Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся




Раменская специальная (коррекционная) общеобразовательная

Школа-интернат VIII вида

_________________________________________________________________

Адрес: 140104, МО, г. Раменское, пос. Красный Октябрь, дом 1

телефон/факс: /8-496-46/ 3-36-19

Е-Маil: dobro@aviel.ru

 

 

Утверждаю
Директор школы-интерната
 
___________ Белозерова Л.В.
«01» сентября 2016г
 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МУЗЫКЕ И ПЕНИЮ

Класс

 

 

Составитель программы:

учитель музыки и пения

Баширова Н.Ю.

 

 

г.Раменское

2016-2017 уч. г.

Содержание

  Стр.
1. Пояснительная записка    
2. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе  
3. Критерии и нормы оценок знаний, умений и навыков обучающихся.    
4. Содержание тем учебного курса    
8. Календарно-тематическое планирование    
9. Список литературы    

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

Рабочая программа по музыке и пению в начальных классах разработана на основе программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. М.: Изд.«Просвещение», 2006 г.191с.

 

 

Программа по музыке и пению для учащихся начальных классов — главная ступень в работе с детьми с нарушенными интеллектуальными способностями. Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.

 

Цель предмета: установка на всестороннее развитие личности, которая предполагает развитие музыкальных умений и навыков, овладение детьми музыкальной культурой.

 

Задачи обучения:

 

Образовательные:

 

формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;

формировать музыкально-эстетический словарь;

формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности:

 

Развивающие:

 

совершенствовать певческие навыки;

развивать чувство ритма, речевую активность, музыкальную память, способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки:

 

Коррекционные:

 

корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;

корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;

способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения:

 

 

Воспитательные:

 

помочь самовыражению учеников через занятия музыкальной деятельностью;

содействовать приобретению навыков общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

способствовать формированию культуры поведения:

Целевая установка достигается путем введения ребенка в многообразный мир музыки, с учётом его психофизических и интеллектуальных возможностей.

 

Принципы обучения:

 

коррекционная направленность обучения;

оптимистическая перспектива образования;

индивидуализация и дифференциация процесса обучения:

 

 

Программа по музыке и пению состоит из трёх разделов:

 

Раздел «Пение» включает в себя произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня – основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора. Формирование вокально-хоровых навыков является основным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1-3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с другим и заканчивает изучение третьего. За учебный год класс разучивает 10-15 песен.

 

Раздел «Слушания музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1-3 произведений. Исполнение самим педагогом способствует созданию на уроке тёплой эмоциональной атмосферы, служит положительным примером, стимулирующим самостоятельные занятия школьников.

 

Объём материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к минимуму. Это связано ограниченными возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлечённых понятий, таких как изображение музыкального материала на письме и др., опирающихся на абстрактно — логическое мышление.

 

Структура урока:

 

● подготовительная часть урока. Основной её задачей является уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов учащихся. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, весёлой музыки танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия – убеждение и внушение;

 

● основная часть урока — состоит из вышеуказанных разделов, объём которых может варьироваться в зависимости от темы и задач урока:

Этапы урока:

 

— организация начала урока;

 

— закрепление пройденного материала;

 

— подготовка учащихся к новым знаниям (беседа по теме, постановка цели урока);

 

— элементы нотной грамоты;

 

— слушание музыки;

 

— подготовка к разделу «пение» — упражнения на постановку голоса, дикции, дыхания;

 

— пение;

 

— обобщение и систематизация знаний;

 

— подведение итогов урока:

 

В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы, используются следующие типы уроков:

 

● вводный урок;

 

● урок формирования новых знаний;

 

● обобщающий;

 

● контрольный урок;

 

● урок формирования и закрепления умений и навыков;

 

● комбинированные;

 

● интегрированный урок (слушание музыки + сольфеджио; слушание музыки + хор);

 

● урок – сказка (может иметь различные формы: прослушивание, обсуждение, и некоторая доля театральности на уроке – ролевые задания);

 

● комплексный урок (включающий материал из разных областей искусства, не только музыкального);

 

● открытые уроки;

 

● урок – путешествие в прошлое, настоящее и будущее;

 

● урок – состязание;

 

● урок – игра (конкурсы, викторины, познавательные игры по слушанию музыки):

 

Применяемые технологии:

 

информационные;

объяснительно-иллюстративные;

здоровье — сберегающие;

модульные;

личностно-ориентированные;

игровые:

 

Применяемые методы:

 

рассказ;

объяснение;

упражнение;

метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

метод эмоциональной драматургии;

метод художественного контекста;

беседа;

слушание музыкальных произведений (фрагментов), определение характера музыкального произведения с помощью соответствующего эпитета, объяснение (аргументация) ребёнком своей мысли или ощущения музыки при помощи средств выразительности, использованных композитором;

наглядный;

метод активизации зрительного и слухового восприятия — сочинение рассказов, несюжетных рисунков по прослушанной музыке;

метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений;

метод арт — терапии;

метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих заданий):

 

Связь с другими предметами: ритмика, изобразительное искусство, чтение, русский язык, математика, литература, география, история:

Механизм оценки:

 

— фронтальный опрос;

 

— беглый текущий опрос;

 

— самостоятельная работа на закрепление музыкального материала по индивидуальным карточкам;

 

— музыкальные тесты, викторины;

 

— контрольные уроки:

 

Продолжением работы по музыкальному воспитанию являются внеклассные мероприятия: специальные музыкальные занятия, кружки, массовые мероприятия, введение музыки в режимные моменты учащихся, индивидуальные занятия. Из массовых форм проводятся следующие мероприятия: утренники, посвящённые календарным датам, постановка музыкальных спектаклей, представлений, конкурсы песен, смотры художественной самодеятельности, вечера, дискотеки, посещение концертов, спектаклей. Музыка в повседневной жизни является новой формой музыкального воспитания детей.

 

Главным требованием, предъявляемым к музыкальным произведениям, являются: художественность, доступность и коррекционно — развивающая направленность. На выбор репертуара для пения оказывают влияние определённые ограничения, возникающие при работе с детьми данного контингента.

 

Место предмета в базисном учебном плане: на предмет музыки во 2 классе выделяется 1 час в неделю. Общее число часов за год обучения составляет 34 часа.

Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса

Учащиеся должны знать:

 

§ характер и содержание музыкальных произведений;

§ лады: мажор, минор;

§ музыкальные инструменты и их звучание (баян, барабан, маракасы);

 

Учащиеся должны уметь:

 

§ одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу;

§ правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и середине слов;

§ исполнять выученные песни выразительно и ритмично, сохраняя строй и ансамбль;

§ различать песню, танец, марш;

§ различать пение соло и хором.

 

В процессе обучения класс должен выучить не менее 10 песен.

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся

По музыке и пению

 

 

Оценка «пять»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.

 

Оценка «четыре»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

-пение недостаточно выразительное.

 

Оценка «три»:

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;

-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;

-пение невыразительное.

 

Оценка «два»:

-исполнение неуверенное, фальшивое.

 

 

Содержание тем учебного курса

 

№ п/п Название темы Количество часов Класс
  Музыкальные жанры.    
  О чём говорит музыка?    
  Я и музыка.    
  Истории в музыке.    
ИТОГО 34 часа

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КЛАСС

№ урока Наименование разделов и тем Кол-во часов Планируемая дата проведения Скорректированная дата проведения
«Музыкальные жанры» 9 часов
  Вводный урок. Повторение песен за 1 класс.   07,09  
  Повторение раздела «Музыкальная грамота» за 1 класс.   14,09  
  Музыкальный жанр — «марш». «Марш деревянных солдатиков" П. И.Чайковский.   21,09  
  Музыкальный жанр — «марш».     28,09  
  Музыкальный жанр – Танец. Хоровод.   05,10  
  Музыкальный жанр – Танец. Хоровод. Гопак.   12,10  
  Музыкальный жанр — «песня» — народная, композиторская, колыбельная.   19,10  
  Развитие умения определять различные по характеру музыкальные произведения.   26,10  
  Повторение и обобщение темы «Музыкальные жанры»   09,11  
«О чём говорит музыка?» 9 часов
  Развитие умения дифференцировать звуки по высоте (высокие, низкие).   16,11  
  «Звуки высокие и низкие»И. С. Бах «Шутка» «Прелюдия до мажор».   23,11  
  «Звуки высокие и низкие»М.Старокадомский «Что за дерево такое?»   30,11  
  Музыка и движение. Д. Кабалевский «Клоуны»   07,12  
  Музыка и движение. «Сурок» Л. Бетховен.   14,12  
  «Музыка и движение» (Понятия быстро и медленно).   21,12  
  Обобщение темы: «О чём говорит музыка?»   28,12  
  Урок-концерт «Кабы не было зимы»   11,01  
  Музыкальные картинки. Зима     18,01  
«Я и музыка» 9 часов
  Повторение темы «О чём говорит музыка?».   25,01  
  Развитие умения дифференцировать звуки.   01,02  
  Понятия соло и хор.     08,02  
  В стране мультипультия «Квартет» Просмотр и обсуждение мультфильма   15,02  
  Мелодия. Развитие слухового внимания и чувства ритма.   22,02  
  Мелодия. Развитие слухового внимания и чувства ритма.   01,03  
  Ударно-шумовые музыкальные инструменты (баян, барабан, маракасы).   15,03  
  Ударно-шумовые музыкальные инструменты (баян, барабан, маракасы).   22,03  
  Обобщение темы «Я и музыка»   05,04  
«Истории в музыке» 7 часов
  В стране мультипультия «Волк и 7 козлят» Просмотр и обсуждение мультфильма   12,04  
  В музыкальном театре. Балет «Спящая красавица».   19,04  
  Куда ведёт нас танец? Балет «Щелкунчик».   26,04  
  Музыка и игра. Хороводные игры с пением.   03,05  
  Сказка в музыке. «Муха — цокотуха» «Песенка про кузнечика»   10,05  
33-34 Обобщающие уроки (темы за год)   17,05 24,05  
Итого уроков за год:  

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (авторской программы И. В. Евтушенко «Музыка и пение»)1-4 классы под редакцией В.В. Воронковой, 2012 г.

 

Ю.Б. Алиев Настольная книга школьного учителя-музыканта. (Москва-Владос, 2002);

 

Ю.Б. Алиев Пение на уроках музыки. Конспекты уроков. Репертуар. Методика.(Москва-Владос-пресс, 2005);

 

Интернет на уроках искусства: педагогическая технология создания и использования информационно – коммуникативной среды / автор – сост. С.И. Гудилина. Вып. 1. - М., 2004.

 

Музыка и поэзия / авт. – сост. Е. Н. Домрина. – СПб., 2000.

Д. Б. Кабалевский Как рассказывать детям о музыке? – М., 2005.

 

Рассмотрено на заседании МО
Руководитель МО
 
____________Заикина С.Ю.
Протокол № ___ от_________
 

 

Согласовано  
Зам. директора по УВР
 
__________ Акатьева Л.В.  
«» августа 2016г
 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: