Звукопись в стихотворном художественном тексте




 

Звукопись — фонетическое речевое средство, придающее произведению особую художественную выразительность. В его основе лежит повторение различных фонетических сочетаний. Это прием усиления изобразительных свойств текста. Он помогает сделать текст более экспрессивным, создать слуховые образы. Например, может передать шум дождя, топот копыт, раскаты грома. Суть звукописи сводится к повторению определенных звуков или слогов с целью достижения необходимого изобразительного эффекта.

Существует всего четыре разновидности этого приема:

1. Автор использует комбинации из одних и тех же звуков в разных словах для достижения речевой образности. Рассмотрим понятный пример: «В глуши шуршали камыши». Виден многократный повтор звука «ш».

2. Применяется повтор букв, схожих по своему фонетическому звучанию. К примеру: «На цыпочках скачет чиж». Комбинирование звуков «ц», «ч» и «ж».

3. В основе приема лежит использование звуков, создающих контраст своим звучанием (таких как «д» и «л»). Познакомимся с примером: «Майский дивный день лета лучший дар».

4. Прибегают к нескольким видам звуковой организации, дополняя интонационными особенностями.

Давайте разберем приемы звукописи.

Аллитерация — прием речевой выразительности, в основе которого лежит повтор согласных звуков. Для того чтобы удачно использовать этот прием, необходимо быть обладателем чувства меры. Надо точно чувствовать, сколько повторяющихся звуков можно вписать, не перегружая текст. Например, повтор звука «р» может передать звучание мотора, а «гр» - звучание грома. Авторы на своих страницах как раз и приводят данный прием.

 

Ассонанс — повторение гласного, стоящего под ударением, или их сочетания в пределах одного стиха или фразы. Этот прием используют с целью сделать произведение более легким для восприятия на слух. Данный прием используется в произведении «Удав».

 

Диссонанс и липограмма — приемы звукописи, которые редко встречаются в современной русской литературе. Липограммой называется художественный прием, суть которого заключается в том, что поэт сознательно избегает употребления какого-либо звука.

Диссонанс — вид звукописи, при котором автор в качестве рифмы используется слова, схожие по своему фонетическому составу. Его исполнение довольно сложно, поэтому является показателем высокого уровня мастерства.

Звуковая анафора и эпифора — это повтор одного звука или созвучий в начале или на конце слова соответственно. Прием широко используется в поэтических работах.

Каламбурные рифмы — художественное средство, в основе которого лежит игра слов и звукового сходства. Поэт рифмует строчки за счет многозначности слов или омонимии.

 

Словесное ударение

 

Понятие «словесное ударение» относится к числу фундаментальных понятий программного курса русского языка. Овладение его содержанием необходимо как для выработки навыка грамотного письма, так и для воспитания произносительно-слуховой культуры младших школьников.

В работе над ударением можно выделить три направления:

1. Формирование у учащихся представления о словесном ударении и его роли в русском языке.

2. Ознакомление детей с основными свойствами словесного ударения – разноместностью и подвижностью.

3. Формирование у школьников умения находить и выделять в слове ударный слог.

1) Дети, поступающие в 1 класс, практически владеют ударением. В школе начинается довольно медленный процесс осознания понятия «ударение». Программа по русскому языку предполагает знакомство учащихся с терминами: «ударение», «ударный и безударный слог», «ударные и безударные гласные» и знаком ударения на уроках подготовительного периода обучения грамоте.

При освоении понятия «ударение» важно сформировать в сознании школьников ассоциативную цепочку: ударение – ударный слог – ударный гласный. Сначала устанавливается связь: ударение – ударный слог, затем: ударный слог – ударный гласный звук.

Итогом первичного знакомства становится вывод: один слог в слове выделяется «ударом», т.е. особым произношением. Такой слог называется ударным. Гласный звук, образующий ударный слог, называют ударным гласным звуком.

В период обучения грамоте начинается знакомство с важнейшей функцией ударения – смыслообразовательной.

Школьники учатся разграничивать различающиеся ударением разные слова:

Разграничение лексических омографов более доступно для понимания учащихся начальных классов, чем грамматических, поэтому на ранних этапах над смыслоразличительной функцией ударения необходимо организовывать наблюдения над парами слов типа:

 

В дальнейшем – дифференцировать разные грамматические значения форм одного слова:

Знакомя детей с ударением как средством разграничения грамматических форм, важно обратить внимание на то, что ударение способно отличать не только отдельные, но и все формы, например, формы единственного и множественного числа имен существительных:

 

В русском языке ударение разноместное или свободное, то есть не закреплённое ни за определённым по счёту слогом, ни за определённой морфемой (приставкой, корнем, суффиксом, окончанием).

Свойство разноместности осваивается младшими школьниками сначала в плане соотнесения ударения со слоговым контуром слова, затем – в связи с изучением морфемной структуры слова.

Более последовательно в начальных классах ведётся работа над соотнесением ударения со слоговым составом слова. В ходе выполнения разнообразных заданий ученики осваивают ритмические модели слов: двухсложных, трёхсложных.

Если для упражнений над ритмическими моделями подбирать в основном изолированные слова, то это приводит к монотонности в работе. А использование связных текстов способствует усилению интереса к работе. Дидактический материал должен содержать разные по структуре ритмические модели слов.

3) В русском языке ударный слог выделяется несколькими фонетическими средствами одновременно:

а) Ударный слог произносится с большой силой. Приём быстрого и многократного произнесения слова с выкрикиванием ударного слога. Можно произносить и шёпотом.

б) Выделение ударного слога с большей долготой и длительностью.

· Приём недостаточно надёжен на ранних этапах формирования умения определять ударный слог (дети начинают тянуть все слоги). Следует сочетать с приёмом искусственного изменения места ударения в слове (не протягивать).

· Отбивание, простукивание, прохлопывание ударного слога в слове.

Наиболее приемлемо различное чередование всех известных приёмов в процессе формирования умения находить и выделять в слове ударный слог.

 

 

Рекомендованная литература:

1. Борунова, С. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы / С. Борунова, В. Воронцова, Н. Еськова. — М.: Русский язык, 2014. — 704 c. https://povto.ru/russkie/slovari/orfoepicheskie/avanesov/orfoepicheskij-avanesov-1988_0021.htm

2. Лефельдт, В. Акцент и ударение в современном русском языке / В. Лефельдт. — М.: Книга по Требованию, 2013. — 288 c. Резниченко, https://cyberleninka.ru/article/n/2011-02-023-lefeldt-v-aktsent-i-udarenie-v-sovremennom-russkom-yazyke-2-e-izd-ispr-i-dop-m-yaz-slavyan-kultury-2010-288-s-studia-philologica

3. И. Л. Мой первый словарь русского языка. Ударение и произношение. 1-4 классы / И.Л. Резниченко. — М.: АСТ, 2013. — 224 c. https://povto.ru/russkie/slovari/orfoepicheskie/reznichenko/orfoepicheskij-slovar-reznichenko_0510.htm

4. Краткий словарь лингвистических терминов

https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=279

 

Интернет источники:

1. «Звукопись в литературе»

https://fb.ru/article/240393/chto-takoe-zvukopis-primeryi-zvukopis-v-literature

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: