Звук опись — фоне тическое рече вое сред ство, прид ающее прои зведению особую худо жественную выра зительность. В его основе лежит повт орение разл ичных фоне тических соче таний. Это прием усил ения изоб разительных свой ств текста. Он помо гает сдел ать текст более эксп рессивным, созд ать слух овые образы. Напр имер, может пере дать шум дождя, топот копыт, раск аты грома. Суть звук описи свод ится к повт орению опре деленных звуков или слогов с целью дост ижения необ ходимого изоб разительного эффекта.
Суще ствует всего четыре разн овидности этого приема:
1. Автор испо льзует комб инации из одних и тех же звуков в разных словах для дост ижения рече вой обра зности. Расс мотрим поня тный пример: «В глуши шурш али камыши». Виден мног ократный повтор звука «ш».
2. Прим еняется повтор букв, схожих по своему фоне тическому звуч анию. К примеру: «На цыпо чках скачет чиж». Комб инирование звуков «ц», «ч» и «ж».
3. В основе приема лежит испо льзование звуков, созд ающих конт раст своим звуч анием (таких как «д» и «л»). Позн акомимся с прим ером: «Майс кий дивный день лета лучший дар».
4. Приб егают к неск ольким видам звук овой орга низации, допо лняя инто национными особ енностями.
Дава йте разб ерем приемы звук описи.
Алли терация — прием рече вой выра зительности, в основе кото рого лежит повтор согл асных звуков. Для того чтобы удачно испо льзовать этот прием, необ ходимо быть обла дателем чувс тва меры. Надо точно чувс твовать, скол ько повт оряющихся звуков можно вписать, не пере гружая текст. Напр имер, повтор звука «р» может пере дать звуч ание мотора, а «гр» - звуч ание грома. Авторы на своих стра ницах как раз и приводят данный прием.
Ассо нанс — повт орение глас ного, стоя щего под удар ением, или их соче тания в пред елах одного стиха или фразы. Этот прием испо льзуют с целью сдел ать прои зведение более легким для восп риятия на слух. Данный прием испо льзуется в прои зведении «Удав».
Дисс онанс и липо грамма — приемы звук описи, кото рые редко встр ечаются в совр еменной русс кой лите ратуре. Липо граммой назы вается худо жественный прием, суть кото рого закл ючается в том, что поэт созн ательно избе гает упот ребления какого-либо звука.
Дисс онанс — вид звук описи, при кото ром автор в каче стве рифмы испо льзуется слова, схожие по своему фоне тическому составу. Его испо лнение дово льно сложно, поэт ому явля ется пока зателем высо кого уровня маст ерства.
Звук овая анаф ора и эпиф ора — это повтор одного звука или созв учий в начале или на конце слова соот ветственно. Прием широко испо льзуется в поэт ических работах.
Кала мбурные рифмы — худо жественное сред ство, в основе кото рого лежит игра слов и звук ового сход ства. Поэт рифм ует стро чки за счет мног означности слов или омон имии.
Словесное ударение
Понятие «словесное ударение» относится к числу фундаментальных понятий программного курса русского языка. Овладение его содержанием необходимо как для выработки навыка грамотного письма, так и для воспитания произносительно-слуховой культуры младших школьников.
В работе над ударением можно выделить три направления:
1. Формирование у учащихся представления о словесном ударении и его роли в русском языке.
2. Ознакомление детей с основными свойствами словесного ударения – разноместностью и подвижностью.
3. Формирование у школьников умения находить и выделять в слове ударный слог.
1) Дети, поступающие в 1 класс, практически владеют ударением. В школе начинается довольно медленный процесс осознания понятия «ударение». Программа по русскому языку предполагает знакомство учащихся с терминами: «ударение», «ударный и безударный слог», «ударные и безударные гласные» и знаком ударения на уроках подготовительного периода обучения грамоте.
При освоении понятия «ударение» важно сформировать в сознании школьников ассоциативную цепочку: ударение – ударный слог – ударный гласный. Сначала устанавливается связь: ударение – ударный слог, затем: ударный слог – ударный гласный звук.
Итогом первичного знакомства становится вывод: один слог в слове выделяется «ударом», т.е. особым произношением. Такой слог называется ударным. Гласный звук, образующий ударный слог, называют ударным гласным звуком.
В период обучения грамоте начинается знакомство с важнейшей функцией ударения – смыслообразовательной.
Школьники учатся разграничивать различающиеся ударением разные слова:
Разг раничение лекс ических омог рафов более дост упно для пони мания учащ ихся нача льных классов, чем грам матических, поэт ому на ранних этапах над смыс лоразличительной функ цией удар ения необ ходимо орга низовывать набл юдения над парами слов типа:
В даль нейшем – дифф еренцировать разные грам матические знач ения форм одного слова:
Знак омя детей с удар ением как сред ством разг раничения грам матических форм, важно обра тить вним ание на то, что удар ение спос обно отли чать не только отде льные, но и все формы, напр имер, формы един ственного и множ ественного числа имен суще ствительных:
В русс ком языке удар ение разн оместное или своб одное, то есть не закр еплённое ни за опре делённым по счёту слогом, ни за опре делённой морф емой (прис тавкой, корнем, суфф иксом, окон чанием).
Свой ство разн оместности осва ивается млад шими школ ьниками снач ала в плане соот несения удар ения со слог овым конт уром слова, затем – в связи с изуч ением морф емной стру ктуры слова.
Более посл едовательно в нача льных клас сах ведё тся работа над соот несением удар ения со слог овым сост авом слова. В ходе выпо лнения разн ообразных зада ний учен ики осва ивают ритм ические модели слов: двух сложных, трёх сложных.
Если для упра жнений над ритм ическими моде лями подб ирать в осно вном изол ированные слова, то это прив одит к моно тонности в работе. А испо льзование связ ных текс тов спос обствует усил ению инте реса к работе. Дида ктический мате риал должен соде ржать разные по стру ктуре ритм ические модели слов.
3) В русс ком языке удар ный слог выде ляется неск олькими фоне тическими сред ствами одно временно:
а) Удар ный слог прои зносится с боль шой силой. Приём быст рого и мног ократного прои знесения слова с выкр икиванием удар ного слога. Можно прои зносить и шёпотом.
б) Выде ление удар ного слога с боль шей долг отой и длит ельностью.
· Приём недо статочно надё жен на ранних этапах форм ирования умения опре делять удар ный слог (дети начи нают тянуть все слоги). След ует соче тать с приё мом иску сственного изме нения места удар ения в слове (не прот ягивать).
· Отби вание, прос тукивание, прох лопывание удар ного слога в слове.
Наиб олее прие млемо разл ичное чере дование всех изве стных приё мов в проц ессе форм ирования умения нахо дить и выде лять в слове удар ный слог.
Реко мендованная лите ратура:
1. Бору нова, С. Орфо эпический слов арь русс кого языка. Прои зношение, удар ение, грам матические формы / С. Бору нова, В. Воро нцова, Н. Еськова. — М.: Русс кий язык, 2014. — 704 c. https://povto.ru/russkie/slovari/orfo epicheskie/avan esov/orfo epicheskij-avan esov-1988_0021.htm
2. Лефе льдт, В. Акцент и удар ение в совр еменном русс ком языке / В. Лефе льдт. — М.: Книга по Треб ованию, 2013. — 288 c. Резн иченко, https://cybe rleninka.ru/article/n/2011-02-023-lefeldt-v-aktsent-i-udar enie-v-sovr emennom-russkom-yazyke-2-e-izd-ispr-i-dop-m-yaz-slavyan-kultury-2010-288-s-studia-phil ologica
3. И. Л. Мой первый слов арь русс кого языка. Удар ение и прои зношение. 1-4 классы / И.Л. Резн иченко. — М.: АСТ, 2013. — 224 c. https://povto.ru/russkie/slovari/orfo epicheskie/rezn ichenko/orfo epicheskij-slovar-rezn ichenko_0510.htm
4. Крат кий слов арь линг вистических терм инов
https://supe rinf.ru/view_help stud.php?id=279
Инте рнет исто чники:
1. «Звук опись в лите ратуре»
https://fb.ru/article/240393/chto-takoe-zvuk opis-prim eryi-zvuk opis-v-lite rature