Изложение основного материала.




НАРОДНАЯ ИГРА В ОБОГАЩЕНИИ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Боровикова Анна, группа 3ДО- 3- 14


УДК 373

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством народной игры

Аннотация. В статье представлены особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста, посредством использования народных игр. Представлены основные народные игры и возможности их использования в ДОУ.

Ключевые слова. Народная игра, дошкольники, речь, потешки, хоровод, песни, сказки.

Annotation. The article presents the peculiarities of speech of children of the senior preschool age through the use of the popular games. The main folk games and the possibility of their use in preschool.

Keywords. People's game, preschool, speech, nursery rhymes, dance, songs, and stories.

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом дошкольного образования обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе народной игры, рассматривается в контексте развития речевого развития детей [1]. Богатый словарь это признак высокого развития речи ребенка. Своевременное развитие словаря и речи –важнейшие факторы подготовки к школьному обучению.

Степень разработанности темы. Для понимания механизмов становления и развития речи ребенка особое значение отводится изучению научных положений психолого-педагогической науки, которые связаны с характеристиками психических процессов, составляющих основу развития речи. Особый интерес представляют работы А. Арушанова, А. Богуша, Л. Выготского, А. Гвоздева, И. Зимняя, А. Иваненко, Л. Калмыкова, В. Коника, А. Леонтьева, А. Лурия, В. Логинова, С. Рубинштейна, Савельева, А. Соловьева, Ф. Сохина, Е. Тихеева, Н. Ушакова, К. Ушинского, С. Цейтлина, А. Шахнаровича, Д. Эльконина и др., в которых раскрываются особенности развития словаря детей, содержание процессуальных аспектов организации словарной работы с дошкольниками по основным ее направлениям (обогащение и количественное накопление словаря; уточнение значения слова, его усвоение, систематизация (составление) словаря; активизация лексического багажа; воспитание интереса к слову).

Народные игры собирались и описывались фольклористами и этнографами (В.И. Даль.Е.А. Покровский, В.П. Шейн и др.) [3]. Педагогическим отбором и пропагандой народных игр как средства воспитания занимались И.Я. Герд. Е.М. Дементьев, П.Ф. Лесгафт. А. Скотак и др.

Изложение основного материала.

Старший дошкольный возраст характеризуется новым этапом в освоении речи, которое становится более контекстным: ребенок не только им пользуется, но и осознает его строение.Среди характерных особенностей развития речи старших дошкольников ученые также называют: существенное обогащение словарного запаса (до пяти тысяч слов), в том числе запаса производных слов, улучшение смысловой точности речи, рост удельного веса распространенных и сложных предложений в связной речи. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте появляется способность варьировать лексическими значениями, пользоваться обобщающими словами, группировать предметы по родовому признаку, отображать с помощью слов операции сравнения и сопоставления.

Казна устного народного творчества, как и народных игр, чрезвычайно богата. Это и нежная искренняя мамина песня над колыбелью младенца, которая успокаивает ребенка, согревает ее теплом и лаской. Это и волшебная бабушкина сказка, которая учит жить и работать, бороться и побеждать, защищать добро и ненавидеть зло. Это и интересная дедушкина поговорка, скороговорка или загадка, которые развивают сообразительность и мышления. Это и ответ на тысячи «Почему?», Которые ребенок получает от родных, близких, педагогов, удовлетворяя свою природную любознательность.

Интересные и понятны старшим дошкольникам потешки, короткие песенки или стишки шутливо-юмористического характера, которые дают возможность одновременно с произнесением выполнять определенные действия, благодаря чему развивается активный словарь, корректируется не только речь, но и моторика детей. В них меняется эмоциональное состояние; малыши становятся более внимательными, радуются тому, что с ними общаются. А манипуляции руками, пальцами, ногами, головой помогают дошкольникам понять строение своего тела, ориентироваться в нем.

Обращение к народным играм во время режимных процессов (умывание, одевание, кормление, сна) вызывает у детей положительное отношение. Например, во время умывания целесообразно использовать игру «Водичка-Водичка», а процесс одевания будет более интересным, когда его сопровождать пословицей «Чок-чок, сапожок». Следовательно, использование игр, безусловно, положительно отличается на развитии речи дошкольников.

Кроме того, важным остается тот факт, что в дошкольном возрасте активный словарный запас детей тесно связан с развитием мелкой моторики пальцев рук. На занятиях и в повседневной жизни целесообразным является использование театральной деятельности, с помощью которой можно разыгрывать с детьми потешки, сказки. Это будет способствовать обогащению активного словаря, развитию мышц рук, вызыванию радостных эмоций. Например, рассмотрим народную игру «Наши пальчики»:

Наши пальчики маленькие,

И ровные, и гладкие (дети показывают свои пальцы).

Можем с пальчиков Мы сделать зайчиков

(Сжав пальцы обеих рук в кулаки, выставляют указательные и средние пальцы).

Ушки зайчика дрожат,

Слушать песенку хотят (Шевелят этими пальцами, и дальше все вместе поют песенку про зайчика).

Во время прогулок, наблюдая за различными явлениями природы, для обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста следует использовать фольклорные игры. Например, солнце спряталось за тучку, а взрослый, обратившись к детям, предлагает им «позвать его»:

Выйди, выйди, солнышко,

На деда полечко,

На бабье зелье,

На наш дворик и т.д.

На прогулках можно использовать народные хороводные игры, в которых правила и слова простые и доступные. Это такие игры как «Гуси-лебеди», «Наседка и цыплята» и другие.

В детском быту есть свои традиции. Одна из них – это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. Кто придумал эти игры («Гуси-лебеди», «Коршун и цыплята».? Когда они возникли? Вероятно, они созданы народом так же, как песни, сказки, поговорки и т.п. По этому признаку они и называются – народными.

Благодаря своей образности народные игры увлекают детей старшего дошкольного возраста. Образ в игре не статичен. Случай, событие, которое составляет игру, ребенок эмоционально переживает.


 

Список литературы

1. Приказ от 17 октября 2013 г. №1155 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

2. Белошистая А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста // Пед. технологии. - 2010. - № 2. - С. 3-8.

3. Борохович Л.Ю. Нетрадиционные формы развития культуры общения дошкольников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 7. - С. 64-73.

4. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев – М., 2001. – 150 с.

5. Губанова Н.Ф. Социокультурное развитие дошкольников средствами игры / Н.Ф Губанова, М.В. Губанов // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2014. – № 2. – С. 15.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: