты, призна­вая наличие капиталистических черт у плантационного рабства и даже используя. в отношении его определение "хлопковый капитализм", безусловно, не отождествля­ли его с капиталистической системой (хо­тя и не давали убедительного определения соотношения капиталистических и нека­питалистических начал плантационного рабства, называя его "полуфеодальным, полукапиталистическим").

И Бирд, и Шлезингер в отличие от большинства американских историков рассматривали Гражданскую войну не как историческую аномалию, а как законо­мерность, обусловленную социально-экономической и политической несовмес­тимостью капиталистического Северо-Востока и рабовладельческого Юга. Бирд определял капиталистический Северо-Восток и рабовладельческий Юг как "ан­тагонистические системы", а фундамен-




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: