Алгоритм постановка цели




ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ НОД.

Цель является системообразующим (определяющим) элементом педагогической деятельности. Целеполагание в педагогике - сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.

Цели могут быть разного масштаба и составляют ступенчатую систему: государственные цели-цели отдельных образовательных систем и этапов образования – цели образования или воспитания детей определенного возраста – цели отдельной темы, занятия или воспитательного мероприятия. Постановка цели НОД - это не элементарное определение направления и результатов движения (точки постепенного движения к цели по определенному маршруту).

Цель педагогической деятельности - мысленное предвосхищение результатов процесса. В своих формулировках педагогическая цель должна отражать те качества, на развитие которых направлен педагогический процесс. Сформулировав цель НОД, педагог должен ясно и конкретно представлять себе, что он намерен получить к моменту окончания занятия, какие показатели позволят ему убедиться в достижении этого результата, чем обоснован выбор именно этих показателей. Цель, будучи достигнутой, должна приближать к конечной цели ООП.

Развивающие цели ориентированы на развитие:

- личностно-смысловые отношения к изучаемому материалу и процессу собственной познавательной деятельности: актуальность и личностный смысл изучаемой темы для детей, помощь детям в осознании социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала;

- ценностного отношения к окружающей действительности: содействовать осознанию детьми ценности изучаемого материала, помочь детям осознать ценность совместной деятельности;

- интеллектуальной культуры детей: вооружить (т. е. создать организационные и содержательные условия для развития у детей умений) способами(приемами) мыслительной деятельности: учить детей анализировать познаваемый объект, развивать умение сравнивать, обобщать, квалифицировать, соотносить, видеть закономерности, находить противоречия и т. д.;

- исследовательской культуры детей (исследовательских умений); содействовать развитию у детей умения использовать различные методы познания: наблюдение, выдвижение гипотезы, анализировать объект, выделять его существенные признаки, сопоставлять различные факты, делать выводы;

- деятельной культуры детей: умений ставить цель, планировать свою деятельность (осуществлять контроль, самооценку и самокоррекцию своей деятельности);

- коммуникативных умений (культуры) детей: содействовать развитию у детей умения общаться, обеспечить развитие у них монологической и диалогической речи;

- рефлексивной культуры детей: создать условия для развития у детей умений приостановить свою деятельность, выделять узловые моменты своей или чужой деятельности, обеспечить развитие умений объективировать деятельность.

Главным основанием постановки целей НОД должны служить анализ имеющихся потребностей и проблем на данном этапе реализации ООП, с одной стороны, анализ возможностей, и анализ возможностей, средств, ресурсов (в том числе временных)- с другой. При постановке полезно учитывать то, что цели должны быть:

- актуальными, т.е. отвечающими наиболее значимым проблемам;

- требующими усилий, но и реальными, т. е. находиться в зоне ближайшего развития ребенка;

- корректными (сформулированы так, чтобы было четко определить, достигнуты ли они за время одного занятия);

- мотивирующими и стимулирующими;

- известны всем участникам деятельности, понятны и осознанно приняты ими, что требует специальных усилий по коллективной выработке целей и их согласованию;

- подчинены более крупным программным целям, долгосрочным ориентирам, устремлениям, ценностям коллектива, ДОО в целом.

Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т.д.

 

 

Алгоритм постановка цели

1. Оценивать имеющиеся проблемы (расхождение между желаемым и реальным уровнем освоения ООП детьми) и определить главную.

2. Четко сформулировать проблему.

3. Определить шаги (действия) по ее решению, их последовательность.

4. Точно сформулировать промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия).

5. Оценивать, какие (и сколько) из этих шагов (действий) можно реально осуществить в рамках одной НОД.

6. Сформулировать цель НОД, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной НОД.

 

Цель одна, задач может быть много. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т. д. Задачу формировать глаголами в неопределенной форме: создать, укрепить, воспитывать, осуществлять и т. п.

Цель и задачи занятия заменяют программное содержание.

Задача - то, что требует исполнения, решения в конкретный отрезок времени (на занятии). Задачи по отношению к цели могут быть:

1) Обучающими(чему детей будем учить на данным занятии). В задачах рекомендуется использовать формулировки

«способствовать», «формировать умение», «создавать условия»,

«развивать»;

2) Развивающими (что будем закреплять, уточнять, не забывая о развитии психических функций и их свойств, в каких видах деятельности, игр, дидактических упражнений это будет осуществляться);

3) Воспитательными (какие умственные, эстетические, морально-волевые качества будут формироваться на данном занятии).

Многие педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду только обучающие задачи. Но в соответствии с законом «Об образовании в РФ» в понятие «образование» входит и обучение, и воспитание. Значит, в образовательных задачах будут и обучающие, и воспитательные. В этом случае будет две группы задач: развивающие и образовательные. Для любой образовательной деятельности формулируются конкретные задачи, которые должны быть решены к концу этой образовательной деятельности. Иными словами, если в конспекте НОД указана задача, педагогу ее необходимо решить в течение НОД(15 минут в младшей или 35 минут в подготовительной группе).Поэтому в конспекте прописывается пять, максимум шесть задач (в зависимости от возрастных особенностей детей).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-08-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: