Детство М. В. Ломоносова




Осенью 8 ноября (по новому стилю — 19 ноября) 1711 года жена крестьянина Василия Дорофеевича Ломоносова Елена Ивановна Сивкова родила сына — Михайло. Произошло это в деревне Мишанинская (ныне — село Ломоносово), которая раскинулась недалеко от Холмогор, на одном из многочисленных островов в устье Северной Двины при впадении в Белое море. Первые годы своей жизни маленький Михайло находился на попечении своей матери. От нее он унаследовал тонкий художественный вкус, поэтическое восприятие мира, добросердечность и деятельную отзывчивость.

 

«На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление!»

Холмогоры, Архангельская область суровый климат и суровые нравы. Воспитание поморцев было строгим: абсолютное подчинение старшим, аскетичность, строгость, смирение. И только на воле можно было проявлять силу, храбрость, смекалку. Ломоносов впоследствии писал: «Отличаются лопари одною только скудностью возраста и слабостью силы — затем, что мясо и хлеб едят редко, питаясь одною почти рыбою. Я, будучи лет четырнадцати, побарывал и перетягивал тридцатилетних сильных лопарей. Лопарки хотя летом, когда солнце не заходит, весьма загорают, ни белил, ни румян не знают, однако мне их видеть нагих случалось и белизне их дивиться, которою они самую свежую треску превосходят — свою главную и повседневную пищу».

Михайло рос крепким физически мальчиком и поэтому вскоре стал первым помощником по хозяйству в доме: ухаживал за скотиной, полол грядки и собирал урожай. В 10 лет Михайло уже брали на рыбный промысел. Лучше всего о поморском ребенке — Михайло Ломоносове — написал Борис Викторович Шергин: «Вижу Михайлушку Ломоносова юнгой-зуйком на отцовском судне... Двинская губа только что располонилась ото льда. Промысловые ладьи идут в море. Многопарусная "Чайка" Ломоносовых обгоняет всех. Михайло стоит на корме и дразнит лодейщиков, протягивает им конец корабельного каната — нате, мол, на буксир возьму. Лодейщики ругаются, а Михайло шапкой машет: "До свиданья, дожидаться недосуг"».

Условия Русского Севера оказали значительное влияние на становление характера Ломоносова, на формирование его представлений и идеалов, выковали свободный характер будущего великого учёного. Здесь в помине не было манголо-татарского ига, не было помещичьего землевладения. Архангельск всегда был большим городом, через который шла торговля с западными странами.

Пытливый ум Михайло подмечал в окружении детали, пытался мысленно соединить их в логически связанную систему и, если не получалось, задавал вопросы: «У солнца свет самородный? А звёзды? Маменька сказывала: лампады ангельские... А молния? А край земли близко ли? А почто немцы говорят несходно с нами?» (Б. Шергин)

Замечал он и красоты Севера, которые позже вылились в стихи:

Достигло дневное до полночи светило,
Но в глубине лица горящего не скрыло,
Как пламенна гора казалось меж валов
И простирало блеск багровый из-за льдов.
Среди пречудныя при ясном солнце ночи
Верьхи златых зыбей пловцам сверкают в очи.

Время, проведенное среди множества церквей и верующих, среди скудной природы и сурового климата, среди нежных чувств и строгих нравов, сформировало у Михайлы противоречивый характер. Будущего гения отличали:

  • стойкость к невзгодам и лишениям, к обидам и насилию,
  • трепетные чувства к любимой матери и глубокое уважение к отцу,
  • чувство языка, способности к изучению иностранных языков,
  • осознание своих корней, сочетающееся с забыванием малой родины,
  • терпимость к неразумному поведению окружающих,
  • беспричинные вспышки ярости,
  • смирение перед Всевышним и глубокая вера в Божью помощь,
  • преобладание гордыни над разумом,
  • гибкость в принятии решений,
  • неуклонное движение к своей правде, не выбирая средств,
  • упрямство и стойкость во взглядах, в позициях,
  • работоспособность, нередко во вред своему здоровью,
  • готовность принять ответственность за многие решения,
  • глубина мышления и в то же время поверхностность,
  • гениальная способность предвидеть будущие научные открытия,
  • неумение вести хозяйство и планирование производства,
  • неистовая любовь к Родине и ценностям страны, к народу,
  • страстное желание к познанию нового.

 

Когда Ломоносову исполнилось 9 лет, произошла трагедия: от жестокой горячки умерла его мама. Новая мачеха невзлюбила Михайло. Особенно ее недовольство вызывало увлечение Ломоносова чтением книг, она считала, что юноша должен больше работать. Мачеха постоянно старалась навлечь на Михайло гнев отца. Через много лет М. Ломоносов написал о себе:

Меня оставил мой отец,

И мать ещё в младенчестве...

С 10 лет Михаил начал помогать отцу в море. Ранней весной они отправлялись на промысел и возвращались домой только поздней осенью. Они ходили в дальние плавания в Северный Ледовитый океан, к Новой Земле и Шпицбергену,

Трудные морские переходы физически закалили Михаила, развили его ум и наблюдательность. Он учился мореходному делу, знакомился с промыслом морского зверя, наблюдал приливы и отливы, бури в океане, полярные льды, северное сияние.

Любознательный юноша познакомился с жизнью и обычаями народов севера. В последствии, возглавив географический департамент Академии наук, Ломоносов организовал экспедицию в Арктику. Ломоносов хорошо понимал значение перехода от случайного накопления знаний об Арктике к систематическим научным поискам и наблюдениям. Для него естественным предвидением благоприятного исторического пути России был путь освоения несметных богатств Русского Севера. Этому он посвятил значительную часть своей жизни и научной деятельности. Великий Помор принял меры к составлению нового географического атласа России. Почти 250 лет назад, в 1763 г., в своей работе «Краткое описание разных путешествий по Северным морям…» подчеркивал, что «России могущество будет прирастать Сибирью и Северным океаном». Ломоносов собрал все ранее имевшиеся сведения и обосновал возможность плавания Северным морским путем. По его предложению была организована экспедиция, начальником которой был назначен капитан-командор В.Я. Чичагов. Ученый одновременно работал над научным трудом «Рассуждение о большей точности морского пути…», где в полной мере использует свой богатый морской опыт на зверобойном промысле и перевозке грузов на Белом море.

Первым учителем Ломоносова был крестьянин той же Куростровской волости Иван Шубной, сын которого Федот Иванович Шубин впоследствии, вероятно не без содействия Ломоносова, состоял при Академии художеств. Помощь в обучении оказал и дьячок местной Дмитровской церкви Сабельников. Учение шло легко, и мальчик "через два года учинился, к удивлению всех, лучшим чтецом в приходской своей церкви". Сначала его любимым чтением были "жития святых, напечатанные в прологах, и в том был проворен, а притом имел у себя природную память: когда какое житие или слово прочитает, после пения рассказывал сидящим в трапезе старичкам сокращеннее на словах обстоятельно"

В возрасте 12 лет Ломоносов быстро научился читать и писать без ошибок. Односельчане обращались к молодому грамотею с просьбой написать ту или иную бумагу.В деревне его считали лучшим чтецом, поэтому в церкви он читал для прихожан «Священное писание».Первыми учебниками, открывшими Ломоносову «врата учености» стали «Грамматика» Мелентия Смотрицкого, «Арифметика» Леонтия Магницкого. Михайло не расставался с ними в течение многих лет, выучил наизусть.

Страсть к знаниям, проблемы в семье заставили молодого Ломоносова принять решение оставить родной дом и отправиться в Москву для того, чтобы “поступить там в ученье”. В декабре 1730 года из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел две рубахи, нагольный тулуп, взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого и отправился вдогонку за караваном. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Ломоносову тогда было девятнадцать лет. Через три недели будущий ученый прибыл в Москву, где он никого не знал.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: