В автобусе установилась лирическая атмосфера. Дети погрузились в неё и, обнявшись по примеру предков, заговорили комплиментами и признаниями.
Какими неведомыми тонкими нитями связываются люди, что притяжение ими лруг друга вызывает у них силы бОльшие, чем желание жить?
Дорогу и окрестности уже не замечали, и потому быстро пролетели до туристического пункта «Мыс Терпения». Лёша давно здесь не был, и ему было любопытно увидеть, что изменилось с тех времён, когда Зелёная с соседями организовывали здесь туристический проект «Поронайск – мыс Терпения».
Остановились у домика администратора и поселились в гостинице. Лёша решил пройтись по окрестностям, осмотреться.
-- Галочка, я прогуляюсь немного. Ты пойдёшь со мной?
-- Нет милый, я с дороги приму душ. Иди, пройдись!
Лёша, конечно, ожидал изменений в турпункте, но от прежнего поселения из армейских палаток мало что осталось. Вместо них вырос небольшой посёлок с комфортабельной гостиницей на двести мест, магазином и развлечениями. Он заметил на околице те самые палатки, с которых это поселение началось. Подошёл. Оказалось, это маленький музей истории городка. Внутри палаток и вокруг них размешены артифакты с описанием их происхождения.
-- Надо показать это детям, -- подумал он, -- и всё же, какой посёлок вырос на ровном месте! И эти домики! И ухоженные дворики… Интересно, чем тут люди занимаются? Есть ли тут работа? Надо спросить в администрации.
Он зашёл в офис турпункта подтвердить заказ на экскурсию на завтра на мыс Терпения к озёрам.
-- Скажите, чем живут в посёлке люди? Есть ли тут предприятия?
-- Ну а как же?! Есть посёлок, есть люди, значит и занятия есть. Прежде всего это обслуживание туристов. Есть и связи с пограничниками, магазины, услуги… Подпишите ваш заказ! Завтра утром в девять после завтрака…здесь, на стоянке автобус с экскурсоводом будет ждать.
|
-- Спасибо. Как вкратце организован маршрут?
-- От дома администрации автобус доставит вас до аэродрома, затем на двух вертолётах пролетите вдоль мыса Терпения до залива Сенявина. Будет три часовые посадки у озёр Воронина, Низкобережное и Георгия. На посадках будут предложены экскурсии и питание. Возвратитесь сюда вечером в восемь.
-- А какие-то буклеты, карты есть?
-- Да. Всё, включая сувениры, получите в автобусе.
-- Спасибо. Надеемся, будет интересно.
-- Но вы можете и сегодня взять на пару часов экскурсовода и осмотреть ближние окрестности. Тут есть что посмотреть.
-- Ещё раз спасибо. Это очень кстати. А что бы вы посоветовали на сегодня?
-- Ну, можно, например, пешеходную экскурсию по тропе туриста к озеру Долгое, купить там сувениры.
-- А транспорт туда есть? Или на своём автобусе…
-- Есть, но на своём автобусе вам будет быстрее, если спешите.
-- Спасибо, девушка, как Ваше имя?
-- Росина.
-- Красивое имя, красивая девушка. Хорошего вам жениха!
-- Спасибо за комплименты.
Лёша вернулся к своему большому семейству.
-- Есть желающие прогуляться к озеру Долгое?
Желание прокатиться-прогуляться изъявили пятеро. Лёша нашёл Григория и объяснил задачу на сегодня.
-- Проедем до пограничников у озера Долгое. Говорят, красивые места. И в магазин сувениров заглянем, чай-кофе попьём в посёлке Долгое.
-- Хорошо, автобус минут через десять приведу сюда.
-- А я своих приведу к этому времени. Пять человек будет.
|
* * *
На этот круглый стол Жива влетела с горящими глазами и возгласом:
-- Девочки всё получается! Они сделают это. Они ждут. Пойдёмте со мною!
-- Ура! Ура! Дай тебя поцелую, -- бросилась к ней с поцелуями Ярослава, сразу понявшая причину настроения подруги.
Женщины стайкой улетели. Мужчины только руками развели.
-- Утром я позвонила и попала прямо на директора стройотряда, -- запыхавшись от радости щебечет Жива, -- рассказала о нашей проблеме, и, к моему удивлению, Аким Кузьмич откликнулся благожелательно, с пониманием. Говорит, с удовольствием поможет сахалинкам, пообщаться с коммунарками, с нами значит, рад. Договорились, и он приехал к нам. Сейчас в ресторане ждёт нас. Пойдём посмотрим камень.
Обсудив проблему за чашкой кофе, пошли посмотреть камень на месте.
-- Вот такой он огромный, видите?
Женщины с надеждой смотрят, как Аким Кузьмич понравившийся им камень обследует.
-- Ну что?
-- Ну как?
-- Получится?
-- Сделать можно почти всё. Можно выкопать и оттранспортировать на место целиком, но это будет дорого стоить. Разумнее порезать его на части и на месте всё соединить. Это будет значительно менее трудоёмко, и, думаю, практически, будет смотреться не хуже. И работы по камню делать будет легче.
Женщины отошли в сторонку посовещаться. Василиса согласилась с Акимом Кузьмичом.
-- Может, и правда, лучше порезать?
-- Цельный камень всё же фундаментальнее смотрится, как символ наших мужчин, -- высказалась Жива.
-- Я думаю, придётся всё же резать… Прав он, -- задумчиво произнесла Ярослава, -- по частям и обрабатывать удобнее, и могут сразу несколько человек работать…
|
-- Он опытней… и ему это делать, -- согласилась Лана.
-- Ну что? Режем? Все согласны?
Женщины пришли к согласию. Своё решение высказали Акиму Кузьмичу.
-- Мудрое решение, -- определил он, -- Ну а как оплачивать работу будете? У нас частная компания.
-- А как вам удобно? Предложите!
-- Безналичным переводом с авансом в половину всей стоимости…
-- Мы обсудим это с нашим Советом, но предварительно, согласны.
-- Хорошо. Когда будете готовы, сообщите и мы оформим договор.
-- Договорились, Аким Кузьмич.
* * *
К аэродрому доехали за полчаса. Здесь предложили на выбор лететь на вертолётах, или дирижаблем.
-- Вертолёты очень шумные, но могут приземляться в любом месте, а вот с дирижаблями иначе. В них тихо и спокойно, но с посадкой сложнее. Можете выбрать сами способ!
-- Пусть будут вертушки, -- решил Лёша.
-- Тогда вот эти две машины – ваши. Можете размещаться, -- предложила экскурсовод, стройная женщина лет тридцати с коротко постриженными рыжими волосами. Минут десять… Загрузим наши пищевые запасы и летим.
И вот, наконец, семейство Лёши и Галины в воздухе. Маршрут проложили сначала вдоль западного склона хребта мыса Терпения, над заливом, а обогнув его южную оконечность, осмотреть восточное побережье с посадками на озёрах. Здесь и перекусить можно. На берегах некоторых озёр восточного побережья полуострова уже появились небольшие поселения, жители которых по согласованию с турфирмой оказывают услуги и туристам.
* * *
У Лады сегодня занятие с объединённой группой шестнадцатилетних юношей и девушек по теме «Творческая деятельность» -- одной из наиболее центральных в воспитании коммунаров. Осознание природы творчества, его ценность и психологические особенности, управление процессом творчества в коммуне – вот цель этого курса.
-- Итак, ребята и девчата, до сих пор вы учились творчеству в малых форматах. Вы осваивали ведение дневников, написание писем, небольших рассказов, статей и репортажей, стихов… Некоторые из вас уже пробовали, пока стихийно, более объёмные жанры. Значит, почувствовали потребность. Это первичная подготовка к творческой работе. Сегодня мы начинаем курс осознания процесса творчества, понимания его особенностей.
Лада добрым материнским взглядом осмотрела внимательные глаза детей. В них светилось желание к познанию нового. И это было приятно видеть. Сколько уже этих курсов ей довелось провести, а всё те же детские любопытные глаза.
-- Развиваясь в личность, человек чувствует себя более ответственным за происходящее, более восприимчевым ко всему настолько, что его чувства становятся такими интенсивными и невыносимыми, что он отстраняется от сильных эмоций, используя это в качестве защитного механизма, позволяя себе наблюдать и фиксировать переживания, «переплавляя» их в творчество. При этом проявляется особая способность нашей психики преобразовывать реальную жизнь, наделяя её смыслами для создания произведений искусства, в книгу, живопись, музыку, техническое устройство. Результат творческого труда исследователя – это жизнь в концентрированном виде, превращение переживаний из эмоций в созданный человеком смысл. Это понятно? Есть вопросы? Добрыня, всё ли в сказанном понятно?
-- Смутно, но понятно в основном.
-- Вопросы задавайте, не стесняйтесь! Иначе непонятое накапливается и в голове сложится каша. Тема очень важная.
-- Рассмотрим теперь, как преобразовывать наши невыносимые чувства и переживания в творчество, в смыслы, в произведение искусства. Рассмотрим литературный вариант, книгу. Представьте себя внутри созданного вами на ваших эмоциях образа. Представили? Теперь вообразите себя рядом с этим образом и прочувствуйте происходящее через себя! Вы можете одновременно и переживать чувство и наблюдать за ним. Получилось? Теперь наделите этим чувством, например, отчаянием, персонаж вашей книги! Как он выглядит теперь? Его жесты, голос, одежда, мимика, речь, одежда… Чувствуете, как от вашей эмоции рождается цельный образ? От одной единственной эмоции – цельный образ… Получилось? У кого получилось? Поднимите руку!
Большинство учеников подняли руку.
-- Молодцы. Видите, литературного героя можно охарактеризовать одним единственным свойством и совсем не обязательно показывать массу мелочей, привычек, особенностей характера… Передавая наши переживания, часть своих чувств, мы создаём образы более эффективные созданных разумом кратких характеристик. Эмоции являются иррациональной силой психики и они не статичны, а способны преобразовываться до своей противоположности. Это очень важно понять. Всем это ясно? Кто не понял? Что, все поняли?
-- Поняли, поняли.
-- Хорошо. Вспомните, что вы наделили ваш образ отчаянием и задайте ему вопрос, чего он хочет и что будет делать для достижения своего желания? Чувствуете, как развиваются эмоции и действия образа? А это уже начало сюжетной линии. Но каждый переживает эмоции по-своему. Страх, например, одних зовёт к действию, у других вызывает агрессию, третьих парализует… И вот, вообразите страх не персонажем, а опишите его абстрактным образом, Как он выглядит, что собой представляет, что говорит, какой запах, цвет у него, температура, что с ним происходит и что он намерен делать? Придумывая свои диалоги персонажей с разными эмоциями, можно рассматривать переживания. Такая работа связана с наблюдениями и исследованиями писателя, требует от него необходимых для творчества чувств. Не устали ещё? Успеваете усваивать? Или перерыв сделаем?
-- А много ещё осталось?
-- Ну так, половина уже прошла…
-- Можно минут на пять-десять перерваться…
-- Все так чувствуют?
-- Если половина… то лучше немного передохнуть. Тема сложная.
-- Хорошо. Перерыв …десять минут.
* * *
-- Теперь поговорим о ситуации, когда у творческого человека пропадает творческий процесс и возникает мучительное чувство пустоты, и кажется, что жизнь остановилась, обесценилась под воздействием более важных событий реальной жизни, личных и глобальных изменений, перетягивающих в себя переживания, чувства, создающих масштабные эмоциональные потрясения нашей психики. Это может быть безопасность, нарушение привычного порядка текущей жизни и социальных связей. Тогда эмоционально заряженные потоки информации вытягивают на себя все наши жизненные силы, отодвигая перед реальностью творчество на задний план, превращая в выдумку, иллюзорную сферу. Для человека, наполненного творчеством как особым проживанием жизни, ставящим перед собой цели, рассматривающим их не развлечением и досугом, а определяющим ценность самого человека как личности, его культурной особенности, это процесс не только болезненный, но и дающий возможность обрести новые смыслы, новые цели и жизненные ценности, пересмотреть своё место в творческом личностном пространстве. Мы сейчас говорим о некотором кризисе в процессе творчества. Это всем понятно, ребята?
-- И понятно и интересно.
Лада придирчиво посмотрела на аудиторию и осталась довольна.
-- В такой ситуации важно вернуть себе ценность творчества, веру в него. Как это сделать? Ответьте себе на вопрос, зачем вы пишите? Ответов разного порядка может быть много. Выделите наиболее эмоционально откликающиеся вам! Они покажут, какие задачи для себя лично вы решаете творчеством. Если они вам по-прежнему важны, прочувствуйте их заново и вновь определите как цели. Затем выясните себе, как вы реализуете эти цели? Реализовать личные интересы можно и через не связанные с писательством сферы. Так, цель быть значимой личностью может достигаться через соцсети или кропотливой работой в общественных организациях… Но это не путь творчества. Не наш путь. В отличие от других сфер, творчество многогранно служит обществу как зеркало эпохи, и не может предаваться только своей личной жизни. И если в спокойные времена общественная роль творчества притупляется за счёт личных целей, то при общественных потрясениях она становится главной, стремясь множеством чувств в творчестве передать людям своё соучастие в мировых процессах, делая творчество писателя значимой частью общества, соответственно происходящим в нём событиям, придавая тот смысл, который возвращает ему ценность. Известно, что резкая смена культурных парадигм и течений, скачок талантов в искусстве происходят чаще при общественных сбоях. Отвечая на эти вопросы, важно отыскать вдохновляющую именно вас общественно ценную цель творчества, отвечающую на вопрос, что вы хотите сказать людям своим творчеством. И тут уже не имеет значения, какой литературой, каким жанром вы занимаетесь. Важны слова и чувства вашего героя. Ну вот, на сегодня это всё. Мы ещё продолжим наш курс занятий. Как всегда, посмотрите материал по теме в сети и постарайтесь осмыслить его!
* * *
Всё чаще женщины, тщательно сохраняя свою тайну, проводят время в парке на Аллее Славы, где в огороженном закрытом участке в конце аллеи им разложили распиленные в заявленном порядке камни. Ярослава сияла от счастья, птичкой порхая над ними, передавая свои навыки работы подругам и руководя созданием образа, утверждённого женским коллективом.
* * *
Погода, как по заказу, выдалась прекрасная. На море – штиль. Ярко светит солнышко на голубом безоблачном небе. Настроение у всех туристическое. Это верно, что вертушки шумноваты, но зато мобильнее.
Лёша обнял жену и тихонько ей на ушко запел.
Часто сижу и думаю,
Как мне тебя называть?