Упражнение «След».
У всех нас за плечами огромный опыт, можно вспомнить так много интересного, яркого, забавного. Если мысленно вернуться к началу учебного года, пробежаться по дням и месяцам и отобразить на симпатичной картинке (след), где «наследили» Вы своим присутствием, что сделали значительного, нужного, а затем прикрепить свой след на нашей дорожке.
Вот она, единственно верная дорога,
Которую ты выбрал не случайно,
И потому пройти ее с терпеньем,
Прогнать все страхи и отчаянье,
(Ведь не всегда сопутствуют удачи),
Явить любви и мудрости уменье –
Вот главная твоя в пути задача.
Итак, наш разговор пойдет о том, как явить пример мудрости и эмоциональной стабильности, гибкости для людей, с которыми мы общаемся постоянно: детьми, коллегами, соседями и просто знакомыми.
В современной школе нужен учитель открытый, обаятельный, добрый, внимательный к другим, влюбленный в свою работу. Эмоциональный фактор при обучении играет важную роль. При хорошем настроении работоспособность и учителя, и ученика повышается.
«На уроке мне нравится, когда у учителя хорошее настроение, все тихо, спокойно», «учитель владеет классом, учитель любит нас»; «на уроке мне не нравится сарказм учителя, когда на нас кричат».
«Когда ко мне подходит учитель: чувствую страх; я начина нервничать; сердце екает, это значит, что мне конец, мое состояние зависит от настроения учителя» – эти состояния учащихся есть результат эмоциональной гибкости или негибкости учителя.
Исследований в этой области много. Среди качеств, которые должны определять допуск к профессии учителя, выделяют «эмоциональную зрелость и уравновешенность», эмоциональную гибкость.
|
В этой связи представляют интерес уровни профессиональной компетенции, выделенные Р. Каркуффом в зависимости от того, насколько полно и грамотно учитель проявляет собственные чувства и отражает чувства учеников:
Уровни профессиональной компетенции.
1. Самый низкий уровень квалификации. | В этом случае учитель: игнорирует эмоциональные проявления своих учеников, вызывая тем самым их враждебность, его собственные высказывания не соответствуют чувствам, он не искренен, за исключением тех случаев, когда осуждает или ругает кого-то. |
2. Второй уровень квалификации. | В этом случае учитель: реагирует не на истинные чувства ученика, а на те, которые он сам ему приписывает; в высказываниях иногда бывает искреннем, но эмоции старается не обнаруживать. |
3. Третий уровень квалификации. | В этом случае учитель: реагирует на поверхностные чувства ученика, но делает это довольно точно и часто; не боится выражать чувства и положительные, и отрицательные, но не подтверждает этого словесными высказываниями (выражает чувства невербально). |
4. Четвертый уровень квалификации. | В этом случае учитель: реагирует на скрытые, глубинные чувства ученика, помогая ему осознавать, почему он чувствует то, что он чувствует; дает искреннюю реакцию как на вербальном, так и на невербальном уровне; причем – реакция не унижает чувства собственного достоинства ученика. |
Педагог, по мнению Н.Д. Левитова, должен следить за своим психическим состоянием, так как от него, во-первых, зависит успех учебно-воспитательной работы, а, во-вторых, оно отражается на детях, которые склонны к подражанию. Это относится ко всем учащимся и, особенно к младшим школьникам. От учителя требуются самообладание и самоконтроль; сосредоточенность на содержании учебного материала, который должен быть усвоен детьми, и логике организации совместной деятельности на уроке; сохранение состояния бодрости; умение управлять своим вниманием; тонкое понимание ученика; умение жить его жизнью, не теряя при этом свое педагогическое достоинство.
|
Интересны данные, полученные в ходе эксперимента с разными категориями людей, представителями различных профессий. Получается, что степень эмоциональной устойчивости учителей ниже, чем летчиков, инженеров-конструкторов.
Профессии | Эмоциональная устойчивость (в баллах) |
Летчики | 64,3 |
Студенты физического факультета | 64,3 |
Инженеры-конструкторы | 63,6 |
Учителя 1 год работы | 52,5 |
Учителя со стажем | 45,8 |
Больные неврозом | 45,7 |
Низкий показатель эмоциональной устойчивости дает основания считать, что у учителей часто бывают конфликты (по разным причинам) с окружающими. Все это ведет к негативным последствиям, к возможности формирования у учителей таких свойств личности, как несдержанность, неуверенность в своих силах, тревожность. У молодых учителей степень социальной адаптации выше, чем у учителей со стажем; у многих учителей показатель степени социальной адаптации равен или даже ниже, чем у больных нервозом.
Способ преодоления трудностей во многом определяет поведение человека. Формы противостояния жизненным трудностям различны, в основе лежит способность правильно оценивать реальную ситуацию:
- Первые воспринимают случившееся как жизненный урок.
- Вторые сдерживают себя от нежелательных импульсивных реакций.
- Бронирование, под ним скрывается тщательно скрываемое озлобление или уныние.
- Для четвертых – это как своего рода благодеяние, выгода, приносящая удовлетворение.
II. Диагностический блок.
Изучение личностных качеств учителей с использованием теста, разработанного группой американских ученых, нами используется в варианте Н.В.Паниной.