Методика «Индекс жизненной удовлетворенности».




Инструкция:

«Вам предстоит ответить на вопросы методики о наиболее частых суждениях людей о своем настроении в разные периоды жизни. Прослушайте, пожалуйста, каждое суждение и отметьте, согласны вы с ним или нет. Для этого для каждого суждения обведите кружочком цифру, соответствующую подходящему ответу».

  1. Многое из того, что случилось в моей жизни, превзошло мои ожидания.
  2. Жизнь несет мне больше разочарований, чем большинство людей, которых я знаю.
  3. Я считаю, что в будущем меня ожидают увлекательные дела.
  4. Себе я пожелал (а) бы больше счастья в жизни.
  5. Сейчас я почти так же счастлив (а) как и в прежние годы.
  6. Мне приходится заниматься делами, которые по большой части скучны и не интересны.
  7. Сейчас я переживаю лучшие годы в моей жизни.
  8. Сейчас для меня наступили самые мрачные дни.
  9. Как и прежде я занимаюсь тем, что меня привлекает.
  10. С годами я ощущаю все большую усталость (от жизни).
  11. Ощущение возраста не беспокоит меня.
  12. Я наделал (а) в жизни значительно больше глупостей, чем сверстники.
  13. Я ничего не стал (а) бы изменят в своей жизни, даже если представилась бы такая возможность.
  14. Я, чаще, чем другие, нахожусь в подавленном состоянии.
  15. Я выгляжу лучше, чем большинство ровесников.
  16. Оглядываюсь на прожитые годы, могу сказать, что многое упустил (а) в жизни.
  17. Когда я оглядываюсь на прожитые годы, я испытываю чувства удовлетворения.
  18. Что ни говори, но с возрастом большинству людей жить становится сложнее.
  19. От жизни я получил (а) довольно много из того, чего ожидал (а).
  20. У меня есть планы, которые я намерен (а) осуществить в ближайшее время.

Подсчитывается общая сумма баллов по всем вопросам. Полученное значение и будет индексом жизненной удовлетворенности.

Чем выше индекс, тем выше степень удовлетворенности человека жизнью, тем ниже уровень эмоционального напряжения, ниже уровень тревожности, выше эмоциональная устойчивость, тем выше уровень удовлетворенности ситуацией и своей ролью в ней.

III. Психотехники на развитие эмоциональной гибкости.

Все участники делятся на мини-группы (3-4 человека). Каждая группа получает карточки с заданиями.

Моделирование ситуаций.

Задания для первой группы.

Упражнение 1 – «Мои положительные и отрицательные эмоции».

  1. Каждый участник группы в круге расскажет о своих «положительных» и «отрицательных» эмоциях: как часто они возникают, что является причиной их возникновения, какой (ая) «Я» в момент радости. Опишите свою группу, составив психологический портрет, и расскажите об особенностях своих положительных эмоций, состояний.
  2. Нарисовать настроение красками.

Задания для второй группы.

Упражнение 2 – «Мои эмоциональные состояния в школе».

  • Каждый участник группы рассказывает о том, какие эмоции чаще всего возникают в школе, причины их появления, как можно изменить свое состояние?

Результаты работы мини-группы обсуждаются, после чего учителя делятся своими впечатлениями.

Задание для третьей группы.

Упражнение 3 – «Экспрессивно-выразительные движения: мимика, взгляд, пантомима, походка».

  1. Каждому участнику дается карточка, на которой написано одно из эмоциональных состояний, которое он должен изобразить при помощи рук, лица, пантомимики, визуального контакта следующие эмоциональные состояния: радость, гнев, страх, страдания, счастье, удивление, а группа должна определить: какое эмоциональное состояние было продемонстрировано.
  2. Произнесите фразу «Я рада вас видеть в школе», стараясь при помощи интонации и других ритмико-интонационных сторон речи передать эмоциональное состояние (каждому участнику дается список эмоций, которые он должен продемонстрировать, говоря одну и ту же фразу – радость, удивление, восхищение, негодование и др.).

После выполнения упражнений все педагоги рассказывают о своих ощущениях, впечатлениях, возникших трудностях или их отсутствии.

IV. Заключение.

Каждый школьный день требует от учителя не только демонстрации профессиональных качеств, но и огромного эмоционального отклика, позитивного настроя, необходимость быть активным участником социума, а в общении с учениками стоит отвлечься от «позы учителя», стать необходимым им и как личность, и как учитель-профессионал. А это возможно в случае изменения учителем себя самого, умения и желания насыщать педагогическое общение положительными эмоциями и чувствами, контролируя свои отрицательные эмоции и создавая у себя необходимое творческое эмоциональное состояние.

Обратная связь.

Участникам семинара предлагается рассказать о своих мыслях, чувствах, состояниях, закончив предложение:

  • В ходе встречи я понял (а)...
  • Больше всего мне понравилось...
  • Мне не понравилось...
  • Я предлагаю в следующий раз...

 

Статистические данные последнего времени говорят о неуклонном росте числа детей, оставшихся без родительского попечительства. Особенно растет количество так называемых «социальных» сирот, детей, родители которых по тем или иным причинам лишены родительских прав.

Понятие сиротства, а на сегодняшний день и социального сиротства в самом широком его понимании, неотъемлемо в современной психологической науке и практике от понятия психической депривации [1, с. 19-23]. В контексте понимания причин, вызывающих психическую депривацию у детей, можно перечислить следующие обстоятельства:

- сенсорная недостаточность (сенсорная депривация у слепых, глухих, слепоглухих детей, а также у слабовидящих и слабослышащих воспитанников детских домов вследствие недостатка разнообразной сенсорной стимуляции);

- ограничение двигательной активности (двигательная депривация у детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, долго болеющих);

- длительная разлука с матерью или ее недостаточная привязанность к ребенку (материнская депривация у детей-сирот, у детей матерей-«отказниц»).

Единого «депривационного синдрома», по мнению многих исследователей, не существует, так как проявления психической депривации могут охватывать всю шкалу психических отклонений — от легких особенно-

стей психического реагирования до очень грубых нарушений развития интеллекта и характера [2, с. 19-23]. Вместе с тем отмечены и довольно характерные симптомы, симптомо-комплексы и синдромы, включающие:

- задержку и искажение интеллектуального развития;

- эмоциональные расстройства;

- волевые нарушения;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

- коммуникативные нарушения;

Глубина и тяжесть депривационных нарушений индивидуально различаются в зависимости от срока наступления депривационного воздействия: чем раньше наступает сиротство, тем тяжелее круг депривационых расстройств. Исследования показывают, что для детей-сирот раннего возраста наиболее характерными являются расстройства эмоциональной сферы, неравномерное отставание умственного развития с нарушениями становления речи [7,

5, 3]. Для детей-сирот, потерявших родителей в более позднем возрасте (после 3-х лет и старше), депривация складывается из патологических, личностных реакций, неравномерного умственного развития [9, с. 12-17].

Ранняя психическая депривация, набла-гоприятные условия содержания ребенка в дезинтегрированной семье, наследственная отягощенность в своей совокупности становятся теми факторами, которые обуславливают формирование личности детей-сирот [6, с. 51-53]. Помимо частых нарушений в интеллектуальном развитии, исследования от-

мечают выраженные нарушения в эмоционально-личностной сфере. Как правило, источником этих нарушений является ранняя депривация одной из базовых человеческих потребностей - потребности в любви, принятии и уважении. Последствия блокировки этой потребности разнообразны и, как правило, самым негативным образом отражаются на личностном развитии человека. Обеднен-ность эмоциональных переживаний, неспособность тонко дифференцировать свои чувства, а также распознавать чувства других людей характеризует этих детей.

Исследования отмечают также превалирование отрицательных эмоций над положительными [10, с. 19-23]. При этом у очень многих детей выявлено рассогласование между общей характеристикой себя и наиболее часто переживаемыми ими эмоциями. Так, дети утверждают, что они чаще всего веселые или добрые, но при этом очень подробно описывают свою злость, обиды и стыд, однако затрудняются при описании радости и гордости.

Злость и обида - особенно хорошо знакомые эмоциональные состояния для воспитанников детского приюта. Они возникают у них часто, по отношению к родителям, воспитателям, учителям, другим детям и проявляются в довольно выраженных агрессивных действиях. Переживания радости у воспитанников связаны чаще всего с физическим удовольствием - удовольствие от купания, от катания на велосипеде. Некоторые дети испытывают радость, когда у них есть деньги или когда им что-либо покупают. Встречаются и неожиданные переживания радости. Так, девочка рассказывает, что она радуется, если мама сначала побила, потом пожалела, а затем вместе они смеялись. Опыт общения не является для таких детей источником радостных переживаний.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: