Роль логического ударения




Язык в действии

Особенности изучения материала в 1 классе

Изучение материала в первом классе акцентируется на ключевых понятиях по приблизительному плану:

Часть 1. Роль логического ударения.

Часть 2. Звукопись в стихотворном художественном тексте.

Часть 3. Смыслоразличительная роль ударения.

 

Роль логического ударения

 

Логическое ударение – это выделение слова, наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. Подобно тому, как невозможно произнести слово, не выделив в нем ни одного слога, точно так же нельзя произнести такт или фразу, не выделив в такте одного слова, а во фразе несколько слов, сколько в ней тактов.

Фраза, прочитанная без выделения голосом слова, несущего основной смысл, звучит неясно, ее сущность не доходит быстро до сознания слушателей.

Чтобы правильно поставить логическое ударение, необходимо очень внимательно ознакомиться с текстом, вникнуть в его содержание, понять, что в нем главное, основное, о чем, как и с какой целью ведется в нем рассказ автором.

Так, например, в стихотворении А. С. Пушкина «Осень» автор рисует осеннее состояние природы и те чувства, которые возникают с наступлением осени. Поэтому при чтении следует выделить логическим ударением именно те слова, при помощи которых поэт наиболее ярко воссоздает картину осени и передает чувства, связанные с ее приближением.

 

Существуют правила постановки логических ударений, которые помогают в ряде случаев находить наиболее важные, в смысловом отношении, слова.

Логическим ударением выделяются:

Новые понятия, явления, действующие лица, о которых говорится впервые   Был мальчик, звали его Филипп (Л. Толстой «Филиппок».)   Сверкнула молния, прогремел гром.
Слова, содержащие противопоставление У меня будет отпуск не в этом году, а в будущем. – этот год противопоставлен будущему   В наших жилах кровь, а не водица. – «кровь» противопоставлена «водице»   Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех.
Подлежащее (если наибольшее значение имеет предмет, лицо) или сказуемое (если наибольшее значение имеет процесс, действие) в нераспространенном предложении Подули студеные ветры.   Поля опустели; обнажились леса. (И. Соколов-Микитов «Зима вьюжная»)   П обежали оба Мороза…(«Два мороза»)  
Существительное, стоящее после прилагательного Под голубыми небесами, Великолепными коврами Блестя на солнце, снег лежит. (А. Пушкин «Зимнее утро»)  

 

Однако, если нужно выделить признаки предмета, особенность действующего лица, подчеркнуть исключительность явления, события, логическое ударение может быть сделано на прилагательном.

Прилагательное (или несколько прилагательных), стоящее после существительного Мороз десятиградусный Трещит в аллеях парка. (З. Александрова «Лыжники»)
Пояснение при глаголе Мигом команда моя разбежалась… (Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»)
Слова, выражающие сравнения Нашу речку, словно в сказке, за ночь вымостил мороз.(С. Маршак «Елка»)
Слова, обозначающие перечисление или счет Проходят, встают предо мною Деревни, поля и леса, И месяц над самой трубою, И липа напротив крыльца. (М. Исаковский «У самой границы»)
Обращение, стоящее в начале фраз Соседка, слышала ль ты добрую молву? (И. Крылов «Мышь и крыса»)
Если обращение стоит в середине или в конце фразы, то оно логическим ударением не выделяется Не ешь меня, косой зайчик, я тебе песенку спою! (Русская народная сказка «Колобок»)   Не плачь, зайчик! (Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»)
Слова выражающие короткое, быстроедействие, такие, как хвать, брык, толк, глядь и т.д Баран разбежался – да бац, бац, начал осаживать волка по бокам. (Русская народная сказка «Зимовье зверей»)  
Слова, выражающие вопрос Кто там?
Прилагательное с существительным, если они обозначают главное лицо, предмет, явление Поздняя осень.   Сквозь волнистые туманы Пробирается луна. (А. Пушкин)

 

Приведенные правила облегчат подготовку к выразительному чтению. Однако, если нужно выделить какое-либо слово, которое, по мнению читающего, имеет важное значение, то от этих правил допустимо отступление, если оно не противоречит замыслу автора, идее произведения и не искажает смысл текста.

Так, в двустишии из стихотворения М. Лермонтова «Смерть поэта» логическое ударение можно сделать не на существительном «сердце », а на прилагательном «пустое », если читающий хочет особо отметить бездушие убийцы.

Пустое сердце бьется ровно,

В руке не дрогнул пистолет

Пустое сердце бьется ровно,

В руке не дрогнул пистолет.

 

Авторы учебника, знакомя учащихся с этой темой, работают по содержанию сказки «Заюшкина избушка». На основе фразы «Это мой дом» и «Это мой дом » раскрывают правила постановки логического ударения. Далее предлагается определить, какое слово нужно выделить, опираясь на ответы. В завершении предлагается разыграть диалоги.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: