ЗНАЧЕНИЕ МАКРО- И МИКРОЭЛЕМЕНТОВ




  Суточная потребность Основные функции Условия усвоения Продукты-источники
Кальций        
Фосфор        
Магний        

Задание 10. Заполните таблицу:

ЗНАЧЕНИЕ МАКРО- И МИКРОЭЛЕМЕНТОВ

  Суточная потребность Основные функции Условия усвоения Продукты-источники
Фтор        
Йод        
Железо        

Задание 11. Решите тесты, выбрав правильный ответ.

1. Родители мальчика 10-ти лет обратились к врачу. Их сын предъявляет жалобы на общую слабость, быструю утомляемость, раздражительность, снижение работоспособности. Объективно: кровоточивость десен, петехии на конечностях. Недостаточность какого витамина может иметь место в данном случае?
  A. Витамина А
  B. Тиамина
  C. Рибофлавина
  D. Аскорбиновой кислоты
  E. Витамина Д
      Ответ:  
2. Пищевой рацион кормящей грудью женщины 25 лет, содержит 1000 мг кальция, 1300 мг фосфора, и 20 мг железа в сутки. Каким образом следует откорректировать содержание минеральных веществ в этом пищевом рационе?
  A. Увеличить содержание фосфора
  B. Уменьшить содержание кальция
  C. Увеличить содержание кальция
  D. Уменьшить содержание фосфора
  E. Увеличить содержание железа
      Ответ:  
3. В ходе проведения медицинского осмотра студентов, врач обратил внимание на студента 24 лет, ростом 176 см и массой тела – 68 кг, у которого наблюдалась сухость кожи и гиперкератоз. При специальном обследовании обнаружено существенное снижение остроты сумеречного зрения. Какое из отмеченных заболеваний можно допустить?
  A. Диэнцефальный синдром
  B. С – гиповитаминоз
  C. Астигматизм
  D. Миопия
  E. А – гиповитаминоз
      Ответ:  
4. Больному сахарным диабетом необходимо снизить вес. Какие продукты ему следует сохранить в рационе?
  A. Сливочное масло
  B. Растительное масло
  C. Алкоголь
  D. Сдобный хлеб
  E. Сало
      Ответ:  
         
5. При медицинском осмотре мужчин – водителей у 10 % лиц обнаружено превышение оптимальной массы тела на 65 %. (ИMT – 39,3 кг/м2 массы тела). Какой энергетический статус у лиц?
  A. Ожирение 4-й степени
  B. Нормальный энергетический статус (адекватное питание)
  C. Ожирение 1-й степени
  D. Ожирение 2-й степени
  E. Ожирение 3-й степени
      Ответ:  
6. У 4-х месячного ребенка, находящегося на искусственном вскармливании, во время обследования выявлены признаки дистрофии, кожа сухая с участками пигментации. В крови лейкоцитоз. Проба Сулковича резко положительна. Наиболее вероятным причинным фактором заболевания является избыточное поступление в организм с молочной смесью:
  A. Витамина D
  B. Витамина А
  C. Витамина С
  D. Витаминов В1 и В2
  E. Витамина РР
      Ответ:  
7. В результате углубленного медицинского осмотра курсантов военного училища у некоторых лиц выявлено нарушение цветового восприятия, конъюктивит, сухость и шелушение кожи, пигментация и ломкость ногтей, ороговение кожи в области локтевых и коленных суставов. Для купирования подобных клинических проявлений в пищевом рационе, в первую очередь, следует увеличить содержание
  A. Моркови
  B. Гречневой крупы
  C. Мяса
  D. Рыбы
  E. Хлеба из отрубей
      Ответ:  

 

 


Задание 27. Ознакомьтесь с условием и решением ситуационной задачи.

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА

Водитель бульдозера, 37 лет, в сутки затрачивает 3210 Ккал. В рационе питания водителя бульдозера содержание белков 110 г (65г животного происхождения), жиров 115 г (35 г растительных) и 440 г углеводов. Калорийность рациона – 3406,5 Ккал. Минеральные соли представлены следующим образом: кальций – 800 мг, фосфор – 1600 мг, железо – 15 мг, магний – 500 мг. Содержание витаминов следующее: А – 0,12 мг, В1 – 1,7 мг, В2 – 1,5 мг, С – 60 мг. В режиме питания 3-х кратный прием пищи: завтрак в 7.00 утра, обед – 16.00, ужин – 21.00. Распределение калорийности по приемам: завтрак – 10%, обед – 40%, ужин – 50%.

Определите группу интенсивности труда.

Определите полноценность питания, сбалансированность рациона и режим приема пищи.

РЕШЕНИЕ

1. По энерготратам водитель бульдозера относится к 3-й группе интенсивности труда.

2. Калорийная ценность рациона соответствует энерготратам. Качественный состав: общее количество белков (110 г) в рационе соответствует физиологическим нормам, рацион сбалансирован по содержание белков животного происхождения – 59%. Общее количество жиров в рационе достаточное (115 г), отмечается сбалансированность жирового компонента (70% – животные жиры, 30 % – растительные). В рацион включены растительные жиры в малом количестве и составляют всего 17% жиров (вместо 25-30%). Количество углеводов в рационе соответствует нормативным. Соотношение белков, жиров и углеводов в рационе рациональное и составляет 1:1:4.

3. Количество солей кальция и фосфора в рационе соответствует суточным потребностям. Однако их соотношение составляет 800:1600 = 1:2, что не соответствует правильному соотношению 1:1,5. Содержание железа и солей магния и соответствует физиологическим потребностям организма, но соотношение кальция и магния нарушено: вместо 2:1 (800:500) составляет 1:0,6. Рацион водителя бульдозера содержит недостаточное количество витаминов А, В1, В2 и С.

4. Режим питания нерациональный. Интервал между отдельными приемами пищи более 8 часов, распределение калорийности рациона по приемам неправильное – значительно повышена калорийность ужина и снижена калорийность завтрака.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Питание водителя бульдозера полноценное и сбалансированное по количественному и качественному содержанию белков, жиров и углеводов. Отмечается неблагоприятное соотношение между солями кальция и фосфора, кальция и магния. В рационе недостаточно витаминов.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА

Группа студентов медицинского вуза, проживающих в общежитии, обратилась к врачу поликлиники с жалобами на общую слабость, быструю утомляемость, повышенную сонливость, быструю утомляемость, ухудшение успешности в обучении, кровоточивость и припухлость десен. При опросе установлено, что студенты питаются не регулярно, готовить горячие блюда не успевают, столовую не посещают. Рацион питания студентов в основном состоит из колбасных, изделий, консервов и концентратов быстрого приготовления. При осмотре студентов врач обратил внимание на синюшность носа, губ, ногтей, наличие отечности и кровоточивости десен. На руках и коленях у некоторых студентов отмечалось наличие нескольких синяков, бледность и сухость кожи.

Поставьте предварительный диагноз патологии.

Какие исследования необходимо провести для подтверждения или изменения диагноза.

Какими методами можно провести массовое обследование с охватом всех студентов, проживающих в общежитии?

Дайте рекомендации по профилактике подобных заболеваний.

РЕШЕНИЕ

Анализ жалоб, данных анамнеза и объективного осмотра группы студентов (нарушение качественного состава рациона питания, нерегулярность принятия пищи, внимание на синюшность носа, губ, ногтей, наличие отечности и кровоточивости десен, наличие на руках и коленях, бледность и сухость кожи) мы можем поставить предварительный диагноз «Гиповитаминоз или авитаминоз по витамину С».

Для подтверждения диагноза необходимо провести лабораторное исследование: определение содержания витамина С в моче или крови (например: определение аскорбиновой кислоты в часовом количестве утренней мочи по Железняковой. Если за 1 час выделяется 0,8 мг – насыщенность организма витамином С достаточная; 0,4 – 0,79 мг – удовлетворительная; 0,39 мг и менее – недостаточная).

Для проведения массового обследования студентов, проживающих в общежитии, для оценки степени насыщенности витамином С, определяют при помощи вакуумного теста устойчивости капилляров – функциональная щипковая проба (использование воронки с отрицательным давлением). После создания вакуума над ограниченным участком кожи посчитывают количество образовавшихся точечных кровоподтеков в коже. Большое количество таких кровоподтеков говорит о ломкости капилляров, и, следовательно, о недостаточности витамина С в организме.

Для уменьшения витаминной недостаточности по витамину С, группе студентов рекомендовано: прием витамина С по 100 мг/сутки, включение в питание свежих овощей и фруктов (свежей и квашенной капусты, картофеля, болгарского перца, черной смородины, цитрусовых и др.).

 

Задание 12. Решите задачи. Запишите развернутый ответ

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 1

В суточный рацион рабочего-деревообработчика, 27 лет, входят: белки 70 г (10 г животные); жиры 180 г (растительные – 30 г); углеводы 350 г (в том числе 200 г крахмала). Минеральные вещества: фосфора –1200 мг; кальция – 600 мг; железа – 25 мг. По витаминному составу суточный рацион содержит витамина С – 60 мг, витамина В1 – 2,5 мг, витамина В2 – 2,8 мг, витамина А – 500 мг, витамина РР – 2,5 мг.

Ответьте на поставленные вопросы:

Определите группу интенсивности труда.

Определите полноценность питания, сбалансированность рациона и режим приема пищи.

Дайте рекомендации по профилактике подобных заболеваний.

Решение задачи 1

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 2

При плановом медицинском обследовании учащихся железнодорожного техникума отмечено, что значительная часть из них жалуется на снижение работоспособности, быстро наступающее утомление, мышечную слабость, светобоязнь, резь в глазах, что сами учащиеся объясняют ухудшением освещенности на рабочих местах прохождения практики. При объективном обследовании у многих учащихся отмечается сухость и бледность кожи, ороговение волосяных фолликулов, особенно на локтях, коленях, огрубение кожи на пятках, у некоторых даже с трещинами, образование угрей, исчерченность ногтей. На вопрос врача о питании в столовой особых жалоб не предъявляют.

Ответьте на поставленные вопросы:

Поставьте предварительный диагноз патологии.

Какие методы углубленного исследования необходимо провести для установления диагноза? Дайте рекомендации по профилактике подобных заболеваний.

Решение задачи 2

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: