I. Историко-эстетический анализ




Муз. Л. Бетховен

Сл. К. Алемасовой

Пер. В. Соколова

 

Содержание:

 

I. Историко-эстетический анализ………………………………………………3

 

II. Музыкально-теоретический анализ…………………………………………4

 

III.Вокально-хоровой анализ……………………………………………………6

 

Литература……………………………………………………………………….10

 

 

I. Историко-эстетический анализ

 

Людвиг ван Бетховен (1770-1827) — немецкий композитор и пианист, представитель «венской классической школы».

Л. Бетховен — ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Композитор писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные, сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Людвига Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков.

Л. Бетховен написал 9 симфоний, 8 симфонических увертюр, 5 концертов для фортепиано с оркестром, 6 юношеских сонат для фортепиано, 32 сонаты для фортепиано, «32 вариации до-минор» и около 60 пьес для фортепиано, 10 сонат для скрипки и фортепиано, концерты для скрипки с оркестром, песни на стихи разных поэтов, обработки народных песен и др.

Строгая, рациональная классицистская соната явилась для Бет­ховена формой наиболее ему близкой. В этой области разверну­лось его творческое экспериментирование. Бетховен мыслил «сонатно»; он даже импровизировал чаще всего в сонатной форме. Характерные признаки сонаты – контрастные темы в драматическом противопоставлении, ладотональные конфликты, динамичная разработка, целеустремленность и целостность развития в крупном масштабе – открывали широкие возможности для выражения из­любленных бетховенских образов движения и борьбы. Настолько органичным для Бетховена было мышление в русле сонатности, что элементы сонатного развития часто пронизывали его творчест­во и в других жанрах (например, вариации или рондо).

Несмотря на то, что для Бетховена малые жанры, как известно, играли второстепенную роль, песня как особая их разновидность и шире - «песенность» как тип мелодического мышления, тесно связанного с фольклором, представлена в творчестве величайшего симфониста довольно обстоятельно. С другой стороны, наряду с необычайным богатством и разнообразием камерно-вокальное наследие Бетховена, вслед за песенными миниатюрами его ближайших предшественников - «венцев», явило очередную важнейшую веху в развитии жанра, подготовившую качественно неповторимый, высший этап в эволюции немецкой и австрийской песни ХIХ столетия. Этот бетховенский художественный массив, соединяя прошлое, настоящее и будущее, также органично «прорастал» в культуре Романтизма.

Владислав Геннадьевич Соколов (1908—1993) - русский советский хоровой дирижер, общественный деятель, профессор Московской консерватории. Автор популярной книги «Работа с хором», автор хоровых сочинений а капелла и обработок народных песен. В.Г.Соколов - выдающийся мастер работы с детскими хоровыми коллективами, им создано много оригинальных хоровых произведений, а так же переложений для детского хора. Среди его работ: 9 пьес для детского хора «Где отдыхает день» (на слова М. Садовского), семь хоров для смешанного состава (на слова М. Садовского), обработки народных песен («Повянь, бурь-погодушка», «Ты рябина ли» и др.), духовные хоров, переложения.

«Гимн ночи» написан на тему второй части сонаты Л. Бетховена «Appassionata». Соната для фортепиано № 23 фа минор, соч. 57, также известная как Аппассионата (итал. Appassionato - воодушевленно, страстно, живо) — одна из самых известных бетховенских сонат. Композитор работал над ней в течение 1804 - 1805 и, возможно, 1806 годов. Это тяжелый период в жизни Бетховена, когда он начал осознавать необратимость прогрессирующей глухоты (в 1802 году написано его "Гейлигенштадтское завещание"). Соната имеет посвящение графу Францу фон Брунсвик. Впервые опубликована в Вене в феврале 1807 года.

Соната состоит из 3-х частей:
1. Allegro assai
2. Andante con moto - attacca
3. Allegro ma non troppo – Presto

2 часть «Andante con moto» - цикл вариаций на очень простую тему в аккордовом изложении. 16 тактов темы представляют собой серию четырех- и двухтактовых фраз, каждая из которых заканчивается на тонике. Тема части – 16 тактов - и является основой произведения «Гимн ночи».

Литературный текст произведения относится к пейзажной лирики о необыкновенной красоте природы, чарующем мгновении ночи. Стихотворение состоит из 4 строф по 4 строки, каждый из них представляет собой период. Размер – двухстопный анапест, стопа трехсложная с ударением на третьем слоге.


Льёт свой свет с небес луна,
Ярко блещет звёздный рой.
Сходит ночь на землю к нам,
Сонмы снов ведёт с собой.

Озеро под горою
Не шелохнёт волною.
Чуть шелестит листвою
Ветер ночной.

Серебром сверкает даль,
На душе царит покой.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: