Тема занятия: «Формирование вокальных навыков, диафрагмы, опертого звука»
Составитель: педагог дополнительного образования Марковникова Л.В.
Здравствуйте! Дорогие ребята и уважаемые родители!
Цель занятия: научить обучающихся грамотно владеть своим голосом (развить вокальный слух и певческий голос).
· сформировать навыки выразительного исполнения эстрадных произведений;
· развить музыкально -эстетический вкус;
· расширять вокальный диапазон;
· развить преодоление мышечных зажимов
Воспитание самостоятельной активной личности ребёнка приобретает особую актуальность. Отсюда и необходимость продуманности учебно-воспитательной работы, основанной на принципах творческого обучения.
Для эффективности развития эмоциональности детей важно научить видеть, услышать красоту того, что есть в окружающем мире. Услышать красоту музыкальных звуков.
При отборе песенного репертуара нужно учитывать интересы и способности детей. Лучшие обучающиеся -солисты участвуют в концертах, конкурсах. Контакт с родителями должен способствовать лучшему взаимопониманию с детьми.
Пению, как любому виду искусств, необходимо учиться терпеливо и настойчиво. При этом необходимо обязательно помнить, что любое обучение не должно наносить ущерб духовному и физическому здоровью детей. Ведь для ребёнка обучение пению – это бесконечный путь развития и совершенствования своего голоса, певческой технологии, исполнительских возможностей, а через них – развитие и совершенствование своей личности.
Пение помогает личности развиваться, опираясь на основные моральные и нравственные критерии, понятия добра и зла. Такие качества как доброта, искренность, обаяние, открытость в сочетании с мастерством должны сопровождать маленького артиста всю жизнь.
Современная песня – сообщение об авторах музыки и слов, раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств, замысел произведения. Понятие «настроение» и «характер» музыки.
· Говоря о характере музыкальных произведений, мы, скорее, имеем в виду то настроение, которое они передают.
· Очень условно можно всю музыку разделить на весёлую и грустную.
Какая музыка бывает по характеру:
· Трагическая.
· Радостная
· Лирическая.
· Патриотическая.
· Созерцательная
На практике необходимо:
· Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Пение по фразам.
· Работа над чистотой интонирования по интервалам. Исполнение без сопровождения.
· Исполнение песни под фонограмму.
· Работа с микрофоном.
· Исполнение группой.
Применяю на занятиях Универсальный план работы с вокалистами
1. Ознакомление с песней, работа над дыханием:
· знакомство с мелодией и словами песни;
· переписывание текста;
· ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром, определением музыкальных фраз, кульминации песни;
· регулирование вдоха и выдоха.
2. Работа над образованием звука:
· проверка усвоения текста песни;
· работа по закреплению мелодической основы песни;
· постановка корпуса, головы;
· рабочее положение артикуляционного аппарата (рот, челюсти, верхнее и нижнее небо);
· атака звука;
· закрепление материала в изучаемой песне.
3. Работа над чистотой интонирования:
· проверка усвоения песни и мелодии в целом;
· слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным фразам;
· исполнение музыкальных фраз не форсированным звуком.
4. Работа над дикцией:
· музыкальные распевки в пределах терции в мажоре и миноре;
· выравнивание гласных и согласных звуков, правильное произношение сочетаний звуков;.
5. Работа с фонограммой:
· пение в сопровождении минусовой фонограммы;
· повторение ранее усвоенного материала;
· определение ритмической, тембровой основ аккомпанемента;
· определение темпа, динамических оттенков;
· исполнение песни с учетом усвоенного материала.
6. Работа над музыкальной памятью:
· музыкальные распевки с учетом расширения звукового диапазона;
· запоминание ритмической основы аккомпанемента;
· запоминание динамических оттенков мелодии;
· запоминание тембров аккомпанемента.
7. Работа над сценическим имиджем:
· закрепление ранее усвоенного материала;
· воссоздание сценического образа исполнителя песни;
· практическое осуществление сценического образа исполняемой песни.
8. Умение работать с микрофоном:
· восприятие собственного голоса через звука-усилительное оборудование;
· сценический мониторинг.
На песенном материале (эстрадная песня) продолжить обучение постоянному соблюдению певческой установки на занятиях;
спокойному вдоху, правильному звукообразованию, сохранению состояния вдоха перед началом пения, экономному выдоху, пению естественным, звонким, небольшим по силе звуком; правильному формированию гласных, четкому и короткому произношению согласных.
Принято считать, что в зависимости от того, какие из органов принимают наиболее активное участие в дыхании, можно говорить о типах дыхания. Различают следующие типы дыхания:
o - Грудное дыхание. При таком типе дыхания совершается расширение и поднятие верхней части грудной клетки, а диафрагма пассивно следует за ее движениями. Живот втягивается, а верхняя часть грудной клетки, ключицы и иногда плечи заметно поднимаются. Нижнее грудное. При таком типе дыхания вдох производится в основном за счет расширения и поднятия нижней части грудной клетки, при этом в работу включается диафрагма.
o Диафрагмальное. Наиболее распространенный тип дыхания, которым дышат большинство певцов. При этом типе дыхания грудная клетка и диафрагма активно включены в работу. При вдохе живот несколько подается вперед. Это дыхание может осуществляться с преимущественным включением груди (нижнегрудное дыхание) или с большим участием живота.
o Брюшное. (При этом типе дыхания осуществляется действие двух антагонистических групп мышц: мышц брюшного пресса (выдох) и диафрагмы (вдох).
· Развитие певческого дыхания всегда идет во взаимосвязи со звукообразованием. Важным этапом в обучении пению является организация необходимой атаки звука. Обычно это мягкая атака. Главное - необходимо добиваться, чтобы атака была четкой, ученик брал звук сразу, без подъездов, в то же время мягко, так как мягкая атака является основой в организации звука.
· Певческое дыхание существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения.
Дыхательная гимнастика:
1.Задержи дыхание, набери полные лёгкие воздуха и выпусти медленно. Порциями у-у-у-у-у-у
2. Разомкнуть зубы, опустить подбородок. Дети должны представить, что в руках у каждого из них роза. Вот цветок распускается и становится большим и пышным. Одновременно со взмахом руки педагога дети произносят: «Ах! Нюхаем цветок, затем руку отводим –а-а-а-а-ах».
3. Упражнение с пёрышком, которое подвешивается на прикреплённой к палочке ниточке. Дети делают певческий вдох, а затем медленно непрерывно выдыхают, стараясь, чтобы пёрышко, отклонившись от потока воздуха, не упало.
Опора дыхания
Опора дыхания - это – «игра» дыхательных мышц, четко координированное взаимодействие их во время сокращения, т. е. движения
· Для осуществления певческого дыхания важно правильное положение корпуса. Нужно следить за тем, чтобы была выпрямлена спина и хорошо прогнут поясничный отдел позвоночника.
· Учащийся должен, прежде всего, понять поставленные перед ним задачи, осознать все элементы фонационного дыхания (взятие дыхания, задержку вдоха и сохранение состояния вдоха во время пения музыкальной фразы), запомнить связанные с ними ощущения, затем пyтем постоянных упражнений научиться их правильно выполнять.
Домашнее задание
Ответьте на вопросы: