Введение
Юнг увидел алхимию так, как никто до него и представить не мог. Алхимию по большей части считали историческим анахронизмом или относили ее только к эзотерике и оккультизму. Современники представляли алхимиков странными персонами, затворниками и отшельниками в своих лабораториях, безнадежно пытающимися превратить свинец в золото. Их процедуры считали бессмыслицей или, в лучшем случае, видели в них начало современной химической науки.
Юнг начинал с подобного отношения к алхимии, как он признался в «Воспоминаниях, сновидениях, размышлениях» (1963). Там он отмечает, что когда он впервые захотел познакомиться с алхимическими текстами, ему попался классический трактат Artis Auriferae Volumuna Duo (1593):
У меня эта книга лежала нетронутой почти два года. Время от времени я заглядывал в картинки и думал: «Мой Бог, какая бессмыслица! Это невозможно понять». (Юнг 1963: 204)
Однако когда его понимание выросло, он пришел к выводу, что алхимики говорили в символах о человеческой душе и больше работали с воображением, чем с физическими материалами. Золото, которое они хотели получить, было не обычным или вульгарным золотом, но aurum philosophicum, философским золотом (Юнг 1963). Они работали над созданием совершенного человека и совершенной природы. В 1952 в интервью на конференции общества Эранос Юнг сказал:
Алхимические процедуры были реальными, только эта реальность была не физической, а психологической. Лабораторными терминами алхимия изображает драму космическую и духовную. У великого опуса было две цели: спасение человеческой души и освобождение космоса. (Юнг, цитировано по МакГуир и Хал 1977: 228)
Это исследование привело алхимию в современную науку и стало началом психологии алхимии.
|
Увидеть алхимию как психологическое и символическое искусство – в этом главный научный прорыв Юнга и ключ к пониманию ее тайны. Исследование алхимии привело Юнга к тому, что он увидел в ней фундаментальный источник, основание и подтверждение своей психологии бессознательного. Влияние алхимии на его дальнейшую работу было настолько значимо, что «Добрая треть юнговских текстов прямо или косвенно касается алхимии. Она занимала его больше, чем другие его темы – типология, ассоциативный эксперимент, восточная мудрость или парапсихология» (Хиллман 1980: 30). Как заметил Шварц-Салант (1995), «Возможно, Юнг в большей степени, чем любой другой современный исследователь алхимии, ответственен за возрождение этой отрасли знания в качестве достойной и уважаемой области исследований» (Шварц-Салант 1995: 2).
Юнговские работы по алхимии
Публикация английского перевода Собрания Сочинений Юнга не сохранила порядок его публикаций. Некоторые тома были организованы как собрание работ разных периодов и не всегда в порядке разворачивания его идей или по степени важности. Редакторские замечания к статьям позволяют восстановить хронологический порядок. Хотя история его идей может быть восстановлена по автобиографии «Воспоминания, сновидения, размышления» (1963), надо сказать, что юнговские размышления об алхимии не носили систематического характера. Развитие его идей похоже на мозаику открытий, разработок и синтеза его текущего изучения бессознательного и параллелей с алхимическими теориями.
|
Как было отмечено, юнговские работы по алхимии - это большое поле исследований. Самые важные можно найти в томе Собрания Сочинений, специально посвященном алхимии. Это «Психология алхимии» (том 12), «Алхимические исследования» (том 13) и его главный опус «Mysterium Coniunctionis» (том 14). Кроме этих основных работ, полезные алхимические размышления можно найти в «Айон» (том 9) и «Практике психотерапии» (том 16). Важной работой в последнем томе, относящейся к алхимии, является «Психология переноса» (1946). Юнг также пояснил, что эту работу можно считать введением к более поздней книге «Mysterium Coniunctionis». В «Символической жизни» (том 18) есть короткие размышления - «Предисловие к каталогу по алхимии» (1950). Она изначально был написана для «Энциклопедии Древнееврейского» и является кратким конспектом алхимического руда, развернутого в «Психологии алхимии». Другой конспект также содержится в интервью с Юнгом «Беседы с Юнгом: интервью и встречи» (МакГуир и Халл 1977). Это интервью провел Мирча Элиаде на конференции Эранос в 1952 для включения в журнал «Combat», позже его включили в указанный текст с пояснениями и исправлениями самого Юнга. Эти два конспекта дают краткий, но глубокий обзор его алхимических концепций.
Кроме этих материалов, в юнговской автобиографии «Воспоминания, сновидения, размышления» (1963) есть размышления об открытии и разработке алхимии. Эти размышления были расширены в большом количестве писем, вошедших в книгу «Письма Юнга» (тт.1 и 2). Это маленькие сокровища, адресованные таким фигурам как Байнес, Карл Кереньи, Герман Гессе, Эрих Нойманн, Виктор Уайт, Мод Оакс, Джон Триник и другим. Кроме того, есть коллекция неопубликованных семинаров из пятнадцати лекций с зимы 1940 до февраля 1941 г., собранных Барбарой Ханнах с помощью фон Франц, Тони Вульф и самого Юнга. Эти заметки не были предназначены для широкой публики и распространялись среди участников семинаров и аналитиков. Другим путем изучения юнговских алхимических работ являются «Общая библиография» (т. 19) и «Общий индексный указатель» (т. 20) Собрания Сочинений. В индексе есть два раздела, относящиеся к коллекции алхимических текстов Возрождения и их авторам; он также содержит алхимические темы и символические ссылки для обнаружения идей и образов, использованных Юнгом. Наконец, студент или исследователь может найти полезным «Выдержки из Собрания Сочинений К.Г. Юнга» (1976), где есть конспекты всех его работ.